04.02.2022
Уважаемые родители! Мы вместе с Вами формируем готовность детей к обучению в школе, наиболее важная готовность к школе это эмоционально-волевая. На протяжении последних лет мы замечаем такую закономерность, приглашаем выступать на соревнованиях за детский сад или за группу детей, но в день когда надо защищать честь группы или детского сада, ребенок по собственной инициативе или инициативе родителей просто так остается дома. А самые главные качества, которые формируются в дошкольном возрасте на всю оставшуюся жизнь - это такие качества как самостоятельность, ответственность, обязательность. Наверное всем хочется когда-то в пожилом возрасте, чтоб дети были первыми помощниками, в тяжелых ситуациях приходили на помощь, не забывали о Вас и ближних. Поэтому именно ответственность является одним из наиболее важных качеств, которые формируются в дошкольном возрасте.
Предлагаем вам выдержки из стандарта дошкольного образования.
Результат ДО выражен в чем?
Компетентность – это способность успешно действовать в конкретной жизненной ситуации (здесь и сейчас)
Компетентность ребенка — это совокупность: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, мотивационных, волевых и социальных качеств, необходимых для выполнения конкретных требований (умение слышать педагога и понимать словесную инструкцию, видеть проблему и искать пути решения) и проявляющиеся при их исполнении, т.е. в умении совершать (компетентные и ответственные) действия в различных вариативных ситуациях.
1. Новое понимание учебных достижений ребенка не отрицает предметных знаний, умений, навыков, но интегрирует это в современные образовательные технологии, что обуславливает успешность ребенка в разнообразных видах детской деятельности.
ФГОС НОО – требования к результатам: предметные, метапредметные (УУД) и личностные.
2. Ценностные ориентации (это то, что важно в определенный период) представлены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования (выдержки):
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
3. Мотивационные качества влияющие на успешность ребенка на дальнейших ступенях развития: Я ХОЧУ и Я МОГУ.
Мотивация – это внутреннее, эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию, направляет на достижение цели! Это двигатель! Нет мотивации, нет и действия.
Вся волевая сфера человека описывается тремя словами – Хочу, Могу, Надо.
Любой результат, достигается за счет этих трех «двигателей», или мотиваторов - хочу-могу-надо.
«Хочу» - это интерес как таковой, любопытство, любознательность, увлеченность, радость, творчество и свобода.
• «Хочу» - одна из первых «функций воли», которые проявляются у человека, начиная с момента рождения. Поначалу у ребенка проявляется только «хочу» – есть хочу, спать хочу, пить хочу.
«Могу» – это возможность, способности и склонности, ЗУН, потенциал, успех, достижения, социальный статус.
4. Волевые качества (НАДО).
«Надо» относят к взрослости. Реальное, ответственное осознание «надо» нарастает постепенно, и хорошо, если к зрелым годам набирает свою силу. «Надо» - это труд, преодоление, ответственность, обязательства, то есть - долженствование.
Относительно учебной деятельности данная триада расшифровывается так: «хочу» - это «мне интересно учиться» (любознательность, познавательная активность), «могу» - это «я учусь по способностям/использую свои способности и склонности», «надо» - значит, «так принято, такое правило, это важно для будущего и т.д.».
Ценностные, мотивационные и волевые качества, связаны с такими личностными характеристиками детей, как самооценка, вера в себя, адекватная оценка своих способностей.
5. Социальные качества:
- самостоятельность;
- ответственность;
- инициативность;
- активность;
- способности (когнитивные, творческие и т.д.);
- способность работать в команде (младший возраст – работать в паре, средний возраст 3-5 детей, в старшей группе 8-10, в подготовительной группе всей группой). Ежедневно должны создаваться специально созданные педагогом коммуникативные ситуации для взаимодействия детей (общение по делу!!!, т.е. в разнообразных видах детский деятельности, совместные задания – формируют умение договариваться, уступать)