29.01.2020
03.12.2024
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Поддержка детской инициативы является необходимым условием для создания социальной ситуации развития дошкольника и выявления и содействия детской одаренности. Также одним из важнейших качеств для способных и талантливых воспитанников становится умение участвовать в командной работе, а для этого уже у дошкольников необходимо формировать интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду – одно из главных составляющих условий функционирования ДО. И для нас, музыкальных руководителей, встал вопрос об организации эффективной развивающей предметно – пространственной среды, о выборе более значимых и продуктивных игр, подходящих для развития познавательной и творческой мотивации. Среда имеет большое значение для развития детей, так как именно правильно организованная не только в группе, но и музыкальном зале, она позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности и задатки одарённости, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию одарённой личности.
С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие – «говорящая среда» - технология преобразования группового пространства, продиктованная посылами гуманной педагогики и транслирующая ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.
Это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания дошкольников, которая создается взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяя считать среду третьим «педагогом», где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.
Действительно, на практике мы можем наблюдать, как такой среды не хватает детям. Наблюдая за нашими детьми, мы заметили, как велика их потребность в творческом самовыражении. Они не только с радостью используют предложенные нами музыкальные игры, но и предлагают свои варианты различных музыкальных и дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибуты для игр и танцев и оформления зала.
Таким образом развивающая среда становится тем уникальным инструментом, который позволяет совершенно необычным образом изменить визуальное восприятие музыкального зала, превратив его в своеобразный живой экран для свободы самовыражения и получения опыта и знаний.
Давайте рассмотрим элементы «говорящей среды» нашего музыкального зала.
• «Наш вернисаж» - место для публикаций –- здесь ребята могут выставить свои готовые продукты и творческие работы.
• «Композиторы» - портреты известных композиторов для ознакомления и запоминания, а также конверт для самостоятельного повторения и закрепления. В него ребята могут добавить портреты любимых композиторов.
• «Центры активности» («Центр творчества», «Центр речи», «Центр познания») – здесь стоят столики и стульчики для выполнения, задуманного (картинки для вырезания, раскрашивания, кроссворды, тематические картинки, афиши и т.д.), находится доска для демонстрации.
• «Приглашаем в театр» - место, где можно пробовать свои силы в разных видах театра, вывешивать афиши для представлений и знакомить всех с правилами поведения в театре.
• «Играем сегодня» - своего рода «Центр игры» - уголок, в котором можно выбрать себе всё, что подходит для данной тематической недели на сегодняшнем занятии (атрибуты для игр, танцев, музыкальные инструменты, элементы костюмов и др.)
• «В музыкальном зале можно» - место, где совместно с педагогом дети определили правила поведения, написали любимые дела в музыкальном зале. Для чего нужны правила? Они создают барьер безопасности для проявления детской самостоятельности. Потребность в чётком соблюдении правил является одной из важных потребностей детей, а умение подчиняться разным правилам и социальным нормам закреплено целевыми ориентирами ФГОС ДО Ну и наконец, «правила» очень хорошо способствуют сплочению детского коллектива.
• Рефлексия «Моё настроение» - в конце каждой встречи ребёнок с помощью смайлика отображает своё эмоциональное состояние.
• «Дорожка приветствия» - где дети перед входом в музыкальный зал выбирают вариант приветствия.
• Украшение зала детьми и по их задумке. Украшения могут быть как долгосрочными, на несколько месяцев, так и краткосрочные, к определенному событию.
• Навигация. Ребята сделали указатель музыкального зала.
• «Доски выбора» – планшеты, где с помощью картинок воспитанники выстраивают музыкальную деятельность по своему желанию, выбирая её с помощью фишек. а педагог может поддержать интерес ребят, но в то же время выполнить все этапы образовательной деятельности по плану (пение, игра, слушание, разминка и т.д).
Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.