15.10.2020
04.02.2022
Уважаемые родители! Мы вместе с Вами формируем готовность детей к обучению в школе, наиболее важная готовность к школе это эмоционально-волевая. На протяжении последних лет мы замечаем такую закономерность, приглашаем выступать на соревнованиях за детский сад или за группу детей, но в день когда надо защищать честь группы или детского сада, ребенок по собственной инициативе или инициативе родителей просто так остается дома. А самые главные качества, которые формируются в дошкольном возрасте на всю оставшуюся жизнь - это такие качества как самостоятельность, ответственность, обязательность. Наверное всем хочется когда-то в пожилом возрасте, чтоб дети были первыми помощниками, в тяжелых ситуациях приходили на помощь, не забывали о Вас и ближних. Поэтому именно ответственность является одним из наиболее важных качеств, которые формируются в дошкольном возрасте.
Предлагаем вам выдержки из стандарта дошкольного образования.
Результат
ДО выражен в чем?
Компетентность – это способность
успешно действовать в конкретной жизненной ситуации (здесь и сейчас)
Компетентность ребенка — это
совокупность: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций,
мотивационных, волевых и социальных качеств, необходимых для выполнения
конкретных требований (умение слышать педагога и понимать словесную инструкцию,
видеть проблему и искать пути решения) и проявляющиеся при их исполнении, т.е.
в умении совершать (компетентные и ответственные) действия в различных
вариативных ситуациях.
1.
Новое понимание учебных достижений ребенка не отрицает
предметных знаний, умений, навыков, но интегрирует это в современные
образовательные технологии, что обуславливает успешность ребенка в
разнообразных видах детской деятельности.
ФГОС
НОО – требования к результатам: предметные, метапредметные (УУД) и личностные.
2.
Ценностные ориентации (это то, что важно в определенный период) представлены в
целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования (выдержки):
-
проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности;
-
способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-
ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
-
способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
-
умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
-
ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками;
-
ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности;
-
ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать.
Целевые
ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования.
Целевые
ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
3.
Мотивационные качества влияющие на успешность ребенка на
дальнейших ступенях развития: Я ХОЧУ и Я МОГУ.
Мотивация – это внутреннее,
эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию, направляет на
достижение цели! Это двигатель! Нет мотивации, нет и действия.
Вся
волевая сфера человека описывается тремя словами – Хочу, Могу, Надо.
Любой
результат, достигается за счет этих трех «двигателей», или мотиваторов -
хочу-могу-надо.
«Хочу» - это
интерес как таковой, любопытство, любознательность, увлеченность, радость,
творчество и свобода.
•
«Хочу»
- одна из первых «функций воли», которые проявляются у человека, начиная с
момента рождения. Поначалу у ребенка проявляется только «хочу» – есть хочу,
спать хочу, пить хочу.
«Могу» – это
возможность, способности и склонности, ЗУН, потенциал, успех, достижения,
социальный статус.
4.
Волевые качества (НАДО).
«Надо» относят к
взрослости. Реальное, ответственное осознание «надо» нарастает постепенно, и
хорошо, если к зрелым годам набирает свою силу. «Надо» - это труд, преодоление,
ответственность, обязательства, то есть - долженствование.
Относительно
учебной деятельности данная триада расшифровывается так: «хочу» - это
«мне интересно учиться» (любознательность, познавательная активность), «могу»
- это «я учусь по способностям/использую свои способности и склонности», «надо»
- значит, «так принято, такое правило, это важно для будущего и т.д.».
Ценностные,
мотивационные и волевые качества, связаны с такими личностными характеристиками
детей, как самооценка, вера в себя, адекватная оценка своих способностей.
5.
Социальные качества:
-
самостоятельность;
-
ответственность;
-
инициативность;
-
активность;
-
способности
(когнитивные, творческие и т.д.);
-
способность
работать в команде (младший возраст – работать в паре, средний возраст 3-5
детей, в старшей группе 8-10, в подготовительной группе всей группой). Ежедневно
должны создаваться специально созданные педагогом коммуникативные
ситуации для взаимодействия детей
(общение по делу!!!, т.е. в разнообразных видах детский деятельности,
совместные задания – формируют умение договариваться, уступать)
17.10.2020
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
17.10.2020
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе.
Личностная и социальная готовность
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе.
17.10.2020
Интеллектуальная готовность к школе:
• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.
17.10.2020
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
17.10.2020
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
26.11.2021
Рекомендации по результатам диагностики
психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного
возраста:
Для формирования у дошкольников учебной мотивации педагогам
рекомендуется:
· формировать
правильные представления о школе и положительное эмоциональное отношение к ней;
· можно организовать
онлайн-экскурсии в школы, познакомить с основными атрибутами школьной жизни;
· включить в
режимные моменты сюжетно-ролевые игры о школе: «Школа», «Я ученик» и другие;
· подбирать
развивающие игры: «Собери себе портфель», «Что лишнее?» и другие;
· формировать
стремление к принятию нового социального положения, подняться на новую
возрастную ступень;
· активизировать
ребенка как субъекта деятельности.
Для
формирования у дошкольников адекватной
самооценки педагогам рекомендуется:
· избегать
публичного осуждения и подчеркивания недостатков ребенка;
· сообщать ребенку
сведения о его качествах и возможностях;
· побуждать ребенка
к анализу своих действий и поступков, сравнению их с действиями и поступками
других людей;
· в работе с детьми
использовать упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я»;
· разработать
системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи (альбом успехов»,
медали, аплодисменты и т.д.);
· формировать
личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок в последствии будет
оценивать себя сам.
Для
развития произвольной памяти у
дошкольников педагогам рекомендуется:
· обучать культуре
запоминания;
· учить использовать
образ как средство развития произвольной памяти;
· учить использовать
при запоминании мнемотехнические приемы;
· систематически
включать в процесс подготовки детей к школе ситуации, игры, упражнения,
тренирующие и развивающие мнемические процессы.
Для
развития процессов внимания у
дошкольников педагогам рекомендуется:
· учить сознательно,
направлять внимание на определенные предметы и явления;
· развивать процессы
внимания с помощью дидактических игр;
· учить сосредотачиваться
на деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
· развивать умение
воспринимать инструкции на слух и удерживать цель деятельности;
· следует
целенаправленно включать игры и упражнения с правилами, которые направленны на развития
произвольного внимания и его свойств;
· создавать
средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка;
· повышать объем и
переключение внимания.
Для
развития интеллектуальных способностей
у дошкольников рекомендуется:
· стимулировать
самостоятельность мышления у детей;
· расширять спектр
игр и упражнений для развития предпосылок логического мышления, направленно
формировать такие мыслительные операции как: анализ, синтез, обобщение,
сравнение, классификация;
· уделять особое
внимание формированию элементарных математических навыков и представлений,
развитию сообразительности;
· побуждать делать
самостоятельные выводы, учить отвечать на вопросы, делать умозаключения;
обогащать активный словарный обобщающими словами. Развивать мысли, чувства, мнения.
· учить
устанавливать причинно-следственные связи;
· развивать процессы
мышления, используя сказки, поговорки, метафоры, образные выражения.
Для
развития тонкой моторики и графической деятельности у дошкольников
рекомендуется:
· включать в занятия
графические диктанты;
· включать в занятия
такие виды деятельности, которые будут способствовать развитию
пространственного мышления: конструирование, лепка, игры и упражнения на
составление фигур из частей;
· использовать на
занятиях упражнения с мелкими предметами (бусины, мозаика, пуговицы и т.д.),
штриховку, упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук.
В
целях профилактик нарушений общения в детском коллективе рекомендуется
использование игр и упражнений, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков общения у дошкольников.
Например,
полезными будут игры следующих направлений:
«Я и
мой язык» -
развитие жестов, мимики и пантомимики.
«Я и
мои эмоции»
- знакомство с эмоциями другого человека, осознание своих эмоций, а также
распознавание эмоциональных реакций других людей.
«Я-Я» - развитие
внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
«Я –
и другие»
- развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания
индивидуальных особенностей других людей.
Формирование
внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг другу.
О.И.
Маркова, педагог-психолог