Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 34
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
Советом педагогов
МАДОУ детский сад № 34
Протокол № 1 от 18.07.2022г.
С учётом мнения родителей воспитанников
Приказом № 491-д от 18.07.2022 г.
Заведующий МАДОУ детский сад № 34
_______________ Н.Н. Кокорина
«ТАЛАНТОША»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ТАЛАНТОША»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ: 5-7 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА
СОСТАВИТЕЛЬ:
ШЕРШЕНЬ ХРИСТИНА ЮРЬЕВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ВКК
ГО РЕВДА 2022
1
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы ........................................................................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................ 3
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. ....................................... 5
Отличительные особенности программы: ................................................................... 7
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы ....................... 9
1.3. Краткое содержание программы. ...................................................................... 12
1.4. Планируемые результаты .................................................................................. 12
2. Комплекс организационно-педагогических условий. ............................................ 14
2.1. Учебный план на 2022-2024 учебный год. ....................................................... 15
2.2. Календарный учебный график на 2022-2024 учебный год. ............................. 15
2.3. Учебно-тематический план на 2022-2024 учебный год ................................... 15
2.4. Календарно-тематическое планирование 2022-2024 учебный год. ................ 19
2.5. Расписание занятий на 2022-2024 учебный год ............................................... 28
2.6. Условия набора и формирования групп ........................................................... 28
2.7. Учебно-методическое обеспечение, реализуемых дополнительных
общеразвивающих программ (УМК), материально-техническое обеспечение,
информационное обеспечение. .................................................................................. 28
3. Формы аттестации ................................................................................................... 29
4. Оценочные материалы. ............................................................................................ 30
5. Методическое обеспечение. .................................................................................... 31
6. Адаптация содержания программы для детей ОВЗ и детей-инвалидов. .............. 32
7. Список литературы .................................................................................................. 33
8. Сведения о разработчике программы ..................................................................... 33
9. Аннотация программы ............................................................................................. 34
Приложения .................................................................................................................... 35
2
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 34 (МАДОУ детский сад № 34)
реализует образовательную программу дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности «От рождения до школы» под редакцией.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
«Талантоша» - дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа по художественной направленности (нормативный срок освоения 2 года),
по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста (далее – Программа) разработана в соответствии с
Законом
273-ФЗ
"Об
образовании
в
РФ"
от
29.12.2012,
«Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (приказ
Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155/ Зарегистрировано в Минюсте России
14.11.2013. № 30384), СанПиН 1.2.3685-21
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных
организаций»
(утверждены
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021. № 2), Концепцией развития
дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства
РФ от 04.09.2014 года № 1726-н; Уставом и Основной образовательной программой
дошкольного образования МАДОУ детский сад № 34.
Основной
целью
современной
системы
дополнительного
образования
является воспитание и развитие личности ребенка, которое невозможно себе
представить без художественно - эстетическое развития детей дошкольного
возраста.
Художественно-эстетическое
развитие
способствует
обогащению
чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание
нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей.
3
Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало,
стремление к установлению позитивных взаимоотношений детей друг с другом.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой
он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не
разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку
выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного
мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для
детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями.
Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть
нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их
возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от
реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой
опыт
работы
с
детьми,
накопленный
на
современном
этапе
отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с
дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой
активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник
выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей,
так как они открывают большие возможности формирование у детей дошкольного
возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности.
4
В основу Программы положены концептуальные подходы авторской
программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки», использованы инновационная
технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
«Росток»
А.В.
Шестаковой;
художественно-экологическая
программа
по
изобразительному искусству для детей ДОУ «Природа и художник» Т.А. Копцевой.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с
каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит
непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала
запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости
дошкольного периода детства.
Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал
личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление
человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше
эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.
Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи»
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного
процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного
учреждения
(группы).
Возрастные
и
индивидуальные
особенности
детей
представлены в рабочих программах каждой возрастной группы. Возрастает объем
памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться
произвольное запоминание.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Продолжает развиваться
воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и
произвольность.
Взаимоотношения
со
сверстниками
характеризуются
избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться
5
лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для
сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости
на
замечания.
Повышенная
обидчивость
представляет
собой
возрастной феномен.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих
программ является то, что она предусматривает интеграцию и нетрадиционное
разнообразие видов деятельности, делает большой акцент на развитие творческого
начала, развивает умение видеть и решать поставленную задачу, выделять общий
способ действия, создаёт условия для появления специфической самооценки.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
развитие
способностей,
творческого
потенциала
каждого
ребенка
и
его
самореализации.
Все
занятия
в
программе направлены на
развитие
у
дошкольников
художественно-творческих способностей и мелкой моторики рук через применение
различных видов изотехник.
Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных
техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени)
в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения
и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в
Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии)
нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и
подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные
потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может
превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных
материалов.
6
Отличительные особенности программы:
- работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, масса папьемаше);
-
использование
нетрадиционных
техник
рисования
(кляксография,
монотипия, тычок сухой кистью, граттаж и др.)
Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы,
выставки. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической
беседе, завершается просмотром работ и их обсуждением.
Программа предназначена для детей 5 – 7 лет. Срок освоения программы 2
года. Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные
формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения
подготовительных работ в домашних условиях.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся
– 1 раз в неделю во второй половине дня длительностью 30 минут, с перерывом 10
минут.
Формы и режим занятий:
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
•объявление цели и задач занятия;
•объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;
•физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
•повторение последовательности выполнения работы;
•самостоятельная работа детей;
•физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;
•продолжение работы;
•подведение итогов.
Формы и виды контроля
Требования к организации контроля:
- индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого ученика;
7
- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса
обучения;
- разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей,
развивающей и воспитывающей функции;
- объективность;
- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности
учебного курса.
Педагогический
контроль
осуществляется
в
несколько
этапов
и
предусматривает несколько уровней.
Промежуточный контроль.
• Фронтальная и индивидуальная беседа.
•Выполнение практических заданий различных уровней сложности.
•Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать
приобретенные знания на практике.
•Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках
разного уровня: городских, областных, всероссийских, международных в области
изобразительного искусства.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце всего времени обучения по
программе, а также предусматривает выполнение итоговой творческой работы с
использованием различных материалов.
Проверка успешной, познавательной, трудовой и других видов деятельности
осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса,
бесед с родителями. Для подведения итогов деятельности детей в течение года
проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои изделия.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
1 уровень - репродуктивный с помощью педагога;
2 уровень - репродуктивный без помощи педагога;
3 уровень - продуктивный;
4 уровень - творческий.
8
1.2.
Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
ЦЕЛЬ: развитие интереса дошкольников к изобразительному искусству,
формирование
у детей дошкольного возраста
творческих способностей в
изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
Развивающие:
1)
Развивать
эстетическое
восприятие
художественных
образов
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира
(в
как
эстетических объектов.
2) Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах
детской деятельности.
3) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен другим.
Воспитательные:
1) Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
2) Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную
отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное
сопереживание.
3)
Формировать
культурно-гигиенические
навыки
и
навыки
самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность,
бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное
отношение к окружающему.
Обучающие:
1)
Создавать
условия
для
свободного
экспериментирования
с
художественными материалами и инструментами.
2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
3) Познакомить с универсальным
«языком» искусства
- средствами
художественно-образной выразительности.
4) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности
то, что для них интересно или эмоционально значимо.
9
Развитие
творческих
способностей
в
изобразительной
деятельности
основывается на следующих ПРИНЦИПАХ:
1. Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимных
отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил.
2. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка
и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает
готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на
открытие им нового знания.
3. Принцип культуросообразности. Образ Мира у ребенка – это не мир вокруг него,
это Мир, частью которого является сам ребенок, который он переживает и
осмысливает.
4. Принцип развития – развивающее образование призвано создавать каждому
ребенку условия, в которых он максимально реализовывал бы себя как
индивидуальность.
5. Принцип природосообразности образовательной деятельности предполагает, что
дошкольная
образовательная
деятельность
должна
соответствовать
как
внутренней природе, так и внешним условиям. Дошкольное образование ребенка
в соответствии с его природой, его здоровьем, способностями и склонностями,
индивидуальными особенностями.
6. Принцип педагогики сотрудничества. Ребенок учится познанию окружающего
мира, педагог учится постигать ребенка, от обоих требуется терпимость,
чуткость, отзывчивость, коммуникабельность.
7. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления,
то есть понимания возможностей различных вариантов решения проблемы и
выбору оптимального решения.
8. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе –
обществе – самом себе), то есть, сформирован базис личностной культуры.
10
9. Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое
условие взаимодействия субъектов образовательного процесса. Реализация
данного принципа в образовательном пространстве обеспечивает ребенку
уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность,
самостоятельность
–
дошкольника,
любознательность,
его
то
есть
атмосферу,
стимулирующую
стремление
к
активность
познанию,
чувство
собственного достоинства.
10. Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, взаимную
обусловленность, удовлетворение от расширения индивидуального опыта.
11. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в
различных видах деятельности, особенно в художественно-эстетической.
Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных
способностей, позволяющих ему самореализовываться.
12. Основные принципы дошкольного образования: сотрудничества с семьями
воспитанников, поддержки детской инициативы
13. Принципы, заложенные в Конституции РФ, законодательстве РФ, с учетов
Конвенции о правах ребенка:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по
себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а
не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности,
11
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей
художественно-
эстетическое развитие ребенка.
1.3.
Краткое содержание программы.
Данная
программа
направлена
на
развитие предпосылок
ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о
видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование.
1.4.
Планируемые результаты
Личностные
- Соблюдает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,
стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к
вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
Знает правила работы с карандашом, кистью и красками и выполняет их; Правильно
держит ножницы и действует ими;
- Ребенок обладает эстетическим восприятием художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира
как
эстетических объектов.
- Проявляет доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную
отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное
сопереживание.
Метапредметные
- способен принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их
осуществления
- сформировано умение планировать, контролировать и оценивать свои
действия с поставленной задачей.
Предметные
- Развито художественно-творческие способности в продуктивных видах
детской деятельности.
12
- Проявляет художественный вкус и чувство гармонии.
- Проявляет интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
- Имеет представление об универсальном «языке» искусства - средствами
художественно-образной выразительности.
- Замечает выразительность формы, сочетание красок,
расположение
элементов узора в произведениях изобразительного искусства;
- Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного
образа;
- Правильно передает в рисунке форму, строение предметов, расположение
частей, соотношение по величине;
- Создает узоры на полосе, ритмично располагая элементы;
- Лепит предметы, состоящие из нескольких частей, используя приёмы
оттягивания, сглаживания, вдавливания;
- Режет по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезает круг из квадрата;
- Раскладывает и наклеивает предметы, состоящие из отдельных частей.
13
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая (исключая время отпуска
специалиста, за исключением воспитателей, в группе программа реализуется
подменным воспитателем).
Направленно
сть
Уровень
Художествен Стартов
ная
ый
Наименование
Группа
дополнительной
общеразвивающ
ей
(рабочей)
программы
«Талантоша»
Старшая
Срок
освоен
ия
Количест Количест Общи
во часов во часов
й
по
по
объем
модулям модулям часов
2 года
1
год
обучения
– 20222023
учебный
год
36
2
год
обучения
– 20232024
учебный
год
36
Подготовите
льная
72
Стартовый уровень
Показатели
Возраст
воспитанников
Срок обучения
Режим занятий
Длительность
одного занятия
Особенности
состава
воспитанников
Форма обучения
Форма
организации
обучения
Особенности
организации
образовательного
процесса
Специфика реализации
Групповые программы (10-20) человек
До 8 лет (уровень дошкольного образования)
2 года
программа «Талантоша»
1 час в неделю
30 минут
Одна возрастная категория воспитанников в кружке
Очная
Групповая
Традиционная форма
14
2.1.
Учебный план на 2022-2024 учебный год.
№
п/
п
Название
дополнительно
й
общеразвиваю
щей
программы
Направленно
сть
Модул
ь
1
«Талантоша»
Художествен
ная
1 год Старшая
обучен
ия
1
Воспитател Бюджет
ь Шершень
Х.Ю.
2
«Талантоша»
Художествен
ная
2 год Подготовитель
обучен ная
ия
1
Воспитател Бюджет
ь Шершень
Х.Ю.
2.2.
Возраст детей
5-6 лет
6-7 лет
2.3.
Группа
Количе Составител
ство
ь
занятий
в
неделю
Календарный учебный график на 2022-2024 учебный год.
Год обучения
(модульная)
Первый
Второй
Длительность
занятий
30 минут
30 минут
Количество
неделю
1
1
в Количество
занятий в год
36
36
Учебно-тематический план на 2022-2023 учебный год
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
теория
2.1.
Вводное занятие
Техника безопасности
Работа с бумагой
Аппликация
Техника торцевание
Квиллинг
Знакомство с нетрадиционными
техниками
Нетрадиционные техники
3.
3.1
Знакомство с ДПИ
Техника безопасности
1.
1.1.
1.2.
1.2.1.
1.2.2.
1.2.3.
2.
Основа
реализац
ии
практика
итого
1
0,5
Формы
аттестации
и контроля
Фронтальная
беседа
0,5
1,5
1,5
0,5
0,5
3,5
3,5
3,5
0,5
4
5
5
1
Наблюдение,
презентация
работ
0,5
3,5
4
Наблюдение,
презентация
работ
Беседа
1
Беседа
0,5
15
3.2.
3.2.1.
Виды росписи
Декоративно-прикладное
искусство
4.
4.1.
4.2
4.2.1.
Знакомство с соленым тестом
Техника безопасности
Рассматривание готовых поделок
Лепка из соленого теста
0,5
5.
5.1.
№ п/п
0,5
2.1.
4
1
0,5
0,5
3,5
4
Основы рисунка и живописи
0,5
0,5
1
Рисование акварелью
1,5
3,5
5
Итого
9
27
36
Учебно-тематический план на 2023-2024 учебный год
Количество часов
Наименование разделов и тем
теория
1.
1.1.
1.2.
1.2.1.
1.2.2.
1.2.3.
2.
0,5
3,5
Вводное занятие
Техника безопасности
Работа с бумагой
Аппликация
Техника торцевание
Квиллинг
Знакомство с нетрадиционными
техниками
Нетрадиционные техники
практика
итого
1
0,5
Наблюдение,
визуальный
контроль
Беседа
Наблюдение,
презентация
работ
Беседа,
обсуждение
Наблюдение,
презентация
работ
Формы
аттестации
и контроля
Фронтальная
беседа
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3,5
4,5
4,5
0,5
4
5
5
1
Наблюдение,
презентация
работ
0,5
4,5
5
Наблюдение,
презентация
работ
Беседа
3.
3.1
3.2.
3.2.1.
Знакомство с ДПИ
Техника безопасности
Виды росписи
Декоративно-прикладное
искусство
4.
4.1.
4.2
4.2.1.
Соленое тесто
Техника безопасности
Рассматривание готовых поделок
Лепка из соленого теста
0,5
5.
5.1.
1
Беседа
0,5
0,5
0,5
3,5
4
1
0,5
0,5
3,5
4
Основы рисунка и живописи
0,5
0,5
1
Рисование акварелью
0,5
3,5
4
Итого
6
30
36
Наблюдение,в
изуальный
контроль
Беседа
Наблюдение,
презентация
работ
Беседа,
обсуждение
Наблюдение,
презентация
работ
16
Содержание учебного плана
Вводное занятие (1 ч).
Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления. Форма контроля: фронтальная беседа.
Теория: Обучение технике безопасности работы с клеем, ножницами, правилам
передачи ножниц друг другу. Ознакомление с планом работы на учебной год. Показ
работ,
которые
будем
выполнять.
Организация
рабочего
места.
Практика: беседа по содержанию инструктажа; тестирование .
Работа с бумагой
Теория: Знакомство с видами работы с бумагой: аппликация из бумаги различными
способами, техникой торцевание, квиллинг.
Практика: Показ готовых работ в различной технике, рассматривание, обсуждение.
Аппликация
Теория: Знакомство с техникой аппликации - создания узоров путём закрепления
кусочков бумаги на контрастной основной детали большего размера, вырезанием и
наклеиванием фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, обрыванием
кусочков бумаги и заполнением готового изображения.
Практика:
Техника торцевание
Теория: Знакомство с техникой торцевание. Изготовления объемных поделок из
бумаги. Это вид бумажного конструирования – искусство бумагокручения, при
котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков
бумаги – трубочек – торцовочек создаются объемные махровые композиции:
картины, панно, мозаики, открытки и т. д.
Практика: Создание композиций из разноцветных салфеток, скрученных или
вырезанных различным способом. Заполнение готового изображения.
Квиллинг
Теория: Знакомство с техникой квиллинг. Готовым спиралькам придаётся
различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения,
17
называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в
создании работ.
Практика: Изготовление фигурок из скрученной в спиральки полосок бумаги.
Заполнение готового изображения полосками бумаги, свернутыми различными
способами. Составление композиции, используя различные цвета.
Декоративно-прикладное искусство
Теория: Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Рассматривание
творчества русского народа, обсуждение видов росписи, русской народной игрушки,
сравнение работ между собой.
Практика: Создание филимоновской народной игрушки, кукол-пеленашек ,
салфеток, роспись матрешек.
Лепка из соленого теста
Теория: Знакомство с материалом из которого можно лепить различные предметы,
с его свойствами и особенностями. Обсуждение техники безопасности.
Практика: создания красивых, ярких изображений домашних птиц. Создание
рельефных картин в подарок близким людям – мамам, бабушкам. Поиск вариантов
изображения цветов с элементами – сердечками.
Нетрадиционное рисование
Теория: Знакомство с нетрадиционными видами рисования: пальчиками, ватными
палочками, солью, нитками, мятой бумагой.
Практика: Создание индивидуальных и коллективных работ в различной технике.
Живопись
Теория: Знакомство с работами выдающихся художников, работающих в данной
технике, рассматривание картин, просмотр видео.
Практика: выполнение работ с применением акварельных красок. Самостоятельное
рисование по замыслу.
18
2.4.
Месяц
Неделя
Сентябрь 1 неделя
2023
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Календарно-тематическое планирование 2023-2025 учебный год.
Название занятия
Задачи занятия
Отметка
о
выполнении
Вводное занятие
Знакомство с разными видами изображения предметов и
явлений. Поиск различных техник работы с бумагой,
красками и соленым тестом.
Знакомство
Формирование
представления
об
аппликации,
Работа с бумагой
аппликации в технике «квиллинг»; торцевание.
Познакомить с техникой выполнения различных
элементов. Развивать художественный вкус, творческие
способности и фантазию. Совершенствовать мелкую
моторику рук; Формировать культуру труда и
совершенствовать трудовые навыки.
Цветочная
клумба Составление полихромного цветка из 2-3 бумажных
аппликация
форм, подбор красивого цветосочетания. Освоение
приема оформления цветка.
Знакомство
Знакомство с рисованием губкой, ватными палочками,
Нетрадиционные
солью, печатью нитками, мятой бумагой, печатанием.
техники
Павлин
Рисование павлина гуашью разными техниками.
нетрадиционное
Совершенствование техники владения кистью.
рисование
Золотые подсолнухи Создание
композиций
из
разных
материалов.
аппликация
Формирование аппликативных умений в приложении к
творческой задаче. Развитие чувства ритма и
композиции.
Полосочка
Заготовка полосок бумаги разного цвета для
квиллинг
последующих занятий. Развитие мелкой моторики,
умение пользоваться ножницами.
Цветы квиллинг
Развитие внимательности и усидчивости; глазомера и
19
памяти;
Познание окружающего мира; развитие мелкой
моторики.
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Декабрь
Солнечная
торцевание
поляна Развитие мелкой моторики, художественного вкуса,
воображения. Вырабатывание усидчивости. Развитие
чувства цвета и ритма. Воспитание умения работать
индивидуально и коллективно.
Развитие умения создавать цветные композиции,
пользоваться спектром цвета, заполнять рисунок, не
выходя за контур.
Листопад в парке Создание аппликативной композиции из готовых форм
аппликация
разного цвета на голубом фоне. Освоение техники
обрывной аппликации.
Солнечная
поляна Развитие внимательности и усидчивости; глазомера и
квиллинг
памяти;
Познание окружающего мира; развитие мелкой
моторики.
4 неделя
Аквариум квиллинг
Знакомство и закрепление названий аквариумных рыбок.
Развитие умения создавать цветные композиции,
пользоваться спектром цвета, заполнять рисунок, не
выходя за контур
1 неделя
Кисть
рябины
нетрадиционное
рисование
Медведь
панда
торцевание
Создание красивых осенних композиций с передачей
настроения. Свободное сочетание художественных
материалов, инструментов и техник.
Развитие мелкой моторики, художественного вкуса,
воображения. Вырабатывание усидчивости. Развитие
чувства цвета и ритма. Воспитание умения работать
индивидуально и коллективно.
Развитие умения создавать цветные композиции,
2 неделя
20
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Январь
2024
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
пользоваться спектром цвета, заполнять рисунок, не
выходя за контур.
Курица с цыплятами Развитие внимательности и усидчивости; глазомера и
торцевание
памяти;
Познание окружающего мира; развитие мелкой
моторики.
Морозные
узоры Рисование
в
стилистике
кружевоплетения.
нетрадиционное
Экспериментирование с красками для получения разных
рисование
оттенков голубого цвета. Свободное, творческое
применение разных декоративных элементов.
Знакомство ДПИ
Знакомство с ДПИ, различными видами росписи и
изготовлением русской народной игрушки
Филимоновские
Знакомство с филимоновской игрушкой как видом
игрушки – свистульки народного ДПИ. Формирование представления о ремесле
ДПИ
игрушечных дел мастеров.
Елочка – пушистая Развитие мелкой моторики, художественного вкуса,
иголочка торцевание
воображения. Вырабатывание усидчивости. Развитие
чувства цвета и ритма. Воспитание умения работать
индивидуально и коллективно.
Развитие умения создавать цветные композиции,
пользоваться спектром цвета, заполнять рисунок, не
выходя за контур.
Русский сарафан
Рисование узоров ДПИ на салфетках круглой и
ДПИ
квадратной формы, предметах одежды. Гармоничное
сочетание элементов декора по цвету и форме.
Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.
Зоопарк
Развитие внимательности и усидчивости; глазомера и
Квиллинг
памяти;
Познание окружающего мира; развитие мелкой
21
моторики.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Знакомство
Лепка из
теста
Лошадка
Лепка из
теста
Знакомство с материалом, из которого можно лепить
соленого различные предметы, с его свойствами и особенностями.
Активизация применения разных приемов лепки для
соленого создания красивых, ярких изображений домашних
животных.
Поиск изобразительно-выразительных
средств.
Барашек квиллинг
Развитие внимательности и усидчивости; глазомера и
памяти;
Познание окружающего мира; развитие мелкой
моторики.
Быстрокрылые
самолеты аппликация
Изображение самолета из бумажных деталей разной
формы и размера. Видоизменение деталей, срезание,
загибание
уголков,
разрезание
прямоугольников
пополам, поперек, по диагонали.
Панно «Корзина с Лепка плоскостной корзины на листе картона. Познание
фруктами»
окружающего мира; развитие мелкой моторики.
лепка из соленого
теста
Тортик для Наташи
Активизация применения разных приемов лепки для
лепка из соленого создания красивых, ярких изображений тортика. Поиск
теста
изобразительно-выразительных средств.
Снегирь квиллинг
Заполнение
готового изображения
квадратиками
салфеток при помощи простого карандаша. Развитие
мелкой моторики, координации движений.
Матрешка
Рисование узоров ДПИ на фигурках матрешек.
ДПИ
Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и
22
Апрель
1 неделя
Открытка на 8 Марта
квиллинг
2 неделя
Веселые матрешки
ДПИ
3 неделя
Путаницаперепутаница
нетрадиционное
рисование
Красивые салфетки
ДПИ
4 неделя
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
форме. Понимание зависимости орнамента от части тела.
Развитие внимательности и усидчивости; глазомера и
памяти;
Познание окружающего мира; развитие мелкой
моторики.
Знакомство с матрешкой как видом народной игрушки.
Рисование матрешки с натуры с передачей формы,
пропорций
и
элементов
оформления
одежды.
Воспитание интереса к народной культуре.
Рисование фантазийных образов различными способами.
Развитие творческого воображения и чувства юмора.
Рисование узоров ДПИ на салфетках круглой и
квадратной формы, предметах одежды. Гармоничное
сочетание элементов декора по цвету и форме.
Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.
Цветы сердечки лепка Создание рельефных картин в подарок близким людям –
из соленого теста
мамам, бабушкам. Поиск вариантов изображения цветов
с элементами – сердечками.
Наш аквариум лепка Активизация применения разных приемов лепки для
из соленого теста
создания красивых водных растений и декоративных
рыбок. Поиск изобразительно-выразительных средств.
Жираф торцевание
Развитие мелкой моторики, художественного вкуса,
воображения. Вырабатывание усидчивости. Развитие
чувства цвета и ритма. Воспитание умения работать
индивидуально и коллективно.
Развитие умения создавать цветные композиции,
пользоваться спектром цвета, заполнять рисунок, не
23
4 неделя
Сентябрь
2024
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сенюшки- пеленашки
ДПИ
выходя за контур.
Создание оригинальных композиций в спичечных
коробках – лепка пеленашек в колыбельках. Лепка
фигурок спящих игрушек на основе валика. Знакомство с
народной куклой – пеленашкой.
Календарно-тематическое планирование 2024-2025 учебный год.
Дождливый
денек Изображение облаков по форме похожих на знакомые
аппликация
предметы или явления. Освоение обрывной техники
аппликации. Развитие воображения.
Что такое живопись?
Просмотр видео. Обсуждение увиденного, сравнение с
другими видами искусств
Горизонт
Изображение линии горизонта акварельными красками,
живопись
разграничение неба и земли.
Заюшкин
огород Аппликативное изображение овощей, разрезание
аппликация
прямоугольника по диагонали и закрепление уголков,
обрывная и накладная аппликация.
Солнечная полянка
Изображение акварельными красками травки зеленого
живопись
цвета, получение нужного цвета путем смешения двух
цветов.
Кошка с воздушными Рисование простых сюжетов по мотивам литературного
шариками
произведения. Свободный выбор изобразительно нетрадиционное
выразительных средств для передачи характера и
рисование
настроения персонажа.
Грибная поляна лепка Лепка конструктивным способом из четырех частей.
из соленого теста
Изготовление крапин для шляпки разрезанием.
Налепливание элементов на лист картона.
Яблоки на дереве Создание композиции из предметов, вырезанных из
аппликация
сложенной в несколько раз бумаги, использование
неконтрастных цветов при создании композиции.
24
Ноябрь
1неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Декабрь
1неделя
2 неделя
Бабочка торцевание
Развитие мелкой моторики, художественного вкуса,
воображения. Вырабатывание усидчивости. Развитие
чувства цвета и ритма. Воспитание умения работать
индивидуально и коллективно.
Развитие умения создавать цветные композиции,
пользоваться спектром цвета, заполнять рисунок, не
выходя за контур.
Орнамент
Формировать у детей понятие об особенностях узора:
живопись
повторы, чередование, соблюдение ритма, учить
нарядно украшать предметы посредством ритма,
чередования цвета и симметричного расположения
элементов узора, самостоятельно выбирать варианты
узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.
Овощи
Учить различать предметы прямоугольной, треугольной
живопись
и квадратной формы и изображать их в рисунках,
помочь детям освоить в рисовании формообразующие
движения
для
изображения
прямоугольных,
треугольных и квадратных объектов и предметов,
закрепить
навыки
закрашивания
изображений
карандашами и красками в одном направлении.
Яблоки
Постановка из 2-3 предметов с ярко выраженным цветом
живопись
на нейтральном фоне.
«Подсолнухи»
Рисование стебля и листьев у подсолнуха. Закреплять
живопись
навыки рисования гуашью. Развивать чувство
композиции.
Шляпы, кокошники и Конструирование головных уборов для самодельных
короны
праздничных костюмов и оформление декоративными
элементами
Елкины
игрушки- Создание новогодних игрушек в технике тестопластики
шишки,
мишки
и – лепка из соленого теста или вырезывание формочками
25
хлопушки
соленое
тесто
3 неделя Разговорчивый родник
Нетрадиционное
рисование
4 неделя Лебедушка
соленое
тесто
Январь
2025
1неделя
Бабушкины
квиллинг
сказки
2 неделя Нарядный индюк ДПИ
3 неделя Кони – птицы
ДПИ
Февраль
1неделя
Карандашница
в
подарок папе соленое
тесто
2 неделя Карандашница
в
подарок
папе
нетрадиционное
рисование
3 неделя Рыбки
сверкают
торцевание
4 неделя Перо жар-птицы
для выпечки фигурок животных и бытовых предметов
Рисование различными средствами изображения.
Освоение приемов работы острым краем, плашмя.
Совершенствование техники скульптурной лепки.
Воспитание интереса к познанию природы и более
тонкому отражению впечатлений в изобразительном
творчестве.
Выполнение работ по мотивам русских народных
сказок. Самостоятельный подбор образов, определение
способов и приемов.
Создание условий для творчества детей по мотивам
дымковской игрушки. Показ обобщенных способов
создания образа.
Создание условий для рисования фантазийных коней –
птиц по мотивам городецкой росписи. Развитие чувства
цвета, формы и композиции
Лепка на готовой форме декоративных предметов в
подарок
Роспись предмета в нетрадиционной
использованием подручных средств
технике
с
Самостоятельное и творческое отражение представления
о природе.
Выполнение работы с использованием яркой цветовой
палитры. Сочетание теплых или холодных оттенков.
26
5 неделя Посуда ДПИ
Март
Апрель
Рисование декоративной посуды по мотивам гжели.
1неделя
Конфетница
для Украшение готовой формы из картона яркими
мамочки торцевание
элементами по мотивам росписи.
2 неделя Букет цветов квиллинг Точная передача формы и колорита весенних цветов в
букете.
3 неделя Золотой петушок ДПИ Рисование
сказочного
петушка
по
мотивам
литературного произведения. Развитие воображения,
чувства цвета, формы и композиции.
4 неделя Чудо-писанки
Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце.
квиллинг
Воспитание интереса к народному дпи.
1неделя
2 неделя В далеком
торцевание
3 неделя
4 неделя
Май
1неделя
2 неделя
3 неделя
космосе Создание рельефной картины, включающей разные
космические
объекты.
Формирование
навыков
сотрудничества и сотворчества.
День
и
ночь Ознакомление с явлением контраста в искусстве,
нетрадиционное
пояснение
специфики
и
освоения
средств
рисование
художественно-образной выразительности.
Лягушонок и водяная Составление сюжетной композиции. Создание интереса
лилия торцевание
к познанию природы и отражению полученных
представлений в художественных образах.
Такие разные зонтики Рисование узоров на полукруге; осмысление связи
нетрадиционное
между орнаментом и формой украшаемого изделия.
рисование
Корзина с фруктами Составление оригинальных композиций для оформления
квиллинг
интерьера.
Деревья
в
нашем Изображение лиственных деревьев по представлению с
парке квиллинг
передачей характерных особенностей строения ствола и
кроны.
27
2.5.
Расписание занятий на 2022-2024 учебный год
Название
дополнительной
общеразвивающей
программы/дни
недели
«Талантоша»
Группа
«Талантоша»
Подготовите
льная
2.6.
Понедельник
Вторник
Среда
Старшая
Четверг
15.30
16.00
15.30
16.00
Пятница
–
–
Условия набора и формирования групп
В объединение принимаются все желающие с 5 – 7 лет без специального
отбора. Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью от 10 до 15 человек.
2.7.
Учебно-методическое
обеспечение,
реализуемых
дополнительных общеразвивающих программ (УМК), материально-техническое
обеспечение, информационное обеспечение.
1
Литература
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
«Карапуз – Дидактика», 2006 Младшая, средняя, старшая,
подготовительная группа.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками
по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000
Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006
Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми
дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика - Синтез, 2013
Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред.
Грибовской А. А. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М.:
Айрис-пресс, 2013.
Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина: Для работы с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Мозаика Синтез, 2012
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001
28
2
Шмитт, Гудрун. Квиллинг для детей/Гудрун Шмитт, пер. с нем. Е. Г.
Сас. – М.: Астрель: Кладезь, 2013
Принадлежности
3
1. Краски (акварель, гуашь)
2. Восковые мелки
3. Цветные карандаши
4. Фломастеры
5. Кисти (для рисования и аппликации)
6. Баночки для воды
7. Салфетки бумажные, матерчатые
8. Ватные палочки, штампы
9. Картон
10. Пластилин
11. Соленое тесто
12. Стеки для лепки
13. Доски для лепки
14. Природный материал
(шишки, желуди, скорлупа, орехи, семена разных плодов, перья, мох)
15. Цветная бумага
16. Клеенки для аппликации
17. Клей карандаш
18. Ножницы
19. Иллюстрации
20. Картины
21. Открытки
22. Магнитофон
23. Настольный театр
Столы и стулья на каждого ребенка
4
Информационное обеспечение
- презентации
- фотоальбомы
- видео
3. Формы аттестации
Система оценки осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в
процессе образовательной деятельности с ними. В ходе занятий педагогом
инициируется у детей самооценка творческой деятельности, проводится совместный
анализ продуктов детской деятельности.
На каждом занятии дети выполняют творческое задание. Критерием
достижения планируемого результата является выполнение творческого задания и
его анализ на соответствие изначальным требованиям к работе.
29
4. Оценочные материалы.
I. Рисование.
Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в)
композиция.
Практические умения (владение разными материалами и инструментами
для создания художественного образа).
Планирование работы.
Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт,
одежда и другие объекты).
Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
Декор адекватно теме (замыслу).
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
II. Лепка.
Средства выразительности) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание,
оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание,
украшение).
Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
III. Аппликация.
Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д)
композиция.
Практические умения: а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать;
б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная,
обрывная, мозаика и др)
Содержание аппликации (предметы, растения,птицы, животные, человек,
транспорт, одежда).
30
Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
Декор адекватно теме (замыслу).
Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
V. Креативность (воображение).
VI. Эмоциональность.
VII. Общий показатель (результат диагностики).
Характеристика уровней.
Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные
тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств
выразительности,
сформированных
практических
умений;
высказывает
эстетические суждения и оценки. В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя
разные
средства
выразительности.
Отдельные
средства
выразительности и
практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает
затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и
оценках. В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.
Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет
основными средствами выразительности и практическими умениями. В ходе
диагностики выявлено менее 10 показателей.
5. Методическое обеспечение.
Для
занятий
организованы
рабочие
места: столы
и
стулья.
Столы
подготовлены для работы с красками и другими маркими материалами.
В целях создания условий для достижения современного качества образования
используются эффективные методики обучения, здоровьесберегающие технологии
(разминки, игры). При организации занятий используются методы:
словесный (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ заданий);
наглядный (демонстрации иллюстраций);
практический (выполнение заданий, в том числе групповая
работа).
31
Для психолого-педагогической поддержки воспитанников используются
методы: поощрение самостоятельности воспитанника, постановка творческих задач.
6. Адаптация содержания программы для детей ОВЗ и детей-инвалидов.
Старшую группу МАДОУ детский сад № 34 ОСП 1 посещают два ребенка с
особыми возможностями здоровья (Пахомов Андрей - тяжелые нарушения речи,
Изгагина Екатерина - задержка психического здоровья с расстройством аутического
спектра).
Дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно, без особой педагогической
помощи усвоить содержательный минимум дополнительной программы. При
условии систематической коррекционной поддержки дети с ограниченными
возможностями здоровья преодолевают свой недостаток.
При проведении занятий в кружке «Талантоша» для детей с ОВЗ применяется
индивидуальный подход, предполагающий всестороннее изучение воспитанников и
разработку
соответствующих
мер
педагогического
воздействия
с
учетом
выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с
учетом
индивидуальных
поддержка
образовательных
инициативной,
потребностей
самостоятельной
каждого
ребенка);
активности
ребенка
(индивидуализации), способствующей успешности коррекционного образования и
обеспечивающей
условия
для
самостоятельной
активности;
социальное
взаимодействие, обеспечивающее создание условий для понимания и принятия друг
другом
всех
участников
образовательного
процесса
с
целью
достижения
плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; вариативность в
организации
процессов
обучения
и
воспитания,
предполагающая
наличие
вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических
пособий, средств обучения, безбарьерной вариативной методической базы обучения
и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и
средства работы, как по общей, так и специальной педагогике; партнерское
взаимодействие
с
семьей,
направленное
на
установление
доверительных
партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, для наиболее
эффективной поддержки ребенка.
32
7. Список литературы
1.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С.Л. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2000
2.
Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое
развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006
3.
Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с
детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
4.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты
занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2013
5.
Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий.
/Под ред. Грибовской А. А. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
6.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. –
М.: «Карапуз – Дидактика», 2006 Младшая, средняя, старшая,
подготовительная группа.
7.
Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина
Немешаева. - М.: Айрис-пресс, 2013.
8.
Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина:
Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:
Мозаика - Синтез, 2012
9.
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование
методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001
10.
Шмитт, Гудрун. Квиллинг для детей/Гудрун Шмитт, пер. с
нем. Е. Г. Сас. – М.: Астрель: Кладезь, 2013
8. Сведения о разработчике программы
Шершень Христина Юрьевна
МАДОУ детский сад № 34 ОСП 1
33
Высшее образование, 2006 год, ГОУ ВПО «Уральский педагогический
государственный
университет»,
специальность
«Педагогика
и
методика
дошкольного образования», квалификация «Организатор – методист дошкольного
образования»
Высшая квалификационная категория
sashashershen@yandex.ru
9. Аннотация программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Талантоша» предназначена
для
организации
образовательной
деятельности
с
детьми
старшей
и
подготовительной группы (дети 5-7 лет).
Основу
программы
составляет
подбор
материалов
для
развернутого
перспективного планирования, составленного по авторской программе Лыковой
И.А. «Цветные ладошки», использованы инновационная технология художественнотворческого развития детей дошкольного возраста «Росток» А.В. Шестаковой;
художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для детей
ДОУ «Природа и художник» Т.А. Копцевой.
Программа составлена по образовательным областям: физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующаяся на его
индивидуальные особенности.
При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по
охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение
развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии
воспитания, обучения и развития ребёнка.
ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ дополнительного образования является развитие
интереса дошкольников к изобразительному искусству, формирование у детей
дошкольного возраста творческих способностей в изобразительной деятельности.
34
Основной формой образовательной деятельности является занимательное
дело, в процессе которого широко используются разнообразные игры, упражнения и
игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.
Знания, умения и навыки детей закрепляются в процессе повседневного
общения с дошкольниками, во время прогулок, игр, самостоятельной деятельности.
Приложения
Приложение 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
35
1.
Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
(приказ
Минобрнауки
России
от
17.10.2013.
№
1155/
Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013. № 30384).
3.
СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
образовательных
и
организации
организаций»
режима
(утверждены
работы
дошкольных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021. № 2),
4.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-н;
5.
Уставом
и Основной образовательной программой дошкольного
образования МАДОУ детский сад № 34.
6.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), утверждена Федеральным координационным советом по общему
образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
7.
Образовательная программа дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности
«От рождения до школы» под редакцией.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Приложение 2
Рекомендуемые вопросы для наблюдения за детьми
36
•Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально,
спокойно)?
• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
• Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные,
практические)?
• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен,
сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе
создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали,
диагонали, есть ли элементы перспективы)?
• Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет
оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
• Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение
изображений, предметов, фигур)?
Приложение 3
37
Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного
возраста (автор Казакова Т.Г.)
I. Задание по восприятию искусства.
Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и
выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенного в ней понравилось.
Предложить придумать название картине.
Детям предлагаются два изделия (филимоновская игрушка и хохломская посуда) и
предлагается выбрать изделие которое более нравится (красота узора, цвет,
элементы).
II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).
Тема: «Домашние птицы»
Тема: «Осень»
Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками,
карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.
Анализ.
В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского
изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не
только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают
окружающий мир.
Уровни художественного развития:
Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы,
используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем
знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к
творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют
техническими навыками.
Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается
стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств
выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно
полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.
38
Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов,
явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не
сформированы, слабое владение техническими навыками.
39
40
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)