23.12.2021
«Игра ребенка не
есть пустая забава,
она имеет высокий
смысл и глубокое значение»
А.В. Полуэктова,
воспитатель МАДОУ
детский сад № 34 ОСП 2
Развивающие
занятия с использованием даров Фридриха
Фребеля с детьми младшего дошкольного возраста, в рамках реализации проекта «Stem-образование» в МАДОУ детский сад № 34 ОСП 2.
Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный
немецкий педагог. В 1839 году в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий
взрослых с детьми дошкольного возраста. Через год назвал созданное
им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли
тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует
до сих пор. Фребель не просто создал
первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в
нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной
обучающей (дидактической) игре и игрушке. Большое значение в системе Фребеля
отводится активности самих детей, организации их самостоятельной
деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше
всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой
форме. Он обосновал воспитательно-образовательное значение игры для развития
маленьких детей и предложил особый дидактический материал – так называемые
«Дары»: в него входят разные по форме, величине и цвету предметы:
шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски.
С
детьми младшей группы, в рамках реализации проекта «Stem-образование»,
мы познакомились с первым «Даром» — это текстильные мячики на ниточке красного,
оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного цвета. Ощущения
от них очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними
действительно хочется играть! Игры с
мячиком «Кругом-кругом», «Тяни-тяни», «Спрячь мячик», «Поймай
мячик», «Найди такого же цвета как у меня фигурка», «Раскачай
мячик вправо-влево», «Прокати в ворота»
учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Для каждого движения с мячом совершенно нужно
по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие,
едва заметные. И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает
сенсомоторную координацию. Дошкольники с удовольствием играют, меняются,
экспериментируют с мячиками.
Игра
является базовой потребностью ребенка, инстинктивным, естественным состоянием,
собственно, жизнью, считал Фребель. Дары
Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для
детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих
пор.