Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ВТГ "Одаренные дети"

Технология «Говорящая стена» - инструмент для развития, обучения и воспитания одарённых детей в музыкальной деятельности Кавыева Ю.В. и Максимова Ю.М.

16.12.2024

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Поддержка детской инициативы является необходимым условием для создания социальной ситуации развития дошкольника и выявления и содействия детской одаренности. Также одним из важнейших качеств для способных и талантливых воспитанников становится умение участвовать в командной работе, а для этого уже у дошкольников необходимо формировать интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду – одно из главных составляющих условий функционирования ДО. И для нас, музыкальных руководителей, встал вопрос об организации эффективной развивающей предметно – пространственной среды, о выборе более значимых и продуктивных игр, подходящих для развития познавательной и творческой мотивации. Среда имеет большое значение для развития детей, так как именно правильно организованная не только в группе, но и музыкальном зале, она позволяет ребёнку проявлять свои творческие способности и задатки одарённости, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию одарённой личности.

 С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие – «говорящая среда» -  технология преобразования группового пространства, продиктованная посылами гуманной педагогики и транслирующая ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.

Это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания дошкольников, которая создается взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяя считать среду третьим «педагогом», где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.

Действительно, на практике мы можем наблюдать, как такой среды не хватает детям. Наблюдая за нашими детьми, мы заметили, как велика их потребность в творческом самовыражении. Они не только с радостью используют предложенные нами музыкальные игры, но и предлагают свои варианты различных музыкальных и дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибуты для игр и танцев и оформления зала.

Таким образом развивающая среда становится тем уникальным инструментом, который позволяет совершенно необычным образом изменить визуальное восприятие музыкального зала, превратив его в своеобразный живой экран для свободы самовыражения и получения опыта и знаний.

Давайте рассмотрим элементы «говорящей среды» нашего музыкального зала. 

«Наш вернисаж» - место для публикаций –- здесь ребята могут выставить свои готовые продукты и творческие работы.

«Композиторы» - портреты известных композиторов для ознакомления и запоминания, а также конверт для самостоятельного повторения и закрепления. В него ребята могут добавить портреты любимых композиторов.Хочу такой сайт

«Центры активности» («Центр творчества», «Центр речи», «Центр познания») – здесь стоят столики и стульчики для выполнения, задуманного (картинки для вырезания, раскрашивания, кроссворды, тематические картинки, афиши и т.д.), находится доска для демонстрации.

«Приглашаем в театр» - место, где можно пробовать свои силы в разных видах театра, вывешивать афиши для представлений и знакомить всех с правилами поведения в театре. 

«Играем сегодня» - своего рода «Центр игры» -  уголок, в котором можно выбрать себе всё, что подходит для данной тематической недели на сегодняшнем занятии (атрибуты для игр, танцев, музыкальные инструменты, элементы костюмов и др.)

«В музыкальном зале можно» - место, где совместно с педагогом дети определили правила поведения, написали любимые дела в музыкальном зале. Для чего нужны правила? Они создают барьер безопасности для проявления детской самостоятельности. Потребность в чётком соблюдении правил является одной из важных потребностей детей, а умение подчиняться разным правилам и социальным нормам закреплено целевыми ориентирами ФГОС ДО Ну и наконец, «правила» очень хорошо способствуют сплочению детского коллектива. 

Рефлексия «Моё настроение» -  в конце каждой встречи ребёнок с помощью смайлика отображает своё эмоциональное состояние.

«Дорожка приветствия» - где дети перед входом в музыкальный зал выбирают вариант приветствия.

Украшение зала детьми и по их задумке. Украшения могут быть как долгосрочными, на несколько месяцев, так и краткосрочные, к определенному событию. 

Навигация. Ребята сделали указатель музыкального зала. 



«Доски выбора» – планшеты, где с помощью картинок воспитанники выстраивают музыкальную деятельность по своему желанию, выбирая её с помощью фишек.  а педагог может поддержать интерес ребят, но в то же время выполнить все этапы образовательной деятельности по плану (пение, игра, слушание, разминка и т.д).


Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.

Технология Говорящая стена - инструмент для развития, обучения и воспитания одарённых детей в музыкальной деятельности Кавыева Ю.В. Максимова Ю.М.,.pdf (скачать) (посмотреть)

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ - ЗВЕЗДНЫЕ СОЦВЕТИЯ»

16.12.2024

Представление образовательных технологий работы с детьми дошкольного возраста МАДОУ детский сад № 34 с признаками детской одаренности (из опыта работы педагогов)  - по этой теме 19 ноября 2024 года в МАДОУ детский сад № 34, ОСП 2 состоялось заседание временной творческой группы «Одаренные дети - Звездные соцветия» (далее - ВТГ). 

Работа по данному направлению организована в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» Программы развития МАДОУ детский сад № 34.

Руководитель ВТГ (руководитель ОСП 2  МАДОУ детский сад № 34) Пономарева Неонила Викторовна познакомила присутствующих педагогов с планом работы ВТГ «Одаренные дети - Звездные соцветия» на 2024-2025 учебный год. 

Затем педагоги и специалисты МАДОУ детский сад № 34 обменялись опытом, представив коллегам эффективные образовательные технологии работы с детьми дошкольного возраста МАДОУ детский сад № 34 с признаками детской одаренности. 

Выступления всех педагогов сопровождали видео и фото презентации из личного опыта педагогической деятельности, которые подтверждают систему деятельности в работе с дошкольниками.

Токарь Юлия Валентиновна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 34 из ОСП 4 предложила использовать  инновационные подходы к музыкальному развитию одаренных дошкольников (мудрая музыкальная коробка,  музыкальные феерии, звукособиратель, музыка разных стран, звукозапись, сказка на нотах  и др., а так же памятки с играми на развитие креативности (звуковая ассоциация, музыкальные эмоции, сказочная симфония, мелодия на ходу  и др.).

О технологиях конструирования как средстве развития одаренности у детей старшего дошкольного возраста рассказала Радостева Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад № 34 из ОСП  2.

Кокорин Владимир Юрьевич, инструктор по физической  культуре МАДОУ детский сад № 34 представил результаты работы по включению игровых технологий как условию раскрытия и развития детской одаренности у детей дошкольного возраста в соревновательной деятельности.

А музыкальные руководители МАДОУ детский сад № 34 Максимова Юлия Михайловна и Кавыева Юлия Валерьевна поделились своими педагогическими достижениями при использовании технологии «Говорящая стена» как инструменте для развития, обучения и воспитания одаренных детей в музыкальной деятельности.

Хорькова Светлана Викторовна, инструктор по физической культуре МАДОУ детский сад № 34 из ОСП 3 представила свою систему использование игровых образовательных технологий «стена движения» и «математика в движении» на занятиях по физической культуре для обеспечения возможности самореализации детей с признаками детской одаренности в физическом развитии.

Таким образом, педагоги МАДОУ детский сад № 34, применяя современные педагогические технологии работы с детьми дошкольного возраста МАДОУ детский сад № 34 выявляют детей с  признаками детской одаренности и используют современные инновационные походы для их развития. 

 Пономарева Неонила Викторовна, 

руководитель ОСП 2 МАДОУ детский сад № 34 

"Музыка успеха: инновационные подходы к музыкальному развитию одаренных дошкольников". Токарь Ю.В.

16.12.2024

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, делает все немного быстрее, лучше, талантливей своих сверстников. В свете Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и Закона об образовании, обучение и воспитание одарённых детей становится приоритетным направлением работы в детском саду, особенно на музыкальных занятиях.

Отличительные признаки одаренных детей

Одарённые дети обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать в процессе их воспитания и обучения:

1. Высокий уровень способностей: они могут проявлять талант в музыкальной, художественной или спортивной деятельности.

2. Творческое мышление: Одарённые дети отличаются оригинальностью в подходах к решению задач и созданию произведений.

3. Повышенная активность: чаще всего они проявляют интерес к различным видам деятельности, задают много вопросов, хотят узнать больше.

4. Способность к быстрому усвоению информации: Одарённые дети обычно освоят материал быстрее своих сверстников, обладают хорошей памятью.

5. Эмоциональная отзывчивость: они часто глубже понимают и чувствуют музыку, могут сопереживать разнообразные эмоции, что облегчает процесс музыкального обучения.

Условия для развития одарённых детей:

- использование современных образовательных технологий на

занятиях- проблемно-игровыми технологиями, -использования ИКТ технологий, -экспериментирования, - проектной деятельности, -методами ТРИЗ, и.т.д.

- индивидуальные образовательные маршруты

- помощь, поддержка и развитие творческого и интеллектуального

потенциала на занятиях.

- активное внедрение одаренных детей в проектную, концертную

деятельность детского сада и города.

- участие в конкурсах, фестивалях, музыкальных спектаклях

Итак, Борис Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

·               ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

·                способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

·                музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Этапы работы с одаренными детьми в музыкальных занятиях

1. Диагностика способностей:

   - Наблюдение за детьми, выявление их интересов и склонностей через специальные игровые и музыкальные упражнения.Хочу такой сайт

   - Проведение различных тестов и опросов, ориентированных на музыкальные способности, слух и ритм.

2. Создание индивидуальной программы:

   - Разработка индивидуальных планов и заданий, учитывающих уровень развития каждого ребенка.

   - Применение методик, способствующих развитию креативного мышления.

3. Разнообразие форм и методов работы:

   - Использование различных образовательных технологий: игровых, проектных, исследовательских.

   - Интеграция музыки с другими видами искусства (танец, живопись).

4. Поддержка и поощрение:

   - Создание обстановки, способствующей эмоциональному комфортному обучению, где каждый ребенок чувствует себя ценным.

   - Проведение мастер-классов, конкурсов, фестивалей, где дети могут проявить свои таланты.

5. Мониторинг прогресса:

   - Оценка результатов работы с одарёнными детьми и корректировка программ на основе полученных данных.

   - Регулярные беседы с родителями о достижениях и потребностях детей.

Идеи для творческих проектов развития детской одаренности

1. Мудрая музыкальная коробка

Дети создают "музыкальную коробку", в которой разные музыкальные инструменты и карточки эмоции (радость, грусть, удивление и т.д.). На занятии дети учатся ассоциировать музыку с конкретными чувствами и могут экспериментировать, комбинируя разные инструменты для создания музыкальных произведений, отражающих свои эмоции.

 2. Музыкальные феерии

Создание музыкального спектакля, где каждый ребёнок получает свою роль — от исполнителей до сценаристов и художников по оформлению. Дети сами выбирают музыку, разрабатывают сценарий и создают костюмы. Такой проект развивает не только музыкальные способности, но и творческое мышление, командную работу.

3. Звукособиратель

Дети создают "музыкальную карту города", на которой изображены различные места. Каждое место ассоциируется с определенным звуком или мелодией (например, шум улицы, звуки природы и т.д.). Дети записывают звуки, собирая их в один музыкальный проект, а затем представляют свои произведения.

 4. Музыка разных стран

Дети знакомятся с музыкальными традициями разных стран мира. В рамках проекта они выбирают страну, изучают её музыкальное наследие, самобытные инструменты и танцы. Затем они могут подготовить презентацию, в которой расскажут о выбранной стране и представят её музыку.

5. Сказка на нотах

Разработка музыкальной интерпретации известной сказки. Дети выбирают сказку, а затем вместе с педагогом создают музыкальное сопровождение, включая различные инструменты и вокал для передачи разных персонажей. Это может включать и слушательские работы, связанные с динамикой и эмоциями в музыке.

 6. Звукопись

Проект, где дети учатся создавать визуальные картины под звук. На занятиях они прослушивают различные музыкальные произведения и рисуют ассоциативные картинки. В конечном итоге, они могут создать выставку своих работ под музыкальное сопровождение.

 7. Музыкальные импровизации

Организация импровизационных сессий, где дети могут свободно выражать свои мысли и идеи через музыку. Педагог может задавать различные темы или эмоции, которые дети должны передать через импровизацию на инструментах.

8. Календарь музыки

Создание "музыкального календаря", где каждый месяц посвящается определённой музыкальной теме, стилю или композитору. Каждую неделю дети изучают новые музыкальные произведения, композиции, исторические факты, а затем готовят небольшой концерт по итогам месяца.

9. Музыкальные эксперименты с технологией

Использование современных технологий: дети могут создавать свои музыкальные композиции с использованием приложений на планшетах или компьютерах, осваивая элементы звукозаписи и музыкального редактирования. Это даст им возможность легче обращаться с современными технологиями в музыке.

Эти проекты могут помочь одарённым детям не только развивать музыкальные способности, но и укреплять навыки сотрудничества, понимания и творческой само выраженности. А также они способствуют формированию уверенности в себе и желания экспериментировать в различных областях искусства.

презентация к статье Музыка успеха инновационные подходы к музыкальному развитию одаренных дошкольников Токарь Ю.В..pdf (скачать) (посмотреть)

Технологии конструирования как средство развития одаренности детей дошкольного возраста.Радостева О.В.

16.12.2024

Сегодня информационное общество требует ускорение технологического развития. Поэтому одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является создание условий для развития одаренных детей.

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития одаренности детей. Главным фактором развития одаренности с помощью лего является конструирование, с помощью которого дети учатся создавать правильно конструкции по схемам, подбирать детали, выстраивать модели. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит способствует развитию одаренности.

Актуальность конструирования и робототехника является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

Новизна внедрения технологий конструирования заключается в том, что современные дети, живя в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, оказываются в мире технических достижений, которые быстро проникают во все сферы человеческой жизни, вызывая интерес к технике у детей к робототехнике. Поэтому внедрение робототехники в образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций достаточно актуально, так как инженеры робототехники, достаточно востребованы.

Детская одаренность в техническом творчестве проявляется у детей старшего дошкольного возраста, благодаря созданным условиям при организации лего-конструирования и робототехники, а именно:

                           1.              Доступность изучаемого материала.

                           2.              Систематичность, последовательность.

                           3.              Эмоционально-насыщенная тематика.

                           4.              Конструирование как способ «проживания» ребенком ситуации.

                           5.              Игра как способ познания и отражения жизни.

                           6.              Сочетание коллективного и индивидуального творчества.

                           7.              Целостность восприятия образа

  

Настоящее конструирование начинается тогда, когда воспитанники создают что-то новое. Ребята проявляют свою одарённость и творческие способности, когда создают модели по собственному замыслу, когда объединяют  свои модели для создания общей масштабной конструкции.

На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества, тогда это будет способствовать развитию любознательности ребенка, детских способностей. 

Кроме того во время групповой работы воспитанники не просто общаются, они обмениваются советами, деталями, помогают друг другу, учатся работать вместе, согласованно.

При этом педагогу важно организовать условия, в которых ребята могут совместно решать проблемы, общаясь и советуясь друг с другом.

Конструирование как вид деятельности детей помогает строить и фантазировать, увлечённо работать, воплощать задуманное. Воспитанники развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у детей возникает наблюдательность, креативность. Это способствует развитию задатков детской одаренности.

Воспитанники с признаками детской одаренности успешно принимают участие в различных конкурсах, выставках Smart Robofest, Мир техники глазами детей и т.д.

В МАДОУ детский сад № 34 ОСП 2 на постоянной основе воспитанники занимаются по общеразвивающей дополнительной программе «ПЛАНЕТА-ЛЕГО».


Ссылка на видео: https://cloud.mail.ru/stock/oXTxQWpMwKqeEETs2z6jhzEN

В МАДОУ детский сад №34 ОСП 1 прошло заседание ВТГ педагогов детского сада «Обучение в движении»

18.12.2024

Обучение в движении — это не про спорт и подвижные игры, а про возможность двигаться и обучаться в естественной среде, когда дети находятся не в статичной позе, а совершают различные двигательные действия, которые нужны в данный момент для решения познавательной задачи.

В ходе заседания творческой группы руководитель Тюрикова К.Н. вместе с педагогами обсудили задачи и целевые установки, определили план работы на предстоящий год, посмотрели интересное видео, где не только в группе применяется данная технология, но и в пространстве всего детского сада, на уличных площадках.

А также, в конце заседания познакомились и опробовали один из элементов технологии «Обучение в движении» игру судоку VAYTOY Марка Вайнапеля.

 

Старший воспитатель Тюрикова К.Н.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».