Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 34
Принято:
Советом педагогов
МАДОУ детский сад № 34
Протокол № 2 от «31» августа 2023 года
С учетом мнения
родителей воспитанников
Утверждено:
Приказом № 482 д от «31» августа 2023 года
Заведующий
МАДОУ детский сад № 34
__________Н.Н. Кокорина
«НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ»
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
(рабочая программа)
направленность:
естественнонаучная
возраст воспитанников: 5-7 лет
срок реализации:2 года
Автор-составитель:
Климова Анна Александровна,
воспитатель
ГО Ревда
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
3. Краткое содержание программы
4. Планируемые результаты
5. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1 Календарный учебный график
5.2 Учебно-тематический план первого года обучения
5.3 Содержание учебного плана первого года обучения
5.4 Календарно-тематическое планирование первого года
обучения воспитанников группы
5.5 Учебно-тематический план второго года обучения
5.6. Содержание учебного плана второго года обучения
5.7 Календарно-тематическое планирование второго года
обучения воспитанников группы
5.8. Список воспитанников группы
5.9. Табель посещаемости воспитанников
5.10. Расписание занятий
5.11. Условия реализации программы
5.12. Условия набора и формирования групп
5.13.Учебно-методическое
обеспечение,
реализуемой
дополнительной общеразвивающей программы (УМК)
6. Формы аттестации
7. Оценочные материалы
8. Методическое обеспечение. Краткое описание методики
работы
9. Адаптация содержание программы для детей с ОВЗ и детейинвалидов при наличии
10. Список литературы
11. Сведение о разработчиках программы
12. Аннотация программы
13. Приложение
2
3
5
6
6
7
7
7
8
11
13
14
17
19
20
20
20
21
21
21
22
24
25
25
26
26
28
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Наураша в стране Наурандии»: дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа по естественнонаучной направленности (нормативный
срок освоения 2 года) по формированию способности к самостоятельному мышлению и
познанию, создание целостной картины окружающего мира с использованием основ
компьютерного моделирования у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ
детский сад № 34 на 2023-2025 учебный год (далее – Программа) разработана в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации о 29.12.2012 года 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного
образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 года №
1726-н; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года; СанПиН 1.2.3685-21, утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №
2;
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 года; Распоряжением правительства Свердловской
области от 26.06.209 года № 70-д об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования в Свердловской
области»; Методическими рекомендациями по сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в информационной системе
персонифицированного дополнительного образования Свердловской области, выпущены
ГАНОУ СО «Дворец молодежи», региональным модельным центром, 2019 год. Уставом
МАДОУ детский сад № 34; Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным
общеразвивающим программам) в МАДОУ детский сад № 34.
Программа
реализуется
в
группе
общеразвивающей
направленности.
Основополагающим вектором здесь являются технологии STEAM-образования,
ключевым — интерактивные технологии обучения, интегративным — принципы
конвергентного образования.
В переводе с английского STEAM звучит так: синтез естественных наук, технологий,
математики, инженерного искусства и творческой активности ребёнка.
Актуальность Программы заключается в том, что детское экспериментирование
как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является
эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность,
самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества
способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе
наравне с взрослыми – возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского
сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей,
организация исследовательского компонента предполагает: формирование системы
специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений
представлять результат своего исследования, оценочных умений). Решая различные
познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками используя
игровой мультимедийный продукт с использованием датчиков в качестве контроллеров.
Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада,
потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Система
управленческих действий, заложенных в программу, затрагивает всех участников
образовательной деятельности: детей, педагогов, администрацию, родителей.
Необходимость создания и реализации Программы обусловлена пересмотром содержания
3
образования в дошкольном учреждении, разработкой и внедрением новых подходов и
педагогических технологий.
Новизна Программы состоит в том, что ведущей формой организации
педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация
разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок,
лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Дети в игровой форме вместе
с героем научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с
чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир
кислотности.
При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме познакомить
детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие
эти явления. Организация образовательного пространства с помощью всех модулей
обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях ребенку
также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать
его комфортнее.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в
программе комплекс занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты,
максимально приближены к реальной обстановке. Ребенок получает бесценный опыт для
дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и
находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология
проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта.
Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой
лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в
стране Наурандии» состоит из 6 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам
предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Пульс», «Электричество»,
«Сила».
В составе комплектов по всем темам имеются:
- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую
величину;
- набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением
настроек компьютерных сцен.
Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии
и биологии.
Отличительной особенностью Программы является развитие познавательноисследовательской активности дошкольников посредством опытов в цифровой
лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
При
составлении
комплексно-тематического
планирования
содержания
организованной деятельности использовались следующие образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие.
Адресат Программы: дети 5-7 лет по 25 человек в группе.
В старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) познавательные процессы претерпевают
качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с нагляднообразным мышлением появляются элементы словесно–логического мышления. Начинают
формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство,
4
время, предмет - система предметов и т.д.). Эстетическое отношение к миру у старшего
дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только
воспринимать красоту, но в какой–то мере создавать ее.
Возрастные особенности старшей группы (5-6 лет). В этом возрасте у ребенка
развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать и
моделировать логические взаимоотношения, но на знакомом материале, с опорой на
полученные знания. Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие
произвольных психических процессов: памяти, внимания мышления. При выполнении
каких-либо заданий или бытовой деятельности характерно доведение до конечного
результата. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии.
Возрастные особенности подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В этом
возрасте дети уже приобретают навыки организованности, умение контролировать себя в
процессе выполнения какой-либо деятельности. Уже развито умение элементарного
планирования, но нет согласования своего плана с окружающими. Достижение для
ребенка имеет лишь тот результат, который достигнут усилиями самого ребенка.
2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста
познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности,
способности к логическому мышлению при совершении новых открытий, через опытноэкспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и
здоровом образе жизни;
формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
способствовать формированию, расширению и углублению представлений
дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности, пульсе и
магнитном поле.
Развивающие:
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к
новым знаниям;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление
подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной
школе.
Воспитательные:
воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками;
создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
воспитание культуры совместной деятельности, формирование навыков
сотрудничества.
Деятельность по формированию способности к самостоятельному мышлению и
познанию, создание целостной картины окружающего мира основывается на следующих
принципах:
1.
Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научнообоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы
5
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики,
при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2.
Принцип закрепления навыков предполагает повторение и закрепление
пройденного изученного материала, в форме итогового занятия.
3.
Принцип целостности основывается на комплексном принципе построения
непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов,
детей и родителей.
4.
Принцип систематичности и целостности обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности
дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет
детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
5.
Принцип индивидуально- личностной ориентации педагога предполагает
реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный
подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности
личности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает психологическую защищенность
ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на
индивидуальные особенности ребенка.
6.
Принцип доступности предполагает построение процесса обучения дошкольников
на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение программных
задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности
воспитанников.
7.
Принцип активного обучения предполагает не передачу детям готовых знаний, а
организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
«открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает
использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих
развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
8.
Принцип результативности предусматривает получение положительного
результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития
детей.
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Наураша в стране Наурандии» направлена на развитие
познавательных способностей детей с помощью цифровой лаборатории. Предлагаемая
Программа представляет собой комплекс занятий с четко выделенными целями и
структурой. Программа состоят из 8 блоков. Система проведения занятий состоит из игр,
опытов, направленных на развитие у дошкольников умений наблюдать, измерять,
сравнивать, поможет обогатить жизненный опыт детей.
«Наураша в стране Наурандии» дети в игровой форме вместе с главным героем
научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с
чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир
кислотности, приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые
при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения
взрослых – закладывают у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побуждают
к новому поиску знаний.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения Программы воспитанники достигают следующих результатов:
- личностные - развивается интерес к экспериментированию, самостоятельность и
личная ответственности за свои поступки; формируются установки на безопасный и
6
здоровый образ жизни; сформирована коммуникативная компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками.
- метапредметные – дети умеют выстраивать свою деятельность согласно условиям;
умеют осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
перерабатывать полученную информацию (делать выводы в результате совместной
работы); умеют работать в паре и коллективе.
- предметные – применение умений, знаний, полученных от экспериментирования;
умеют различать природные явления и понимают причинно-следственные связи; умеют
активно использовать способы поиска информации.
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2023 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Занятия проводятся с 01.09.2023 года по 31.05.2025 года
Возраст детей
Год обучения
Длительность
Количество в
Количество
(модульная)
занятия
неделю
занятий в год
5-6 лет
Первый
30 минут
1
39
6-7 лет
Второй
30 минут
1
39
5.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5-6 ЛЕТ)
№
п/п
Название раздела,
темы
1
Диагностика
1
0.5
практ
ика
0.5
2
3
Вводное занятие
Температура
1
4
0.5
2
0.5
2
4
Свободное
экспериментирование
Свет
1
0,5
0,5
4
2
2
Свободное
экспериментирование
Звук
1
0,5
0,5
4
2
2
Свободное
экспериментирование
Сила
1
0,5
0,5
4
2
2
1
0,5
0,5
11
Свободное
экспериментирование
Электричество
4
2
2
12
Свободное
1
0,5
0,5
5
6
7
8
9
10
Количество часов
всего
теория
7
Формы
аттестации/контрол
я
беседа
Беседа, презентация
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
13
14
15
16
Итого
экспериментирование
Пульс
Свободное
экспериментирование
Сюжетно-ролевая игра по
замыслу детей
Диагностика
4
2
2
3
1
2
4
1
3
1
0,5
0.5
39
18
21
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие
Беседа
5.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(5-6 ЛЕТ)
1. Диагностика
Теория: выявление у детей способностей к приобретению знаний и умений, уровня
развития.
Практика: совместная и самостоятельная продуктивная деятельность
дидактические игры и упражнения.
2. Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей.
Практика: совместная и самостоятельная продуктивная деятельность при
знакомстве с оборудованием.
3. Температура
Теория: Знакомство с понятиями «температура», «градус».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа,
совместная и самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и
упражнения.
4. Температура
Теория: Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение
температуры в различных частях группы.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
5. Температура
Теория: Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
6. Температура
Теория: Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий
(трение).
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
7. Свободное экспериментирование
Теория: Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и
свойствах мороженого. Измерение температуры холодных и горячих предметов,
температура комфорта. Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
8. Свет
Теория: Знакомство с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет. Экран
компьютера или телевизора – источник света.
8
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
9. Свет
Теория: Измерение силы света (фонарика, экрана компьютера, освещённость в
комнате).
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
10. Свет
Теория: Влияние света на жизнь растений.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
11. Свет
Теория: Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота,
комфортный свет).
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
12. Свободное экспериментирование
Теория: Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим
благодаря свету»
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
13. Звук
Теория: Знакомство с понятиями «звук», «громкость». Что такое звук. Что такое
громкость.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
14. Звук
Теория: почему одни звуки высокие, а другие низкие.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
15. Звук
Теория: Измерение звука (игра на ксилофоне, флейте, исследование звука свистка).
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
16. Звук
Теория: Звук передаётся по воздуху.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
17. Свободное экспериментирование
Теория: Игровые измерения (создание громкого и высокого звука).
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
18. Сила
Теория: Знакомство с понятиями «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что
такое вес.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
19. Сила
Теория: Измерение силы. Измерение веса.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
20. Сила
9
Теория: Измерение силы удара, силы пальцев.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
21. Сила
Теория: Игра «Кто сильнее ударит». Давление под колёсами автомобиля. Сила в
единстве.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
22. Свободное экспериментирование.
Теория: Игровые измерения (сильный, слабый удар, удар средней силы).
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
23. Электричество.
Теория: Знакомство с понятием «электричество». Опыт «Электрическое яблоко».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
24. Электричество.
Теория: Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в
батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
25. Электричество.
Теория: Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная
и самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
26. Электричество.
Теория: Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
27. Свободное экспериментирование.
Теория: Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая
батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки. Как снять
напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением. Основы безопасного
экспериментирования с напряжением.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
28. Пульс.
Теория: что такое пульс.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
29. Пульс.
Теория: почему у разных людей разный пульс.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
30. Пульс.
Теория: Измерение пульса (взрослого, ребёнка).
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
31. Пульс.
10
Теория: Пульс и упражнения.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
32. Свободное экспериментирование.
Теория: Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
33. Свободное экспериментирование.
Теория: Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
34. Свободное экспериментирование.
Теория: Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
35. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лабораторию».
Теория: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Практика: экскурсия, опыты и эксперименты, дидактические и развивающие игры,
упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
36. Сюжетно-ролевая игра «Мы ученые».
Теория: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Практика: экскурсия, опыты и эксперименты, дидактические и развивающие игры,
упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
37. Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория».
Теория: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Практика: экскурсия, опыты и эксперименты, дидактические и развивающие игры,
упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
38. Сюжетно-ролевая игра «Лаборант-эколог».
Теория: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Практика: экскурсия, опыты и эксперименты, дидактические и развивающие игры,
упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
39. Диагностика
Теория: выявление у детей способностей к приобретению знаний и умений, уровня
развития.
Практика: совместная и самостоятельная продуктивная деятельность
дидактические игры и упражнения.
5.4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИАТННИКОВ
ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5-6 ЛЕТ)
Месяц
Неделя
1 занятие
Отметка о
выполнен
ии (дата,
подпись)
Сентябр
ь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Диагностика
Вводное занятие
Знакомство с понятиями «температура»,
«градус».
11
4 неделя
Октябр
ь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Феврал
ь
1 неделя
2 неделя
Методы измерения температуры,
температура тела человека, измерение
температуры в различных частях
группы.
Лед и кипяток. Основы безопасного
экспериментирования.
Изучение изменений температуры
предметов от различных воздействий
(трение).
Свободное экспериментирование.
Измерение температуры любимых
лакомств.
Знакомство с понятиями «свет»,
«скорость света». Что такое свет. Экран
компьютера или телевизора – источник
света.
Измерение силы света (фонарика,
экрана компьютера, освещённость в
комнате).
Влияние света на жизнь растений.
Скорость света. Эксперименты со
светом
(яркий
свет,
темнота,
комфортный свет).
Свободное
экспериментирование.
Проведение опытов с отражателями.
Игровое мероприятие «Мы видим
благодаря свету»
Знакомство с понятиями «звук»,
«громкость». Что такое звук. Что такое
громкость.
почему одни звуки высокие, а другие
низкие.
Измерение звука (игра на ксилофоне,
флейте, исследование звука свистка).
Звук передаётся по воздуху.
Свободное
экспериментирование.
Игровые измерения (создание громкого
и высокого звука).
Знакомство с понятиями «сила», «вес
предмета». Что такое сила. Что такое
вес.
Измерение силы. Измерение веса.
Измерение силы удара, силы пальцев.
Игра «Кто сильнее ударит». Давление
под колёсами автомобиля. Сила в
единстве.
Свободное экспериментирование.
Игровые измерения (сильный, слабый
удар, удар средней силы).
Знакомство
с
понятием
«электричество». Опыт «Электрическое
12
3 неделя
4 неделя
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Апрель
Май
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
яблоко».
Знакомство с батарейкой. Опыты с
батарейкой, измерение напряжения в
батарейке. Первоначальные понятия об
электрических цепях.
Опыты
с
картофелем,
лимоном,
измерение напряжения в различных
вещах.
Изучение электрической лампочки.
Опыты с электромотором.
Свободное
экспериментирование.
Измерение напряжения использованной
и новой батарейки. Солевая батарейка –
устройство и принцип действия.
Создание солевой батарейки. Как снять
напряжение. Доброе и злое напряжение.
Опыты с напряжением.
Основы
безопасного
экспериментирования с напряжением.
Что такое пульс.
почему у разных людей разный пульс
Измерение пульса (взрослого, ребёнка).
Пульс и упражнения.
Свободное
экспериментирование.
Создание пульса (медленный, быстрый
пульс). Когда сердце бьется чаще.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в
лабораторию».
Сюжетно-ролевая игра «Мы ученые».
Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория».
Сюжетно-ролевая игра «Лаборантэколог».
Диагностика
5.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 ЛЕТ)
№
п/п
Название раздела,
темы
1
Диагностика
1
0
1
2
3
Вводное занятие
Температура
1
4
0
2
1
2
4
1
0,5
0,5
5
Свободное
экспериментирование
Свет
4
2
2
6
Свободное
1
0,5
0,5
всего
Количество часов
теория
практика
13
Формы
аттестации/контрол
я
беседа
Беседа, презентация
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Итого
экспериментирование
Звук
4
2
2
Свободное
экспериментирование
Сила
2
0,5
1,5
4
2
2
Свободное
экспериментирование
Электричество
2
0,5
1,5
4
2
2
Свободное
экспериментирование
Пульс
2
0,5
1,5
4
2
2
Свободное
экспериментирование
Сюжетно-ролевая игра
по замыслу детей
Диагностика
1
0,5
0,5
3
1
2
1
0
1
39
16
23
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие, наблюдение
практическое
занятие
практическое
занятие
Беседа
5.6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(6-7 ЛЕТ)
1. Диагностика
Теория: выявление познавательных способностей, уровня развития у детей.
Практика: совместная и самостоятельная продуктивная деятельность
дидактические игры и упражнения.
2. Вводное занятие
Теория: напомнить детям о мальчике Наураше, о работе в мини-лаборатории и
технике безопасности.
Практика: совместная и самостоятельная продуктивная деятельность при
повторении работы с оборудованием.
3. Температура
Теория: Занятие-экскурсия по мини-лаборатории.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа,
совместная и самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и
упражнения.
4. Температура
Теория: научиться фиксировать данные измерений в таблицу.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
5. Температура
Теория: закреплять навыки работы с датчиком цифровой лаборатории.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
6. Температура
Теория: Игровые измерения – измерение температуры любимых лакомств
14
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
7. Свободное экспериментирование
Теория: Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура
комфорта. Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
8. Свет
Теория: развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
9. Свет
Теория: развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи,
анализировать, сравнивать.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
10. Свет
Теория: закрепить понятие «оптика», «отражение».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
11. Свет
Теория: развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи:
количество солнечных лучей, прошедших через светофильтр.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
12. Свободное экспериментирование
Теория: Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Солнечные
зайчики».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
13. Звук
Теория: закрепить навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
14. Звук
Теория: упражнять детей в умении символизировать информацию (правила).
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
15. Звук
Теория: закрепить знания детей, о том, что в космосе нет звука.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
16. Звук
Теория: познакомить с понятием «вибрация», «скорость света», с тем, что звук
передается по воздуху.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
17. Свободное экспериментирование
Теория: Игровые измерения «Музыкальная шкатулка».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
18.
Свободное экспериментирование
15
Теория: Игровые измерения ««Почему пищал Мишутка?»».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
19. Сила
Теория: учить измерять силу и вес при помощи прибора.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
20. Сила
Теория: устанавливать причинно-следственные связи: сила удара зависит от веса
предмета.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
21. Сила
Теория: закрепить знания детей о том, что все тела имеют вес и силу, но есть
способы уменьшить показатели.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
22. Сила
Теория: игровые ситуации на закрепление темы, закрепить умение детей
пользоваться датчиком силы.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
23. Свободное экспериментирование.
Теория: Игровые измерения «Слабый, средний, сильный удар».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
24.
Свободное экспериментирование.
Теория: Игровые измерения «Что такое сила?».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
25. Электричество.
Теория: дать понятие «лампа накаливания», «блок» для батареек и научить им
пользоваться.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
26. Электричество.
Теория: закрепить знания о правилах безопасности при работе с электричеством.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
27. Электричество.
Теория: закрепить умение пользоваться датчиком электричества цифровой
лаборатории.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная
и самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
28. Электричество.
Теория: продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
29. Свободное экспериментирование.
Теория: сравнительные измерения «Хорошая и плохая батарейка».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
16
30.
Свободное экспериментирование.
Теория: сравнительные измерения «Электроплоды».
Практика: наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность дидактические игры и упражнения.
31. Пульс.
Теория: что такое пульс.
Практика: развивать способность самостоятельно проводить измерения.
32. Пульс.
Теория: познакомить со способами изменения биения сердца.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
33. Пульс.
Теория: рассказать детям, что происходит с организмом человека в момент
недосыпа.
Практика: наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты, проекты,
презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
34. Пульс.
Теория: экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, не кислых
напитков.
Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты,
проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
35. Свободное экспериментирование.
Теория: закрепить навивки по изученной теме
Практика: наблюдение, лабораторная работа, опыты и эксперименты, проекты,
презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и
самостоятельная продуктивная деятельность.
36. Сюжетно-ролевая игра «Я ученый».
Теория: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Практика: экскурсия, опыты и эксперименты, дидактические и развивающие игры,
упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
37. Сюжетно-ролевая игра «Научные исследователи».
Теория: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Практика: экскурсия, опыты и эксперименты, дидактические и развивающие игры,
упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
38. Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория».
Теория: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Практика: экскурсия, опыты и эксперименты, дидактические и развивающие игры,
упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.
39. Диагностика
Теория: выявление у детей способностей к приобретению знаний и умений, уровня
развития.
Практика: совместная и самостоятельная продуктивная деятельность
дидактические игры и упражнения.
5.7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИАТННИКОВ
ГРУППЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 ЛЕТ)
Месяц
Неделя
1 занятие
Отметка о
выполнен
17
ии (дата,
подпись)
Сентябр
ь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябр
ь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Диагностика
Вводное занятие
Занятие-экскурсия
по
минилаборатории
Научиться
фиксировать
данные
измерений в таблицу
Закреплять навыки работы с датчиком
цифровой лаборатории
Игровые измерения – измерение
температуры любимых лакомств
Измерение температуры холодных и
горячих
предметов,
температура
комфорта
Экспериментирование с водой – как
охладить или нагреть воду
Развивать умение детей устанавливать
причинно-следственные связи
Развивать умение детей устанавливать
причинно-следственные
связи,
анализировать, сравнивать.
Закрепить
понятие
«оптика»,
«отражение»
Развивать умение детей устанавливать
причинно-следственные
связи:
количество
солнечных
лучей,
прошедших через светофильтр
Проведение опытов с отражателями.
Игровое
мероприятие
«Солнечные
зайчики»
Закрепить навыки работы с датчиком
звука
цифровой
лаборатории.
Упражнять
детей
в
умении
символизировать
информацию
(правила)
Закрепить знания детей, о том, что в
космосе нет звука
Познакомить с понятием «вибрация»,
«скорость света», с тем что звук
передается по воздуху
Игровые измерения «Музыкальная
шкатулка»
Игровые измерения «Почему пищал
Мишутка?»
Учить измерять силу и вес при помощи
прибора
Устанавливать причинно-следственные
связи: сила удара зависит от веса
предмета
Закрепить знания детей о том, что все
18
Феврал
ь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
тела имеют вес и силу, но есть способы
уменьшить показатели
Игровые ситуации на закрепление темы,
закрепить умение детей пользоваться
датчиком силы
Игровые измерения «Слабый, средний,
сильный удар»
Игровые измерения «Что такое сила?»
Дать понятие «лампа накаливания»,
«блок» для батареек и научить им
пользоваться
Закрепить
знания
о
правилах
безопасности
при
работе
с
электричеством
Закрепить
умение
пользоваться
датчиком
электричества
цифровой
лаборатории
Продолжать учить детей устанавливать
причинно-следственные связи
Сравнительные измерения «Хорошая и
плохая батарейка»
Сравнительные
измерения
«Электроплоды»
Что такое пульс?
Познакомить со способами изменения
биения сердца
Рассказать детям, что происходит с
организмом
человека
в
момент
недосыпа
Экспериментирование с созданием
кислых, менее кислых, не кислых
напитков
Закрепить навивки по изученной теме
Сюжетно-ролевая игра «Я ученый»
Сюжетно-ролевая игра «Научные
исследователи»
Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория»
Диагностика
5.8. СПИСОК ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
ФИО ребенка
19
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
5.9. ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ВОСПИАТННИКОВ
№
пп
Ф.И. ребенка
Месяц
сентябрь
/
октябрь
Даты
ноябрь
декабрь
1.
2.
3.
4.
5.
6.
5.10. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Название
Группа
дополнительной
общеразвивающей
программ /дни
недели
«Наураша в стране Старшая
Наурандии»
№2
Подготовите
льная
№2
Понедельн Вторник
ик
Среда
Четверг
Пятница
15.40. –
16.10.
15.40. –
16.10.
5.11. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для организации занятий по Программе в групповых созданы необходимые
условия, материалы и оборудование.
20
5.12. УСЛОВИЯ НАБОРА И ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП
Дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Наураша в
стране Наурандии» осваивают воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в
количестве 25 человек. Группа формируется из воспитанников, посещающих старшую и
подготовительную общеразвивающую группу № 2.
5.13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В группе оснащена лаборатория опытно-экспериментальной деятельности:
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
ноутбук;
мультимедийный пректор;
увеличительные лупы;
глобус;
песочные часы;
«Блокноты исследователей»;
цветные карандаши,
микроскоп.
Учебно-методический комплекс для занятий по дополнительно
общеразвивающей программе
1. Поваляев О.А. [и др.] «Наустим – цифровая интерактивная среда: парциальная
образовательная программа для детей от 5 до 11 лет». – М.: Де`Либри, 2020. – 68с.
2.
Хюндлингс А., «Свет и сила: практические занятия для любопытных детей
от 4 до 7 лет», М.: Издательство «Национальное образование», 2016
3.
Хюндлингс А., «Вода и воздух: советы, игры и практические занятия для
любопытных детей от 4 до 7 лет», М.: Издательство «Национальное образование», 2015
4.
Хюндлингс А., «Магнетизм и электричество: практические занятия для
любопытных детей от 4 до 7 лет», М.: Издательство «Национальное образование», 2016
5.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста», СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
6.
Нищева Н.В., «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ».
Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах.
Выпуск 1. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
7.
Нищева Н.В., «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ».
Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах.
Выпуск 2. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
8.
Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.
Конспекты занятий в разных возрастных группах. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
9.
Шутяева Е.А., Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников. М.: издательство «Ювента», 2016
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка эффективности Программы и уровня сформированности познавательной
активности и экспериментальной деятельности старших дошкольников проводится 2 раза
в год (сентябрь, май).
Формы проведения итогов реализации программы:
Дни презентаций результатов экспериментов воспитанниками ДОУ их
родителям и педагогам;
21
Творческий отчет воспитателя;
Участие детей в конкурсах и фестивалях;
Тематические выставки с фотоотчетом.
Интерес дошкольников к познавательно-экспериментальной деятельности и
развитие их познавательных способностей диагностируется путем наблюдений за ними во
время подготовки и проведения опытов, элементарных экспериментов. Постоянно
организуется продуктивная деятельность, которая позволяют показать уровень знаний
детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах
сверстников. Для диагностики уровня овладения детьми экспериментальной
деятельностью используется методика Л.Н. Прохоровой.
Показатели сформированности
исследовательской деятельности
✓ Умение видеть проблему;
✓ Умение формулировать и задавать вопросы;
✓ Умение выдвигать гипотезы;
✓ Умение делать выводы и умозаключения;
✓ Умение доказывать и защищать свои идеи;
✓ Умение самостоятельно действовать на этапах
исследования.
Критерии сформированности
исследовательской
деятельности
✓ Самостоятельность.
✓ Полнота и логичность ответа.
✓Правильность
выводов
и
формулировок.
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностическая карта воспитанника старшей группы
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________
Показатели
1
2
3
4
5
6
7
Начало
Конец
года
года
В
С Н В С
Н
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении
познавательный проблемных задач
Активно высказывает предположения
Выдвигает предположения, способы их решения
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность.
Действует планомерно
В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности
Способен устанавливать разнообразные временные,
последовательные, причинные связи.
Делает выводы. Доводит дело до конца.
Диагностическая карта воспитанника подготовительной группы
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________
Показатели
1
Начало
Конец
года
года
В
С Н В С
Н
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении
познавательный проблемных задач.
22
2
3
4
5
6
7
8
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает
предположения.
Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения,
широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность.
Осознано выбирает предметы и материалы для
самостоятельной деятельности соответствии с качествами,
свойствами, назначением.
Действует планомерно. Помнит о цели работы на
протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми
поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
Формулирует в речи достигнут или результат, замечает
неполное соответствие полученного результата гипотезе.
Способен
устанавливать
разнообразные
временные, последовательные, причинные связи.
Делает выводы.
Критерии педагогической оценки индивидуального развития детей дошкольного
возраста, и связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования:
Низкий уровень:
Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем;
При помощи взрослого может объяснить связь фактов;
Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью
взрослого;
При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку;
Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости;
Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого;
Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
Средний уровень:
Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем;
При помощи взрослого может объяснить связь фактов;
Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы;
При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку;
С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости;
Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме;
Может зарисовать свои наблюдения.
Высокий уровень:
Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем;
Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное
рассуждение, потому что…);
Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы;
Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…);
Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для
проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта;
Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
Сравнительный анализ, проводимый педагогами по итогам педагогической
диагностики, позволяет определить эффективность образовательной деятельности,
определить пути создания условий для приобретения воспитанниками нового опыта
деятельности, проявления детской инициативы и творческого потенциала, планирования
23
индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
Программа реализуется на занятиях по дополнительному образованию с детьми
старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность
реализации Программы – 2 года. Гибкая форма организации экспериментальной
деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его
здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления
закономерностей и другие факторы.
Для решения поставленных задач используются как традиционные методы
проведения занятий, так и современные технологии: игровая технология, технология,
опирающаяся на познавательный интерес, технология проблемного обучения, технология
сотрудничества.
В работе с детьми применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные
объяснительно-иллюстративный
методы
(сообщение
педагогом готовой информации разными
средствами) и репродуктивный (создание
педагогом условий для формирования
умений и навыков путем упражнений)
Продуктивные методы
частично-поисковый или эвристический
(дробление большой задачи на серию более
мелких подзадач, каждая из которых шаг на
пути
решения
проблемы)
и
исследовательский (путь к знанию через
собственных, творческий поиск)
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами
экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования, наблюдения).
Игровые приёмы:
моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
повтор инструкций;
выполнение действий по указанию детей;
«намеренная ошибка»;
проговаривание хода предстоящих действий;
предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или
другому ребёнку;
фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего
повторения и закрепления.
Последовательность детского экспериментирования:
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация
ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось)
формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие
вопросы:
24
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия - экспериментирования:
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать
сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в
группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Заключительная часть предполагает подведение итогов урока, фотографирование
результатов экспериментальной деятельности, для последующего участия в
выставках.
9. АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙИНВАЛИДОВ
При наличии детей с ОВЗ и детей-инвалидов работа по Программе будет
организована с учетом следующих принципов:
учёт возрастных особенностей развития ребёнка;
учёт уровня сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности;
учёт индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей и предпочтений
ребёнка;
создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребёнка;
создание условий, удовлетворяющих личностным и познавательным потребностям
ребёнка и способствующих формированию у него адекватных ориентировочных
реакций;
восполнение имеющихся пробелов и сглаживание негативных проявлений отклоняющегося или нарушенного развития;
использование вариативных методов, способов и приёмов обучения в динамичной
среде;
исследовательская позиция взрослого в процессе взаимодействия с ребёнком и
организации его функционирования.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриева
Е.А.,
Зайцева
О.Ю.,
Калиниченко
С.А.
«Детское
экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими
дошкольниками»: Метод.пособие.- М: ТЦ Сфера, 2017.
2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для
дошкольников/ О.В.Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 192с.
3. Марудова, Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».
Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. – 128 с.
4. Нищева Н.В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты
занятий в разных возрастных группах/ сост.– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
25
5. Поваляев О.А. [и др.] «Наустим – цифровая интерактивная среда: парциальная
образовательная программа для детей от 5 до 11 лет». – М.: Де`Либри, 2020. – 68с.
6. Руденко И.В. «Открытия дошкольников в стране Наурандии»: Практическое
руководство/ под науч. ред... – Тольятти, 2015. – 87 с.
7. Рыжова Н.А. «Лаборатория в детском саду и дома»: [учеб.-метод.комплект:
метод.пособие]- М.: Линка-Пресс, 2012
8. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А.
Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015. – 76 с. : ил.
11. СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ ПРОГРАММЫ
ФИО составителя: Климова Анна Александровна
Место работы, должность: Свердловская область, ГО Ревда, МАДОУ детский сад № 34,
воспитатель
Образование: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2003
год, квалификация «Учитель биологии» по специальности «Биология». Профессиональная
переподготовка: ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж», 2020г. Программа:
«Дошкольное образование».
Квалификационная категория: первая.
Телефон, электронная почта: 8-922-207-9711, anna_klimova12@mail.ru
12. АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Наураша в
стране Наурандии», по естественнонаучной направленности (нормативный срок освоения
2 года) по формированию способности к самостоятельному мышлению и познанию,
создание целостной картины окружающего мира с использованием основ компьютерного
моделирования у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ детский сад № 34 на
2023-2025 учебный год.
Адресат Программы: дети 5-7 лет по 25 человек в группе.
В старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) познавательные процессы
претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с
наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно–логического мышления.
Начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность,
пространство, время, предмет - система предметов и т.д.). Эстетическое отношение к миру
у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии
не только воспринимать красоту, но в какой–то мере создавать ее.
Возрастные особенности старшей группы (5-6 лет). В этом возрасте у ребенка
развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать и
моделировать логические взаимоотношения, но на знакомом материале, с опорой на
полученные знания. Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие
произвольных психических процессов: памяти, внимания мышления. При выполнении
каких-либо заданий или бытовой деятельности характерно доведение до конечного
результата. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии.
Возрастные особенности подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В этом
возрасте дети уже приобретают навыки организованности, умение контролировать себя в
процессе выполнения какой-либо деятельности. Уже развито умение элементарного
планирования, но нет согласования своего плана с окружающими. Достижение для
ребенка имеет лишь тот результат, который достигнут усилиями самого ребенка. Срок
реализации дополнительной общеразвивающей программы 2023-2025 учебный год,
занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
26
Цель программы: формирование у детей 5-7 лет познавательно-исследовательской
активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому
мышлению при совершении новых открытий, через опытно- экспериментальную
деятельность.
Важнейшей отличительной особенностью является развитие познавательноисследовательской активности дошкольников посредством опытов в цифровой
лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
При
составлении
комплексно-тематического
планирования
содержания
организованной деятельности использовались следующие образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
•
физическое развитие.
Программа стартового (ознакомительного) уровня.
27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Структура организованной образовательной деятельности (ООД) при
проведении опытов и экспериментов с использованием цифровой
лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Первая часть занятия – мотивация к деятельности, постановка проблемы
(длительность – 3-4 минуты).
Цель: мотивировать ребенка на выполнение заданий.
Задачи:
• способствовать развитию интереса детей к исследовательской деятельности;
• создать условия для проявления креативности и инициативности детей.
Вторая часть занятия - планирование деятельности и выполнение плана
(измерительные
действия, проведение опытов с использованием измерительных приборов цифровой
лаборатории (15-20 минут).
Цель: развитие способностей к экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
• способствовать развитию самостоятельности и саморегуляции, принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
• содействовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;
• способствовать освоению общепринятых норм и правил взаимодействиясо взрослыми и
сверстниками в процессе деятельности;
• освоение правил безопасного поведения в лаборатории.
Третья часть занятия – рефлексия (длительность 3-4 минуты).
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение выразить свои мысли, выслушать
мнение сверстников.
Задачи:
• развитие речи и коммуникативных способностей.
• развитие умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности
других участников образовательных отношений.
28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект ОД «Путешествие в страну Наурандию»
Цель: формировать представления детей о таких понятиях, как температура, пульс,
электричество, сила.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закреплять умения детей измерять температуру тела человека, температуру воздуха в
комнате; пульс взрослого человека, пульс ребёнка; создавать электрический ток с
помощью динамо-машины, измерять напряжение; измерять силу.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования методом
сравнения.
2. Активизировать словарь детей (температура, пульс, электричество, напряжение, сила).
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать аккуратность в работе в процессе экспериментирования.
Предварительная работа
1. Беседы на темы: «Что такое температура, градус, ноль градусов, температура тела
человека, комфортная температура, кипение и замерзание воды»; «Что такое
электрический ток, напряжение, электроны, электроды, динамо-машина»; «Что такое
пульс, органы кровообращения человека, фонендоскоп»; «Что такое сила, вес предмет»
2. Проведение опытов в лабораториях Наураши (измерение температуры, пульса, веса с
помощью датчиков и с помощью измерительных приборов (термометр, прощупывание
пульса).
4. Чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок про электроприборы, сердце,
игра «Кто сильнее – армрестлинг»
Вид деятельности: познавательно-исследовательский
Форма – работы: экспериментирование
Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7лет)
Методы и приемы:
1. Наглядный (рисунок строения сердца, карточки с изображениями различных
термометров).
2. Практический (наблюдение, эксперимент).
3. Словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное
слово).
Материал к занятиям: ноутбук, проектор, датчики для измерения температуры, пульса,
электричества, силы «Божья коровка»; соединительные кабели; изображения
термометров: для измерения температуры тела человека, для измерения температуры
воздуха; для измерения температуры воды; динамо-машина; манжета с соединительным
шлангом; магнитная доска, фломастеры.
Интеграции образовательных областей: познавательно – исследовательская, социально
– коммуникативная.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в волшебную
страну Наурандию, где живет наш друг, юный ученый Наураша.
В его стране, вы знаете, есть лаборатории, где мальчик занимается наукой.
I лаборатория температура.
Воспитатель: 1. Мера нагретости тела что это такое? (температура)
А как можно определить горячая вода в стакане или холодная? (ответы детей)
Опыт №1 Предлагаю узнать с помощью пакетиков с чаем, в каком стакане горячая вода.
Предложить детям пакетики с чаем положить в стаканы с водой.
29
В каком стакане вода горячая, а в каком холодная? (стаканы пронумерованы)
Как вы думаете, почему в горячей воде чай заваривается быстрее, чем в холодной?
(Потому что частички горячей воды движутся быстрее, чем частички холодной воды и
проникают в пакет с чаем быстрее)
2. А еще как можно узнать где горячая вода, а где холодная? (измерить температуру воды
с помощью термометра для воды)
3. А еще какие термометры вы знаете? (для измерения температуры тела человека, для
измерения температуры воздуха)
4. А мы с вами с помощью какого предмета в лаборатории Наураши измеряли
температуру? (с помощью датчика температуры)
Опыт №2 Измерение температуры горячей воды.
Как вы догадались, что вода горячая? (рыбка беспокойная, цветок завял)
Опыт №3 Измерение температуры холодной воды.
II лаборатория пульс.
1. Теперь я хочу у вас спросить, а знаете ли вы, где находится у вас сердце?
Поднимите правую руку и покажите, где оно у вас.
2. Какого размера ваше сердце? (примерно как кулачок)
Предлагаю вытянуть руки и сравнить у кого сердце больше
3. Чье сердце больше взрослого или ребенка? (взрослого)
А теперь покажите, как работает ваше сердце.
4. Как называется ритм ударов сердца? (Пульс)
5. Где можно прощупать пульс? Покажите.
6. Чье сердце бьется быстрее, взрослого человека или ребенка? (пульс ребенка)
Почему? (сердце ребенка меньше по размеру поэтому пульс ребёнка чаще, чем пульс
взрослого человека.)
7. С помощью какого прибора мы измеряли пульс? (С помощью датчика пульса)
Давайте, ещё раз измерим пульс взрослого человека.
Опыт №5 «Измерение пульса взрослого человека».
Опыт №6 «Измерение пульса ребёнка».
8. Что нужно делать, чтобы сердце оставалось здоровым? (заниматься спортом, гулять на
свежем воздухе)
Предлагаю немного позаниматься спортом.
Физкультминутка.
1. Сердцу нужен кислород. - Руки вперёд, вверх, в стороны, опустить.
2. А теперь рывки руками. – Помогаем сердцу сами.
3. Чтобы быть здоровыми – спортом занимаемся. – Влево – вправо наклоняемся.
4. А теперь мы приседаем. – Наши мышцы укрепляем.
5. Раз прыжок, два прыжок. – Мышцы трудятся дружок.
6. А теперь шары надуем. – Также мышцы тренируем.
7. А теперь мы побежим. – Весь организм кислородом обогатим.
III лаборатория электричество.
Воспитатель:1. Без чего не смогут работать компьютер, телевизор, холодильник и другая
бытовая техника? (Без электричества)
2. Как, в нашей лаборатории можно создать электричество? (С помощью динамо –
машины. Он преобразует механическое движение в электрический ток)
3. С помощью какого прибора, мы определяем, есть электрический ток или нет? (с
помощью датчика электричества)
Опыт №7 «Преобразование механического движения в электрический ток с помощью
динамо-машины»
Воспитатель: А сейчас с помощью динамо – машины будем создавать электрический ток.
Кто больше создаст.
IV лаборатория сила.
30
Воспитатель:1. Ребята, как вы думаете, кто сильнее Артём или Ярослав?
А давайте, организуем конкурс «Кто сильнее?» Пусть мальчики померяться силой на
руках. (Армрестлинг)
2. С помощью какого прибора мы определяли, кто сильнее? (Датчик силы).
Опыт №8 «Измерение силы с помощью датчика силы».
Результаты измерений воспитатель записывает на доске.
Воспитатель: Кто сильнее? Чей результат больше? (Ответы детей).
Воспитатель: таким образом, заканчивается наше сегодняшнее путешествие в страну
Наурандию по лабораториям с нашим другом, юным ученым Наурашей.
Вам понравилось наше путешествие? Молодцы, ребята, спасибо! Наураша очень рад, что
вы так много знаете.
Итог: Наураша всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо научились измерять силу,
температуру, пульс, электричество, знаете об этих величинах много интересного и
полезного и прислал вам свои фотографии на память, чтобы вы не забыли о наших
занятиях и экспериментах (Детям вручаются картинки с изображением Наураши).
Литература:
1. Е. А. Шутяева «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников» Методическое руководство для педагогов/Е. А.
Шутяева. – М. :издательство Ювента», 2016.
2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно – экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты
занятий» /авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012
31
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)