СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
5.
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи Программы
3. Содержание Программы
3.1. Учебно-тематический план первого года обучения (5-6 лет)
3.2. Содержание учебного плана первого года обучения (5-6 лет)
3.2. Учебно-тематический план второго года обучения (6-8 лет)
3.3. Содержание учебного плана второго года обучения (6-8 лет)
4. Планируемые результаты
5. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1 Календарный учебный график
5.2. Расписание занятий
5.3. Условия реализации программы
5.4. Учебно-методическое обеспечение (УМК)
5.5. Информационное обеспечение
6. Формы аттестации
7. Оценочные материалы
8. Список литературы
9. Сведение о разработчике программы
10. Аннотация программы
Приложение
2
3
5
7
8
10
13
15
21
22
22
22
22
23
23
23
24
24
25
25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа доля детей с ЗПР художественной направленности по развитию творческой
активности и способности воспитанников к саморазвитию, творчеству, общению
«Волшебные краски» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации о 29.12.2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей» от 29.03.2016 года N BK-641/09; Концепцией развития
дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от
04.09.2014 года № 1726-н; Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным
приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года; СанПиН 1.2.3685-21,
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 года № 2; Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),
письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 года; Распоряжением правительства
Свердловской области от 26.06.209 года № 70-д об утверждении методических
рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного
образования в Свердловской области»; Методическими рекомендациями по
сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
информационной системе персонифицированного дополнительного образования
Свердловской области, выпущены ГАНОУ СО «Дворец молодежи», региональным
модельным центром, 2019 год. Уставом МАДОУ детский сад № 34; Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам) в
МАДОУ детский сад № 34.
Направленность программы
Направленность программы – художественная.
Программа интегрирует различные виды деятельности и направлена на развитие
творческой активности, формирование готовности и способности воспитанников к
саморазвитию, творчеству, общению, изобразительной деятельности.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
реализуется в группах компенсирующей направленности.
Новизна Программы состоит в том, что изодеятельность развивает у детей с
ограниченными возможностями здоровья наглядно-образное и логическое мышление,
творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается
творческий потенциал ребенка. Особенностью данной программы является то, что она
дает возможность ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в
удивительный мир фантазии, предусматривает развитие его художественноэстетических способностей.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения
проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена
на создание благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и
адаптации.
Программа имеет художественную направленность и создает условия,
обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и
мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые
1.
3
заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или
травмы.
Педагогическая целесообразность. Обучение по данной Программе может
осуществляться индивидуально и в мини – группе, что позволяет приблизить
дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и
интеллектуальным особенностям каждого ребенка. Программа «Волшебные краски»
ориентирована на создание условий для развития творчества воспитанников, повышение
уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную
деятельность с полным учетом особенностей заболевания.
Занятия художественной деятельностью пробуждают в ребенке способность
представлять отдельные моменты действия в развитии и в различных смысловых
сцеплениях, создавать целое, приучают его к взвешенности и точной координации
движения.
Отличительная
особенность Программы является использование на
занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной
техники рисования, выполнение работ в смешанной технике) с учетом индивидуальных
возможностей детей с проблемами психофизического и психологического характера,
которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и
умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития.
Адресат программы: Программа адресована воспитанникам с задержкой
психического развития. Эти дети имеют нарушения в поведении, затруднения в
социальном взаимодействии и коммуникациях. У них ограничен круг интересов, что
проявляется в наиболее выраженных дефицитах.
По данной программе обучается до 12 детей с ОВЗ дети старшего дошкольного
возраста от 5 до 8 лет.
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с задержкой
психического развития:
• испытывает трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном
внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка;
• слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекается в
совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна ребенку;
• наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений
кисти руки;
• повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования
нагрузки и отдыха;
• быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с
направленностью программы обучения;
• имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие
учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной
и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции
на новизну и т.п.);
• имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при
обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной
Программы;
• не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом
ребенка), влияющие на освоении данной программы.
Формы и методы обучения:
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм
работы с детьми в очном режиме.
В ходе индивидуальной работы детям предоставляется возможность самостоятельно
построить свою работу с учетом принципов дифференцированного и индивидуального
4
подходов. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные
работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации
групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар»
или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках Программы.
Занятия строятся в форме игры, путешествия, практической деятельности.
Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу
творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих
методов проведения занятий:
- словесный - устное изложение, беседа;
- наглядный - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу;
- практический - овладение практическими умениями рисования;
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию);
- репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности);
- частично-поисковый (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения
заданной проблемы);
- исследовательский– овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 2023-2025 учебный
год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Обоснование уровня: стартовый уровень освоения программы предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Реализация программы на стартовом уровне направлена на развитие творческой
активности, формирование готовности и способности воспитанников к саморазвитию,
творчеству, общению, изобразительной деятельности.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей,
жизненных и социальных компетенций воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья посредством изобразительной деятельности.
Задачи первого года обучения (5-6 лет):
Образовательные:
− освоение первоначальных знаний о видах изобразительного искусства:
живописи, графике, архитектуре;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
− развивать творческое мышление и воображение;
− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию
объектов;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений
посредством изобразительной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников
и его результатам;
5
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Задачи второго года обучения (6-8 лет):
Образовательные:
− закрепление знаний о видах изобразительного искусства: живописи, графике,
архитектуре;
− формировать художественный кругозор и приобретение опыта работы в
различных видах художественной деятельности;
− освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
Развивающие:
− развивать логическое и образное мышление, пространственное воображение,
память, внимание;
− развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
− развивать наблюдательность, умение видеть и воспринимать красоту
окружающего мира;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать творческую активность ребёнка, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
− воспитывать самостоятельность и ответственность, развитие самоконтроля;
− воспитывать любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее
традициям, многонациональной культуре;
− воспитывать аккуратность, прилежание, умение доводить начатую работу до
конца.
Программа соответствует принципам инклюзивного дополнительного
образования: свобода выбора или добровольность, творческое развитие интересов детей,
активность, самореализация, принцип разнообразия и принцип чувствительности и
эмоциональности и обеспечивает социальную адаптацию и развитие их творческого
потенциала.
В процессе работы с детьми С ЗПР программа корректируется с учетом
индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка, содержание
программы дополняется новыми темами и разделами.
Обязательным условием работы является наличие игровых пауз для
предотвращения утомляемости воспитанников и снижения работоспособности.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов работа по Программе организована с учетом
следующих принципов:
учёт возрастных особенностей развития ребёнка;
учёт уровня сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности;
учёт индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей и предпочтений
ребёнка;
создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребёнка;
создание условий, удовлетворяющих личностным и познавательным потребностям
ребёнка и способствующих формированию у него адекватных ориентировочных
реакций;
восполнение имеющихся пробелов и сглаживание негативных проявлений отклоняющегося или нарушенного развития;
использование вариативных методов, способов и приёмов обучения в динамичной
среде;
исследовательская позиция взрослого в процессе взаимодействия с ребёнком и
организации его функционирования.
Педагог создает условия для осуществления «социальных проб» для того, чтобы
ребенок проявлял самостоятельность, сотрудничал с детьми.
6
В этих целях необходимо:
– создать воспитанникам условия для взаимодействия и общения с кругом детей;
– способствовать социализации, воспитанникам с максимально возможной степенью
самостоятельности;
– формировать знание и понимание детьми принципов окружающей их среды,
посредством общения со взрослыми и сверстниками, использования медиа- и интернеттехнологий, т.е., развивать коммуникативную, организационную, информационную
компетентности воспитанников и социализировать их в полной мере. Степень освоения
предложенной ребенку с ОВЗ образовательной программы зависит от его
индивидуальных особенностей и требует решения таких коррекционных задач, как
диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы, решение проблемы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учет
рекомендаций
ПМПК,
психолого-педагогических
особенностей
воспитанников с ЗПР и их особых образовательных потребностей определяет ряд
особенностей организации образовательного процесса:
• занятия проводятся с применением чередования видов деятельности,
основанных на разных видах восприятия (зрительного, слухового), речевой
деятельности. Предусмотрен перерыв, динамические паузы в середине каждого занятия;
• занятия организованы с использованием элементов арт-терапии, направленной
на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в
самовыражении, участии в жизни детского сообщества;
• обучение предусматривает участие в конкурсах и фестивалях, что расширяет
круг социальных контактов, жизненных событий воспитанников, формирует
стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/не удачи.
При организации образовательного процесса необходимо учитывать особые
образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития:
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• постоянная помощь педагога в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности
и поведения.
7
3.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(5-6 лет) 2023-2024 учебный год
№
Название темы
1
Осень
Поэтапное рисование
предметов
«Овощи и фрукты»
Рисование по точкам
простым карандашом.
«Ягоды»
Поэтапное рисование
предметов
«Грибы»
Обводка предметов.
Рисование предметов по
клеткам.
«Части тела и лицо»
Обводка и раскрашивание.
Рисование человека
«Посуда»
Обводка, дорисовка и
раскрашивание.
«Продукты»
Штриховка
«Игрушки» Раскрашивание
предметов поэтапное
рисование.
«Одежда, обувь»
Раскрашивание. Поэтапное
рисование. Симметричное
рисование
«Зима»
Рисование по точкам.
«Зимующие птицы»
Обводка, раскрашивание.
«Новый год»
Обводка, дорисовка,
раскрашивание.
«Дикие животные»
Рисование по клеточкам и
линейкам. Штриховка.
«Домашние животные»
Обводка, дорисовка и
раскрашивание.
«Домашние птицы»
Поэтапное рисование и
раскрашивание.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Общее
Теория Практика
Формы
количество
промежуточной
учебных часов
аттестации
1
1
0
Входная диагностика
(собеседование)
2
1
1
выставка
1
0
1
Анализ работ
2
1
1
выставка
2
1
1
выставка
1
0
1
Презентация работ
2
1
1
выставка
1
0
1
Анализ работ
2
1
1
Анализ работ
1
0
1
выставка
1
0
1
Анализ работ
1
0
1
выставка
1
0
1
выставка
1
0
1
Презентация работ
1
0
1
выставка
8
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
«Мебель»
Штриховка. Выкладывание
из палочек.
«Транспорт» Рисование
предметов по клеточкам.
«Кораблик для папы»
Поэтапное рисование и
раскрашивание.
Штриховка
«Платье для куклы»
Поэтапное рисование по
шаблону и рисование
узоров.
«Инструменты»
Дорисовка предметов.
Выкладывание предметов
из палочек.
«Весна»
Обводка, дорисовка и
раскрашивание.
«Семья»
Обводка, дорисовка и
раскрашивание.
«Дом»
Сравнение и рисование
линий. Рисование
предметов по клеткам.
«Перелетные птицы»
Обводка, дорисовка и
раскрашивание.
«Космос»
Рисование узоров по
клеточкам и линиям.
Симметричное рисование.
«Город»
Обводка и раскрашивание.
Поэтапное рисование.
«Рыбы»
Рисование узоров по
клеточкам и линиям.
Штриховка.
«Цветы»
Раскрашивание. Поэтапное
рисование. Составление
предметов из
геометрических фигур.
«Насекомые»
Обводка и раскрашивание
предметов. Штриховка.
«Лето»
2
1
1
Анализ работ
1
0
1
Анализ работ
1
0
1
Анализ работ
2
1
1
выставка
1
0
1
выставка
1
0
1
Презентация работ
1
0
1
выставка
1
0
1
Анализ работ
1
0
1
Анализ работ
1
0
1
Анализ работ
1
0
1
выставка
1
0
1
выставка
2
1
1
Презентация работ
1
0
1
выставка
2
0
1
Итоговый анализ
деятельности
9
Творческий коллективный
рисунок.
39
9
30
3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(5-6 лет) 2023-2024 учебный год
1.
«Осень». Поэтапное рисование предметов. (теория)
Закрепить знания о цветных и простых карандашах. Учить детей повторять
пальчиковую гимнастику с карандашами. Совершенствовать умение удерживать
карандаш пальцами правой и левой руки. Формировать умение раскрашивать предметы,
не выходить за их пределы. Совершенствовать внимание, память и умение выполнять
движения со словами.
Альбомный лист А5 с контурным изображением осенним сюжетом, цветные карандаши.
2.
«Овощи и фрукты». Рисование по точкам простым карандашом.
(теория и практика)
Познакомить с пунктирными и контурными линиями. Учить различать
контурные и пунктирные линии. Учить соединять взаимосвязанные предметы.
Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится,
сидеть прямо опираясь на спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть
прижаты к телу или висеть. Альбомный лист А5 с точечным изображением овощей и
фруктов, простой карандаш.
3.
«Ягоды». Поэтапное рисование предметов. (практика)
Формировать умения
раскрашивать картинки. Учить использовать разноцветные
карандаши. Раскрашивание предметов поэтапное рисование. Соединять точки
поочередно. Формировать умение раскрашивать предметы, не выходить за их пределы.
Закреплять умение четко проговаривать пальчиковую гимнастику.
Альбомный лист А5 с контурным изображением клена с несколькими опавшими
листьями, цветные карандаши.
4.
«Грибы». Обводка предметов. Рисование предметов по клеткам.
(теория и практика)
Формировать умения рисовать по пунктирам прямые, ломаные, кривые и замкнутые
линии. Учить рисовать узор по пунктирным линиям и продолжать рисовать его
самостоятельно. Формировать умения видеть контур фигуры. Учить обводить
наклонные линии. Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать фигуры цветными
карандашами.
Лист в клетку с контурным изображением белого гриба, простой карандаш, цветные
карандаши.
5.
«Части тела и лицо» Обводка и раскрашивание. Рисование человека.
(теория и практика)
Воспитывать самостоятельность в работе. Продолжать учить выполнять
штриховку простым карандашом. Учить дорисовывать лицо человека по образцу. Учить
дорисовывать правую или левую часть изображенных предметов.
Альбомный лист А5 с контурным изображением человека, простой карандаш, цветные
карандаши.
6.
«Посуда». Обводка, дорисовка и раскрашивание. (практика)
Совершенствовать умение дорисовывать предметы по пунктирным линиям. Продолжать
учить дорисовывать в предметах недостающие части. Совершенствовать правила
посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится, сидеть прямо опираясь на
спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть прижаты к телу или висеть.
Альбомный лист А5 с пунктирным изображением чайной посуды, цветные карандаши.
7.
«Продукты». Штриховка. (теория и практика)
10
Формировать умение обводить продукты по пунктирным линиям. Формировать
умения видеть контур фигуры. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую
гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Учить проводить горизонтальные
линии.
Альбомный лист А5 с пунктирным изображением продуктов питания, простой
карандаш.
8. «Игрушки» Раскрашивание предметов поэтапное рисование. (практика)
Формировать умения раскрашивать картинки. Учить использовать разноцветные
карандаши. Закреплять умение четко проговаривать пальчиковую гимнастику.
Альбомный лист А5 с контурным изображением игрушек, цветные карандаши.
9.«Одежда, обувь» Раскрашивание. Поэтапное рисование. Симметричное
рисование. (теория и практика)
Учить самостоятельно, выбирать карандаши для выполнения заданий.
Совершенствовать умение обводить предметы по контору, дорисовывать недостающие
детали предмета. Воспитывать в работе аккуратность.
Альбомный лист А5 с контурным изображением сапогов и шубы, цветные
карандаши, простой карандаш.
10. «Зима». Рисование по точкам. (практика)
Совершенствовать умение обводить круги по пунктирным линиям. Учить
рисовать узоры по точкам в определенной последовательности. Обводка, дорисовка и
раскрашивание. Продолжать учить дорисовывать симметричные предметы.
Выкладывание предметов из палочек. Воспитывать сосредоточенность.
Альбомный лист А5 с точечным изображением зимнего сюжета, простой
карандаш, цветные карандаши.
11. «Зимующие птицы» Обводка, раскрашивание. (практика)
Совершенствовать умение обводить предметы не отрывая карандаш.
Формировать умение штриховать предметы в заданном направлении. Совершенствовать
правила посадки за столом при выполнении заданий: не сутулится, сидеть прямо
опираясь на спинку стула, не ложится на стол, локти не должны быть прижаты к телу
или висеть.
Альбомный лист А5 с контурным изображением зимней птицы, простой
карандаш, цветные карандаши.
12. «Новый год». Обводка, дорисовка, раскрашивание. (практика)
Учить закрашивать в заданном направлении. Совершенствовать навыки работы с
цветными карандашами. Продолжать учить обводить предметы по точкам, пунктиру и
контору.
Альбомный лист А5 с контурным изображением зимнего сюжета, простой
карандаш, цветные карандаши.
13. «Дикие животные». Рисование по клеточкам и линиям. Штриховка.
(практика)
Совершенствовать умение рисовать предметы по клеточкам. Формировать
умения видеть контур фигуры. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую
гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Продолжать учить проводить
наклонные линии, соблюдая расстояние и направление линий.
Лист в клетку, образец, простой карандаш.
14. «Домашние животные». Обводка, дорисовка и раскрашивание.
(практика) Закреплять умение рисовать узор по пунктирным линиям, дорисовывать
недостающие части предмета. Развивать цветовосприятие у дошкольников.
Альбомный лист А5 с пунктирным изображением домашнего животного, простой
карандаш, цветные карандаши.
15. «Домашние птицы». Поэтапное рисование и раскрашивание. (практика)
11
Закреплять умение подбирать самостоятельно, выбирать цвет карандашей для
выполнения заданий. Совершенствовать умение обводить предметы по контору,
дорисовывать недостающие детали предмета. Воспитывать в работе аккуратность.
Альбомный лист А5 с контурным изображением домашней птицы, цветные
карандаши, простой карандаш.
16. «Мебель». Штриховка. Выкладывание из палочек. (теория и практика)
Формировать умения видеть контур фигуры. Совершенствовать умение
выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев. Учить
проводить вертикальные линии.
Альбомный лист А5 с контурным изображением мебели, счетные палочки,
простой карандаш.
17.«Транспорт» Рисование предметов по клеточкам. (практика)
Совершенствовать умение рисовать узор по клеточкам самостоятельно по
образцу. Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий.
Лист в клетку, заготовленный эскиз, простой карандаш.
18. «Кораблик для папы» Поэтапное рисование и раскрашивание.
Штриховка. (практика)
Закреплять умение подбирать цветные карандаши для раскрашивания картинки.
Используя образец рисовать знакомый предмет (кораблик).
Альбомный лист с пунктирным изображением морских волн, цветные карандаши,
простой карандаш.
19. ««Платье для куклы». Поэтапное рисование по шаблону и рисование
узоров. (теория и практика)
Закреплять умение использовать шаблон, подбирать цветные карандаши для
раскрашивания картинки. Используя образец рисовать узор платья. Совершенствовать
умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с движением пальцев.
Альбомный лист А5, шаблон платья, простой карандаш, цветные карандаши,
заготовленные образцы узоров платья.
20. «Инструменты» Дорисовка предметов. Выкладывание предметов из
палочек. (практика)
Формировать умения видеть контур фигуры и раскрашивания не выходить за их
пределы. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Учить
проводить вертикальные линии сверху вниз и снизу-вверх.
Альбомный лист А5 с частичным изображением инструментов, простой
карандаш, цветные карандаши, палочки.
21. «Весна». Обводка, дорисовка и раскрашивание. (практика)
Совершенствовать умение рисовать картину, используя цветные карандаши.
Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами. Воспитывать
аккуратность в работе.
Альбомный лист А5 с контурным изображением весеннего сюжета, простой
карандаш, цветные карандаши.
22. «Семья». Обводка, дорисовка и раскрашивание. (практика)
Учить использовать при выполнении заданий разные цветные карандаши.
Закреплять умение дорисовывать недостающие детали предмета используя образец.
Совершенствовать правила посадки за столом при выполнении заданий.
Альбомный лист А5 с контурным изображением семьи (мама, папа, я),
заготовленный эскиз, простой карандаш, цветные карандаши.
23.«Дом» Сравнение и рисование линий. Рисование предметов по клеткам.
(практика) Формировать умения рисовать по пунктирам прямые, ломаные, кривые и
замкнутые линии. Учить рисовать узор по клеткам и продолжать рисовать его
самостоятельно. Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику,
соотносить слова с движением пальцев.
12
Лист в клетку, заготовленный эскиз, простой карандаш, цветные карандаши.
24. «Перелетные птицы». Обводка, дорисовка и раскрашивание. (практика)
Совершенствовать умение обводить предметы не отрывая карандаш.
Формировать умение штриховать предметы в заданном направлении. Совершенствовать
технику рисования. Развивать связную речь.
Альбомный лист А5 с контурным изображением птицы, цветные карандаши.
25. «Космос» Рисование узоров по клеточкам и линиям. (практика)
Симметричное рисование. Продолжать учить обводить предметы по контуру.
Развивать фантазию, дорисовывая картинку. Формировать умение последовательно
соединять точки при помощи линейки. Воспитывать аккуратность при выполнении
заданий.
Лист в клетку, заготовленный эскиз, простой карандаш, цветные карандаши.
26. «Город» Обводка и раскрашивание. Поэтапное рисование. (практика)
Учить подбирать карандаши по цвету. Совершенствовать умение по образцу
дорисовывать рисунок. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
Альбомный лист А5 с контурным изображением родного города, цветные
карандаши.
27. «Рыбы». Рисование узоров по клеточкам и линейкам. Штриховка.
(практика) Формировать умение цветными карандашами проводить разноцветные
дорожки по линейке. Совершенствовать умение выполнять упражнения с карандашами.
Воспитывать аккуратность в работе.
Альбомный лист А5 с контурным изображением домашней птицы, цветные карандаши,
простой карандаш.
28. «Цветы» Раскрашивание. Поэтапное рисование. Составление предметов
из геометрических фигур. (теория и практика)
Формировать умение подбирать цвета и раскрашивать картинку. Используя
образец рисовать знакомые предметы. Совершенствовать умение выполнять упражнения
с карандашами. Воспитывать аккуратность в работе.
Альбомный лист А5 с контурным изображением цветка, цветные карандаши,
фигуры.
29. «Насекомые» Обводка и раскрашивание предметов. Штриховка.
(практика) Закреплять умение обводить насекомых по контуру не отрывая карандаш.
Совершенствовать умение выполнять пальчиковую гимнастику, соотносить слова с
движением пальцев.
Альбомный лист А5 с контурным изображением насекомого, цветные карандаши,
простой карандаш.
30. «Лето». Творческий коллективный рисунок. (практика)
Учить располагать изображение в центре листа, подбирать сочетание разных
цветов. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Развитие творческих
способностей. Способствовать коллективной работе дошкольников.
Ватман, простой и цветные карандаши.
3.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(6-8 лет) 2024-2025 учебный год
№
п/п
1
Наименование темы
Как научится рисовать
Количество часов
форма
Практика аттестации/контроля
Всего Теория
5
2
13
3
2
3
4
5
6
Вводное занятие. Что такое
цвет?
Гуашь. Приёмы работы с
гуашью. Теплые и
холодные цвета
Тёплые цвета. Композиция
«Золотая осень»
Холодные цвета. Дождь,
пасмурно.
Карандашный рисунок
Работа карандашом. Тон.
2
1
1
Вводное тестирование
1
1
0
1
0
1
Наблюдение,
обсуждение, анализ
творческих работ.
Тестовый опрос
1
0
1
3
1
1
1
2
0
обсуждение, опрос.
Городской пейзаж.
Рисунок мелких деталей
Учимся рисовать деревья.
Веселый зоопарк
(анималистический
жанр)
Рисуем животных
Рисуем водный мир
1
0
1
Наблюдение
1
4
0
2
1
2
Наблюдение
2
2
1
1
1
1
Опрос,
анализ
творческих
работ,
экспресс-выставка
Элементы природы
Композиция «Зимний
пейзаж» (рисунок с
натуры)
3
2
1
1
2
1
Иллюстрация к сказке
«Морозко»
1
0
1
Кляксография
Клякса, как средство
выражения.
5
1
3
1
2
0
Рисуем деревья (гуашь).
2
1
1
Композиция с
изображением леса,
тропинки и ручейка.
(карандаш).
2
1
1
Жанр Портрет
Пропорции лица.
Рисунок головы
7
2
3
1
4
1
14
Опрос, наблюдение,
анализ
творческих
работ.
Выставка.
Просмотр,
обсуждение.
Анализ
работ.
Тестовый
опрос.
Опрос
Просмотр,
обсуждение.
Анализ творческих
работ.
Промежуточный
контроль
Обсуждение,
наблюдение
7
8
9
10
11
Итого
Моя мама. Портрет по
памяти
Фигура человека.
Наброски. Быстрые
зарисовки.
Учимся рисовать фигуру
человека в движении.
Композиция Карнавал.
1
0
1
Экспресс-выставка
2
1
1
2
1
1
Просмотр,
обсуждение.
Анализ творческих
работ. Тестовый
опрос
Жанр Натюрморт
Натюрморт «Овощи и
фрукты»
2
2
1
1
1
1
В царстве нежности
Цветовой круг.
«Сказка». Цветы гуашью
Мир цвета. Рисуем
цветы.
2
1
1
1
1
0
1
0
1
Графический дизайн
Основы графического
дизайна
Волшебный мир
аквариума
Разноцветные бабочки
Костюмы разных
народов
Декоративное искусство.
Орнаменты разных
народов
3
1
1
1
2
1
0
1
1
2
0
1
1
1
2
1
1
Выставка
Подготовка работ к
выставке. Оформление
выставки
Итоговое занятие
3
1
1
0
2
1
2
39
1
18
0
21
Обсуждение.
Наблюдение.
Просмотр. Анализ
творческих работ.
Текущий контроль
Опрос.
Опрос, наблюдение.
Анализ творческих
работ.
Экспресс-выставка
Опрос, обсуждение
Анализ
работ.
опрос.
творческих
Тестовый
Опрос, наблюдение.
Анализ творческих
работ.
Тестовый
опрос.
Выставка.
Итоговый
мониторинг.
3.4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(6-8 лет) 2024-2025 учебный год
1. как научиться рисовать
1.1. Тема: Вводное занятие. Что такое цвет?
Теория (1 ч.). Вводная беседа об изобразительном искусстве. Роль
изобразительного искусства в жизни человека. Виды и жанры изобразительного
15
искусства. Художественные материалы, применяемые на занятиях изобразительной
деятельностью. Правила пользования ими (беседа и мастер-класс). Основные цвета
(красный, желтый и синий).
Показ образцов готовых работ.
Объяснение и показ правильного положения рук, корпуса и головы при
рисовании.
Практика (1 ч.). Как я рисую (графические обучающие упражнения карандашом).
Рисование пальцами (обмакивают палец руки в определённый цвет и рисуют на бумаге,
проводя различные линии или точки, мазки с помощью пальцев, фаланг, ладоней) (изотерапия). Смешивание основных видов цветов на бумаге и получение дополнительных
цветов: оранжевого, зелёного, фиолетового.
Входной контроль: Педагогическое наблюдение за техникой выполнения работ
(техника линий, степень нажима и т.д.).
1.2. Тема: Гуашь. Приёмы работы с гуашью
Теория. Беседа о технике гуаши. Особенности гуаши: плотность, густая
консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим,
лёгкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Теплые и холодные цвета. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности
тёплых цветов (Ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство
прохлады).
1.3. Тема: Тёплые цвета. Композиция «Золотая осень».
Тёплые цвета – солнце, огонь, костёр.
Практика. Рисунок в тёплой гамме. Наблюдаем осень. Изучение цвета осенних
листьев. Смешивание оттенков свойственных природе, выявление характерных
оттенков, например, цвет лепестка оранжевой бархатцы. Техника изо-терапии –
печатание листьями (настоящий лист дерева намазывают краской и отпечатывают на
бумаге Рисуем композицию «Золотая осень».
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений.
1.4. Тема: Холодные цвета. Дождь. Пасмурно.
Практика. Наблюдение по фото, видео дождливого дня. Рассмотреть небо, тучи,
лужи на земле. Изучение и смешивание оттенков свойственных холодной гамме. Рисуем
композицию в холодной гамме «Пасмурный день. Дождь».
Текущий контроль: тестовый опрос по содержанию модуля, направлен на
проверку и закрепление знания и понимания новых понятий
2. Карандашный рисунок
2.1. Тема: Работа карандашом. Тон.
Теория. Понятие «тон», «сила тона». Параллельная штриховка. Перекрестная
штриховка.
Практика. Выполнение упражнений по штриховке и растушёвке. Рисование
фруктов и овощей с применением различной штриховки карандашом.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений на тональную растяжку, штриховку, растушёвку.
2.2. Тема. Городской пейзаж. Рисунок мелких деталей
Теория. Изображение зданий в перспективе (далеко-близко). Как располагаются
двери и окна на стенах домов. Расположение крыши, труб, антенн.
16
Практика. Рисуем городской пейзаж. Примерные задания: «Моя улица»,
«Осенняя набережная». «Платановая аллея».
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений на изображение зданий в перспективе. Корректировка выполнения
упражнений.
2.3. Тема. Учимся рисовать деревья
Практика. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы
различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Изображение на листе нескольких деревьев, разных по форме и высоте. Пишем
осенней гаммой и прорисовываем ветки и ствол. Зарисовать разные по характеру
деревья: дуб, березу, осину, иву и т.д., проследить характерные особенности строения
дерева. Итоговое задание по цвету: «Раскрасьте каждое дерево своим цветом».
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за умением выразить своё
отношение при обсуждении картины (эмоциональные реакции, степень
заинтересованности увиденным материалом, взаимодействие между участниками
творческого объединения, умение высказываться, вступать в дискуссию и др.); за
правильностью выполнения упражнений. Устный опрос по содержанию темы,
направленный на проверку и закрепление знания и понимания новых понятий.
Весёлый зоопарк (анималистический жанр)
3.1. Тема. Рисуем животных
Теория. Знакомство с анималистическими рисунками. Работа с иллюстративным
материалом. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного
целого. Умение выразить в изображении характер изображаемых объектов. Изучение
строения животных, их движения. Правила рисования с натуры. Способы передачи
движения и характера формы животного.
Пропорции, объем, форма животных с учетом особенностей изображения в
разных техниках. Найти характерные детали, выражающие особенности данного
животного, опуская второстепенные. Задача рисунка – передать правильные пропорции
и объем животных. Изображение животного на основе геометрических фигур (овал,
круг); закрашивать предмет по форме, располагать в центре листа, соотносить детали по
размеру. Значение композиции в рисунке.
Практика. Рисование простых форм. Пропорциональность форм. От наброска к
реалистичному рисунку. Зарисовки животных по фотографиям. Зарисовки и наброски
птиц и животных. Силуэтное и объёмное рисование птиц (снегиря, синичку).
Изображение зайца. Рисование животного овалами, начиная с большого туловища, после
лапки и голова. Передача шёрстки способом тампонирования. Составление своей
композиции пейзажа с зайчиком.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений и результативностью освоения приёмов работы по изображению животных
на основе геометрических фигур и соблюдения пропорций.
3.2. Тема Рисуем водный мир
Теория. Беседа о подводном мире. Показ фотографий и рисунков с разнообразием
обитателей подводного мира. Значение композиции в рисунке.
Практика. Мир нашего аквариума. Рисуем разные формы рыбок. Украшение
простой формы рыбки узорами чешуи. Дорисовать плавники, хвост. Составление
композиции «Подводное мир» (используем восковые мелки).
3.
17
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений, составление композиции.
Элементы природы
4.1. Тема: Композиция «Зимний пейзаж» (рисунок с натуры)
Теория. Зимний пейзаж с хвойными деревьями. Отличие силуэтов ели и сосны от
лиственных. Кто рисует на окне. Применение приёмов кистевой росписи. Как составить
холодную гамму цветов для зимнего узора.
Практика. Рисование узора белой краской на тонированной бумаге. Работа
тонким концом кисти. Узоры в виде плавных ветвей, завитков. Самостоятельный выбор
композиции. Рисование темными линиями ветви деревьев. Белыми передать снег, поверх
ветвей.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений, освоение элементов рисунка, росписи, за правильностью и
последовательностью выполнения композиции.
4.2. Тема Иллюстрация к сказке «Морозко»
Теория. Сказки. Иллюстрация к сказкам. Художник иллюстратор. Значение
иллюстрации. Добрые и злые герои сказок. Беседа о добре и зле в русских народных
сказках. Просмотр иллюстраций к сказке.
Практика. Рисуем иллюстрацию к сказке «Морозко» Выполнение тематической
композиции с изображением сказочной обстановки. Последовательное выполнение
задания: компоновка на листе элементов композиции, рисование фигур персонажей,
насыщение композиции деталями. Выполнение в цвете, выбор цветовых сочетаний,
последовательное выполнение, устранение недочетов, обобщение.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за способностью рассуждать,
развивать образное мышление, воображение, анализировать художественные
произведения, за умением формулировать своё отношение при обсуждении
иллюстраций. Как решена композиция: правильное решение композиции, (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание.
4.
Кляксография
5.1. Тема Клякса, как средство выражения
Теория. Какие по форме бывают кляксы? Клякса может быть похожа на круг,
овал, квадрат, напоминать кленовый лист и т.д. Зависимость клякс от их плотности,
размера и тональности.
«Характер клякс» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практика. Использование техники изо-терапии – пропечатывание. Для этого на
любую поверхность наносят цветовую кляксу, затем накладывают чистый лист бумаги.
Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребёнок придаёт ей определённый образ.
Текущий контроль: наблюдение за умением развивать образное мышление,
воображение, фантазию. Анализ правильности выполнения упражнений, владения
художественными приёмами. Умения выразить эмоции, чувства с помощью рисунка.
5.2. Тема.
Рисуем
деревья
(гуашь)
Теория. Виды изобразительного искусства. Использование клякс.
Практика. Рисование различных форм деревьев. Крона дерева – клякса
5.
18
Текущий контроль: наблюдение за умением владения техникой: как ученик
пользуется художественными материалами, как использует выразительные
художественные средства в выполнении задания.
5.3. Тема. Композиция с изображением леса, тропинки и ручейка.
(карандаш)
Практика. Изображение на листе композиции «Лес». Использование
перспективы при изображении ручья и тропинки.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение и анализ работ: как решена
композиция: правильное решение композиции, предмета, как организована плоскость
листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая
идея и содержание.
6. Жанр «Портрет»
6.1. Тема Пропорции лица. Рисунок головы Теория. Сформировать знания
учащихся о портрете, как жанре изобразительного искусства. Сформировать навыки
рисования портрета, сообщить о классических пропорциях соотношений частей лица.
Строение головы. Пропорции головы и лица.
Практик. Композиция рисунка на листе. Поэтапное выполнение портрета на
листе бумаги. Последовательная работа над рисунком, композиция в листе, работа
цветом, детализация, обобщение.
Текущий контроль: устный опрос с обсуждением портретов на картинах
художников; умение описать увидеть характер человека на портрете, отображение
эмоций.
6.2. Тема Моя мама. Портрет по памяти
Практика. Повторение знаний пропорций при рисовании портрета.
Последовательное
выполнение
рисунка
портрета.
Передача
характерного
индивидуального сходства: цвет волос, форма прически, цвет глаз, и т.д.
Текущий контроль: Выставка работ.
6.3. Тема. Фигура человека. Наброски. Быстрые зарисовки
Теория. Макет тела человека. Пропорции тела. Портрет в полный рост. Главное и
второстепенное в изображении. Пропорции и строение фигуры человека.
Практика. Рисование простых форм. Пропорциональность форм. Выполнение
рисунка фигуры человека на фоне.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений, владение техникой, художественными приёмами изображения человека.
6.4. Тема. Учимся рисовать фигуру человека в движении. Композиция
Карнавал
Теория. Умение рисовать многофигурные композиции. Изображение человека в
движении. Композиция с объектами-куклами (различной величины и формы) в
пространстве. Передача приподнятой, праздничной обстановки цветом.
Практика. Составление композиции на тему «Карнавал». Линейный рисунок.
Выполнение работы цветом, прорисовка мелких деталей.
Текущий контроль: наблюдение за выполнением работ: как решена композиция:
правильное решение композиции, как организована плоскость листа, как согласованы
между собой все компоненты изображения, цветовое состояние, как выражена общая
идея и содержание.
7. Жанр «Натюрморт»
19
7.1. Тема Натюрморт «Овощи и фрукты».
Теория. Объём, фигура, цвет. Композиционное решение и построение предметов
натюрморта на листе. Первоначальные сведения о жанре «натюрморт».
Практика. Рисование с натуры натюрморта «Овощи на тарелочке», «Фрукты в
вазе». Композиция в натюрморте. Выбор формата листа: вертикально или
горизонтально. Выбор цвета в натюрморте.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений.
8. В царстве нежности
8.1. Тема. Цветовой круг. «Сказка». Цветы гуашью
Теория. Работа с цветовым кругом. Вспоминаем холодные и тёплые цвета.
Основные и дополнительные цвета. Просмотр видеоряда «Цветы».
Практика. Работа гуашью без предварительного рисунка. Рисуем цветы гуашью
свободной росписью.
Текущий контроль: устный опрос на проверку знаний по теме «Цвет».
8.2. Тема. Мир цвета. Рисуем цветы
Теория. Сгущение и ослабление тона с помощью белил. Переход от одного цвета
в другой с изменением цветовых оттенков от холодного к теплому и наоборот.
Получение пастельных тонов.
Практика. Рисуем цветы. Упражнение со смешением краски с белилами,
получение пастельных оттенков. Рисуем букет цветов.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение, анализ качества и правильности
выполнения упражнений.
9. Жанр Графический дизайн
9.1. Тема Основы графического дизайна
Теория. Знакомство с графическим дизайном, элементами, составляющими
графический дизайн. Материалы для графического дизайна.
Практика. Узоры для графического дизайна. Рисуем прямоугольники. Используя
чёрный фломастер рисуем узоры по образцам.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений.
9.2. Тема. Волшебный мир аквариума
Теория. Графический дизайн. Композиция в рисунке. Видеоряд с изображением
рисунков, выполненных в графическом дизайне.
Практика. Тема «Рыбка», «Ракушка». Композиция в рисунке выполняется
фломастером.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений.
9.3. Тема Разноцветные бабочки
Теория. Закрепление навыков в изображении узоров в графическом дизайне.
Монотипия предметная: применяем новые средства выразительности с уже изученными
ранее: клякса, цвет, симметрия.
Практика. Изображаем симметричные предметы (бабочки), дорисовываем и
прорабатываем мелкие детали. Украшение рисунка узорами в графическом дизайне.
20
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений.
10. Костюмы разных народов
10.1. Тема Декоративное искусство. Орнаменты разных народов
Теория. Декоративно-прикладное искусство, его основные особенности.
Орнамент – повторение рисунка через определенный интервал. Чудесные
ритмопревращения (растительные и геометрические орнаменты). оказать и рассказать,
как строится орнамент в полосе. Объяснить, как идёт чередование элементов.
Стилизованная форма элементов. Знакомство с орнаментами, которые используются в
костюмах разных (фото и видеоряд).
Практика. Нарисовать орнамент в полосе. Использовать какой-либо
стилизованный природный элемент (цветок, листик, ягод и т.д.). Материалы – карандаш,
гуашь, фломастеры.
Текущий контроль: педагогическое наблюдение за правильностью выполнения
упражнений.
11. Выставка.
11.1. Подготовка работ к выставке. Оформление выставки
Практика. Обсуждение и подборка работ для итоговой выставки. Оформление
работ в паспарту, изготовление этикеток. Распределение по тематике. Оформление
выставки.
11.2. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы объединения за год. Рефлексия.
Итоговый контроль. Итоговая выставка.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты первого года обучения (5-6 лет):
Личностные:
- развиты самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- смогут применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
- будет сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные:
- сформирована мотивация к художественному творчеству, потребность в
саморазвитии;
- умение задавать вопросы и умение получать помощь;
- умеет вести диалог и выстраивать отношение в группе.
Предметные:
- освоят практические навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи
и композиции);
- умеет работать с различными материалами и инструментами;
- умеет рисовать по образцу.
Планируемые результаты второго года обучения (6-8 лет):
Личностные:
- развиты самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- смогут применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
- будет сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные:
- сформирована мотивация к художественному творчеству, потребность в
саморазвитии;
21
- умение задавать вопросы и умение получать помощь;
- умеет вести диалог и выстраивать отношение в группе.
Предметные:
- освоят практические навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи
и композиции);
- умеет работать с различными материалами и инструментами;
- умеет рисовать по схеме, замыслу.
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2023-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Занятия проводятся с 01 сентября по 31 мая
Возраст детей Год обучения
Длительность
Количество в
Количество
(модульная)
занятия
неделю
занятий в год
5-6 лет
Первый
30 минут
1
39
6-8 лет
Второй
30 минут
1
39
5.2. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Название
дополнительной
общеразвивающ
ей программ
/дни недели
Волшебные
краски
Группа
Понедельни
к
Средняястаршая
компенсирующа
я
Старшаяподготовительн
ая
компенсирующа
я
Вторни
к
Сред
а
Четвер
г
Пятниц
а
15.40.
–
16.10.
15.40
16.10
5.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Групповая оборудована в соответствии с требованиями СанПиН, помещение
имеет достаточно свободного пространства.
Для организации занятий по Программе в групповой созданы необходимые условия,
имеются дидактические, методические материалы и оборудование:
1.
Помещение со столами и стульями по количеству детей.
2.
Имеется мольберт, шкаф, стеллаж для хранения рисунков,
художественных материалов, магнитная доска.
3.
Художественно-изобразительный материал (краски, кисточки, восковые
мелки, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон,
гофрированная бумага, фольга и другие виды бумаги, ножницы).
4. Нетрадиционные инструменты для художественного творчества (валики, губки,
трафареты и пр.).
5. Альбомы репродукций картин великих художников, образцы работ и рисунков в
различных художественных техниках.
6. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи,
презентации.
22
5.4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ АДОП
1. Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного
обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста / Теория и практика
образования. – 2017. – No 5(77) – С.45–54
2. Лыкова И.А. – «Изобразительная деятельность в детском саду»: учебнометодическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
3. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа
художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности
(формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136
с.
4. Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка», «Основы
живописи». Обнинск, «Титул», 1996
5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми
с ОВЗ. Методическое пособие – Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В. М:
Владос, 2019. 167с
5.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства
культуры РФ https://ar.culture.ru/
2.
Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/
3.
Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России
https://www.culture.ru/
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогический мониторинг направлен на выявление степени эффективности
взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательных отношений с целью
освоения Программы. Педагогическая диагностика проводится с каждым ребенком 2
раза в год (сентябрь и май).
Полученные результаты позволяют говорить, насколько правильно построена
образовательная работа и взаимодействие с конкретным ребенком.
Высокие результаты являются показателем успешной работы с ребенком и его
благополучного развития. Средние результаты позволяют говорить о том, что педагогу
стоит обратить внимание на особенности образовательной работы с данным ребенком и
учесть особенности его индивидуального развития. Низкие показатели требуют
тщательного всестороннего анализа педагогической ситуации и целенаправленного
психолого-педагогического обследования ребенка.
Предлагаемая диагностика состоит из карты развития, которая является
некоторой ретроспективой наблюдения педагога за ребенком на протяжении года.
Поэтому педагогическая диагностика не требует присутствия ребенка. Ряд
диагностических проб позволяют отследить несколько параметров и проводится
23
индивидуально с каждым ребенком в свободное время или с группой детей во время
занятий, совместной деятельности воспитатели с детьми, желательно со вторника по
четверг в первой половине дня, которые включает в себя задания для детей дошкольного
возраста (от 5 до 8 лет).
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за работой
детей в организованной деятельности по созданию мультфильмов, изучение продуктов
их деятельности (героев, декораций), несложные эксперименты (в виде отдельных
поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий),
беседы, проекты.
При этом важен профессионализм педагогов, мотивация работы,
взаимоотношения между участниками образовательных отношений, внутренняя жизнь в
группе, скорость внутригрупповых процессов, условия, вызывающие реакцию на
проведение педагогической диагностики, состояние здоровья каждого ребенка, их
индивидуальные особенности, временные и режимные рамки.
Формы аттестации
•
аналитический отчет;
•
материалы анкетирования;
•
открытые занятия (в т.ч. в режиме онлайн);
•
наблюдение педагога в ходе занятий, оценка зрителей, членов жюри,
анализ результатов на различных мероприятиях, конкурсах.
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится
аттестация обучающихся в форме диагностики качества освоения воспитанниками
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебные
краски» (см. Приложение №3)
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного
обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста / Теория и практика
образования. – 2017. – No 5(77) – С.45–54Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники
рисования в детском саду. Часть 1.- М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.
2.
Вохринцева С. Демонстрационный материал «Учимся рисовать» Дымковская игрушка 1. – Изд. «Страна фантазий».
3.
Вохринцева С. Демонстрационный материал «Учимся рисовать» - УралоСибирская роспись 1. – Изд. «Страна фантазий».
4.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
5.
Дымковская игрушка. Альбом для детского художественного творчества.
– Изд. Дом «арапуз».
6.
Лыкова И.А. – «Изобразительная деятельность в детском саду»: учебнометодическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
7.
Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа
художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности
(формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136
с.
8.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка», «Основы
живописи». Обнинск, «Титул», 1996.
9.
Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
детьми с ОВЗ. Методическое пособие – Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В.
М: Владос, 2019. 167с
24
Интернет-ресурсы:
1. Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ
https://ar.culture.ru/
2. Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/
3. Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России
https://www.culture.ru/
9. СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПРОГРАММЫ
ФИО составителя: Бороздина Оксана Владимировна
Место работы, должность: Свердловская область, ГО Ревда, МАДОУ детский сад
№ 34, воспитатель
Образование: Свердловское педагогическое училище № 4, 1990 г. Специальность:
Учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня; Профессиональная
переподготовка, ЧОУ ДПО "АБиУС", 2019г. Специальность: Воспитатель детей
дошкольного возраст
Квалификационная категория: первая.
Телефон, электронная почта: rc.yz08@mail.ru, 89530080880
ФИО составителя: Савинцева Маргарита Николаевна
Место работы, должность: Свердловская область, ГО Ревда, МАДОУ детский сад
№ 34, воспитатель
Образование: Ревдинское педагогическое училище, 1995, Воспитатель
вспомогательной школы по специальности Олигофренопедагогика; Профессиональная
переподготовка, ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж», 2017 г. Программа:
«Дошкольное образование»
Квалификационная категория: первая.
Телефон, электронная почта: Rita.Savinceva@mail.ru, 89226122525
ФИО составителя: Тарасевич Ирина Алексеевна
Место работы, должность: Свердловская область, ГО Ревда, МАДОУ детский сад
№ 34, воспитатель
Образование: Ревдинское педагогическое училище, 1991 г. Специальность:
Учитель начальных классов; Профессиональная переподготовка, ООО Учебный центр
«Профессионал», 2017г. Программа: «Воспитание детей дошкольного возраста»
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности.
Телефон, электронная почта: tarasira1972@yandex.ru, 89505606755
10. АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа доля детей с ЗПР художественной направленности по развитию творческой
активности и способности воспитанников к саморазвитию, творчеству, общению
«Волшебные краски». Программа интегрирует различные виды деятельности и
направлена на развитие творческой активности, формирование готовности и
способности воспитанников к саморазвитию, творчеству, общению, изобразительной
деятельности.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
реализуется в группах компенсирующей направленности.
Адресат программы: Программа адресована воспитанникам с задержкой
психического развития. Эти дети имеют нарушения в поведении, затруднения в
25
социальном взаимодействии и коммуникациях. У них ограничен круг интересов, что
проявляется в наиболее выраженных дефицитах.
По данной программе обучается до 12 детей с ОВЗ дети старшего дошкольного
возраста от 5 до 8 лет.
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с задержкой
психического развития:
• испытывает трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном
внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка;
• слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекается в
совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна ребенку;
• наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений
кисти руки;
• повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования
нагрузки и отдыха;
• быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с
направленностью программы обучения;
• имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие
учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной
и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции
на новизну и т.п.);
• имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при
обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной
Программы;
• не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом
ребенка), влияющие на освоении данной программы.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 2023-2025 учебный
год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей,
жизненных и социальных компетенций воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья посредством изобразительной деятельности.
Отличительная
особенность Программы является использование на
занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной
техники рисования, выполнение работ в смешанной технике) с учетом индивидуальных
возможностей детей с проблемами психофизического и психологического характера,
которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и
умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития.
Программа стартового (ознакомительного) уровня.
26
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
СПИСОК ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ
ДОП «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
№
п/п
1.
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
27
Год
обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ВОСПИАТННИКОВ
№
пп
Ф.И. ребенка
Месяц
сентябрь
/
октябрь
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
28
Даты
ноябрь
декабрь
№ Фамилия Имя
п/п
Высокий – критерий сформирован
Средний – критерий находится на стадии формирования
Низкий – критерий проявляется слабо, нестабильно или не сформирован
29
У ребенка сформирована мотивация у
художественному творчеству,
потребность в саморазвитии
Ребенок умеет вести диалог,
выстраивать отношения в группе,
задавать вопросы
Ребенок умеет рисовать по образцу
Ребенок умеет работать с различными
материалами и инструментами
Ребенок может применить полученные
знания в собственной творческой
деятельности
Развиты самостоятельность,
ответственность, активность,
аккуратность
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Оценочные материалы
Диагностическая карта воспитанников (5-6 лет)
Показатели
№ Фамилия Имя
п/п
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Высокий – критерий сформирован
Средний – критерий находится на стадии формирования
Низкий – критерий проявляется слабо, нестабильно или не сформирован
30
Ребенок умеет рисовать по схеме,
замыслу
Ребенок умеет работать с различными
материалами и инструментами
Ребенок умеет вести диалог,
выстраивать отношения в группе,
задавать вопросы
У ребенка сформирована мотивация у
художественному творчеству,
потребность в саморазвитии
Ребенок может применить полученные
знания в собственной творческой
деятельности
Развиты самостоятельность,
ответственность, активность,
аккуратность
Оценочные материалы
Диагностическая карта воспитанников (6-8 лет)
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Показатели