СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Краткое содержание программы
Планируемые результаты
3
5
6
7
5. Комплекс организационно-педагогических условий
5.1 Календарный учебный график
5.2 Учебно-тематический план первого года обучения
5.3 Содержание учебного плана первого года обучения
5.4 Календарно-тематическое планирование первого года
обучения воспитанников группы
5.5 Учебно-тематический план второго года обучения
5.6. Содержание учебного плана второго года обучения
5.7 Календарно-тематическое планирование второго года
обучения воспитанников группы
5.8. Список воспитанников группы
5.9. Табель посещаемости воспитанников
5.10. Расписание занятий
5.11. Условия реализации программы
5.12. Условия набора и формирования групп
5.13.Учебно-методическое
обеспечение,
реализуемой
дополнительной общеразвивающей программы (УМК)
6. Формы аттестации
7. Оценочные материалы
8. Методическое обеспечение. Краткое описание методики
работы
9. Адаптация содержание программы для детей с ОВЗ и детейинвалидов при наличии
10. Список литературы
11. Сведение о разработчиках программы
12. Аннотация программы
13. Приложение
7
7
8
9
12
1.
2.
3.
4.
2
13
14
16
17
18
18
19
19
19
19
20
21
23
23
23
24
26
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любознайка: дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по
естественнонаучной направленности (нормативный срок освоения 2 года) нацелена на
всестороннее развитие детей, создание целостного представления об окружающем мире, в
характерных дошкольному возрасту формах, даёт начальные научные знания о земле, воде,
воздухе, о флоре и фауне, а также строении тела человека, его внутреннем мире, гендерной,
семейной, гражданской принадлежности (далее – Программа).
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
о 29.12.2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития
дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от
04.09.2014 года № 1726-н; Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным
приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года; СанПиН 1.2.3685-21, утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 года;
Распоряжением правительства Свердловской области от 26.06.209 года № 70-д об
утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования в Свердловской области»; Методическими рекомендациями по
сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
информационной
системе
персонифицированного
дополнительного
образования
Свердловской области, выпущены ГАНОУ СО «Дворец молодежи», региональным
модельным центром, 2019 год. Уставом МАДОУ детский сад № 34; Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (дополнительным общеразвивающим программам) в МАДОУ детский сад № 34.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа реализуется в
группе общеразвивающей направленности. Программа расширяет кругозор, упорядочивает
знания об окружающем мире, формирует развитие общей культуры, интеллектуальных и
личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность.
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребенка, которое невозможно себе представить без
формирования представлений об окружающем мире, живой и неживой природе у детей
дошкольного возраста, а также формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Город Ревда и Свердловская область относятся к числу территорий, неблагоприятных
в экологическом отношении, что делает жизненно необходимым экологическое воспитание
населения и, в первую очередь, детей. У детей ещё не сформирована экологическая культура,
и им легче привить необходимые навыки сейчас, чем ломать стереотипы потом, когда они
станут взрослыми.
Причиной, послужившей основанием для разработки данной программы, стало слабое
присутствие в современном дошкольном образовании действенной системы экологического
образования детей, развитие гуманного и ценностного отношения к живой и неживой природе.
В основу Программы положены подходы парциальной программы ознакомления
дошкольников с миром природы, обучения и развития детей 2-7 лет «Юный эколог» С.Н.
Николаевой.
Занятия по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой направлены на реализацию
задач по формированию у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и
окружающим объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на ее
чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни
живых существ, взаимосвязи живой и неживой природы. Осознанный характер отношения
проявляется в том, что дети могут сами объяснять ситуацию или понять объяснения взрослых,
3
совместно со взрослым, выполнять определенные трудовые действия, направленные на
сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем.
Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача –
построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и
обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Изучение мира живой и неживой природы осуществляется в ходе наблюдений,
экскурсий, экспериментальной деятельности, рассматривания иллюстраций, просмотр
презентаций, видеофильмов. Все эти формы способствуют интенсивному расширению
словарного запаса детей, развитию связной речи. Рассматривая картины с изображением
животных, растений, насекомых, дети учатся понимать вопросы и отвечать на них.
Новизна Программы состоит в сочетании разных методов и форм работы,
направленных на дополнение и углубление эколого-биологических знаний, с опорой на
практическую деятельность с учетом региональных, в том числе экологических особенностей.
Программа включает в себя также элементы традиционной народной культуры, знакомит с
традиционным русским отношением к природе, народными календарными обрядами.
Занятия по программе «Мир природы» направлены на формирование представлений о
предметах и явлениях окружающей действительности.
Отличительные особенности Программы
Программа представляет собой многопредметную систему экологического
образования, она включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое,
ботаническое, зоологическое, краеведческое и др.
Позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения, изучения
и охраны окружающей среды;
Предусматривает социально-значимую деятельность детей: подкормка зимующих
птиц, изготовление кормушек;
В содержание программы включен образовательный материал из таких областей, как
фольклор, искусство и литература;
Значительная часть материала программы имеет прикладной характер и
используется детьми в их дальнейшей жизни (например, умение различать съедобные и
несъедобные грибы и ягоды, опасные и безопасные насекомые, практическая работа по охране
природы, выбор полезных продуктов и многое другое).
Адресат Программы: дети 5-7 лет по 25 человек в группе.
В старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) познавательные процессы претерпевают
качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным
мышлением появляются элементы словесно–логического мышления. Начинают
формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, время,
предмет - система предметов и т.д.). Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника
становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать
красоту, но в какой–то мере создавать ее.
Возрастные особенности старшей группы (5-6 лет). В этом возрасте у ребенка
развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать и моделировать
логические взаимоотношения, но на знакомом материале, с опорой на полученные знания.
Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие произвольных психических
процессов: памяти, внимания мышления. При выполнении каких-либо заданий или бытовой
деятельности характерно доведение до конечного результата. Пятилетний возраст
характеризуется расцветом фантазии.
Возрастные особенности подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В этом возрасте
дети уже приобретают навыки организованности, умение контролировать себя в процессе
выполнения какой-либо деятельности. Уже развито умение элементарного планирования, но
4
нет согласования своего плана с окружающими. Достижение для ребенка имеет лишь тот
результат, который достигнут усилиями самого ребенка.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Обоснование
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программы: Программа стартового (ознакомительного) уровня.
2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
Целью дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
является формирование у детей старшего дошкольного возраста личности, способной
ответственно относиться к окружающей среде и своему здоровью, посредством приобщения
к миру природы и участия в исследовательской деятельности на природных объектах.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать область естественнонаучных знаний об окружающем мире.
Обучить правилам поведения на улице, в парке, лесу и правилам общения при встрече
с природными объектами.
Научить правилам наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды.
Формировать первичное представление о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, живой и неживой природе.
Развивающие:
Способствовать развитию: познавательной активности, интереса к занятиям;
концентрации внимания (наблюдательности) на природных объектах; памяти; эмоциональночувственной сферы, фантазии и воображения;
Обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, приёмам самоконтроля.
Создать условия для формирования творческого отношения к делу.
Воспитательные:
Воспитывать у дошкольников усидчивость, терпеливость, прилежание.
Способствовать формированию общей экологической культуры, любви к природе
Формировать общественную сознательность, бережное отношение к природе.
Способствовать гармонизации межличностных отношений: взаимоотношения детей
друг с другом, детей и родителей, содружество педагогов и детей.
Принципы содержания программы:
Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную
опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный
контакт с действительностью.
Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и
индивидуальных особенностей детей.
Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами
природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от
простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний,
развитие познавательных возможностей детей.
Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий- исследовательский, опытноэкспериментальный процесс – реализация задач достигается путем использования в работе
активных методов и форм обучения.
5
Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли
деятельности.
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Деятельность по реализации Программы осуществляется в совместной деятельности
воспитателя с детьми один раз в неделю.
Учебно-тематический план работы составлен для детей старшего дошкольного
возраста. В нём распределены 50 мероприятий в совместной деятельности воспитателя с
детьми, которые проводятся с 1 сентября по 31 мая один раз в неделю, продолжительностью 30 минут для детей (5-7 лет) при непосредственной поддержке детской инициативы и
творческого потенциала воспитанников. Программа рассчитана на 2 года обучения.
В процессе реализации Программы используются разнообразные типы занятий:
комбинированное, занятие-игра, занятие-практика. Структура занятий подразумевает
постоянную смену обстановки и чередование разнообразных активных видов деятельности.
Учебный материал представлен в виде самостоятельных, логически связанных и
взаимодополняющих блоков – модулей.
Блок «Где мы живем»
Позволяет педагогу заинтересовать и сформировать понятия:
- родственные связи и социальная роль в них (мама, папа, сын, дочь, внук, внучка, бабушка,
дедушка и т.д.);
- фамилия, имя, имена и отчества родителей;
- домашний адрес;
- название родного города;
- название страны и ее столицы; символы страны.
получает навык: устанавливать дружеские отношения.
Блок «Времена года. Изменения в природе»
- признаки времен года (осень, зима, весна, лето);
- занятия на улице, на площадке детского сада;
- наблюдения за растениями;
- наблюдения за природными явлениями – (сосульки, туман, иней, облака);
- рисование признаков времени года.
Блок «Неживая природа»
Формирование и расширение представлений:
- вода, земля, воздух, некоторых физических и химических особенностях;
- взаимовлиянии погоды и неживой природы;
- роли воздуха и роли воды для жизни;
получает навык: проявлять бережное отношение к воде и воздуху
Блок «Живая природа. Растения»
Сформирует и расширит представления о том, что:
- растения относятся к живой природе,
- плод, семена, способах распространения семян, деревья, кустарники, травы.
- лекарственные и ядовитые растения;
- меры предосторожности с растениями;
- сельскохозяйственные культуры.
получает навык: различать листья различных деревьев по форме; ухаживания за комнатными
растениями.
Блок «Живая природа. Животный мир»
Овладевают понятиями:
- места обитания диких животных в разных климатических зонах;
- многообразие животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие);
- животные нашей области.
6
получает навык: наблюдение за животными своего города.
Блок «Человек»
Расширит представление о:
- назначении органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, легкие, желудок, мозг).
учится устанавливать связи:
- между органами чувств и выполняемыми ими функциями;
- между отношениями к своему организму и возможным заболеванием.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У детей старшего дошкольного возраста сформируются:
познавательная активность и потребность участвовать в экологически
ориентированной деятельности;
общая экологическая культура;
установка на безопасный и здоровый образ жизни;
доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, животным, природе);
умение взаимодействовать с социальной и природной средой;
общественная сознательность, бережное отношение к природным ресурсам родного
края.
Метапредметные результаты
По окончании обучения воспитанники:
научатся бесконфликтно и эффективно взаимодействовать в совместной
коллективной творческой деятельности;
научатся приёмам самостоятельной и коллективной работы;
у учащихся сформируется аккуратность в работе.
Предметные результаты
Дети старшего дошкольного возраста будут знать:
основные признаки живого и неживого;
части растений, необходимые условия для роста;
основные признаки насекомых, рыб, птиц, зверей;
представления о собственном теле.
В основу реализации Программы положен индивидуальный подход, уважение к
личности ребенка, вера в его способности и возможности, внедрение интересных форм
работы, создание развивающей предметно-пространственной среды, развивающей осознанноправильное отношение детей младшего дошкольного возраста к природе, с чувственным
восприятием, эмоциональным отношением к ней.
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2022 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Занятия проводятся с 01.09.2022 года по 31.05.2024 года
Возраст детей
Год обучения
Длительность
Количество в
Количество
(модульная)
занятия
неделю
занятий в год
5-6 лет
Первый
30 минут
1
36
6-7 лет
Второй
30 минут
1
36
7
5.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5-6 ЛЕТ)
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
всего
теория
1
Вводное занятие.
«Земля наш дом» - от Планеты
до своей кроватки.
2
1
практ
ика
1
2
«Где мы живем»
5
3
2
3
«Времена года. Изменения в
природе»
5
2
3
4
«Неживая природа»
5
2
3
5
«Живая природа. Растения»
5
2
3
8
Формы
аттестации/контрол
я
Беседа, презентация,
выполнение
практических
заданий педагога
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
6
«Живая природа.
Животный мир.
5
2
3
7
«Человек»
5
2
3
8
Педагогическая диагностика
2
1
1
9
Итоговые практические игры
2
1
1
36
16
20
Итого
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
педагогическое
наблюдение,
проведение
диагностики
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
наблюдение за
выполнением
правил
5.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(5-6 ЛЕТ)
Вводное занятие
Тема «Земля наш дом» - от Планеты до своей кроватки.
Теория: Проведение входного мониторинга. Как провели лето, какие добрые дела по
отношению к животным проявили, какие проводили наблюдения.
Практика: Презентация «домашние питомцы» (домашние питомцы детей).
Тема «Где мы живем»
Теория. Дать детям понятие о Земле как о планете. Земля яркая, многоцветная.
Практика. Раскрашивание готовых картин природа.
Теория. На планете есть вода и суша. Это наш дом.
9
Практика. Просмотр презентации по теме.
Теория. Имя и отчество. Как обратиться по имени к ребенку; взрослому. Ласковое имя.
Родственные отношения. Домашний адрес.
Практика. Рассказ детей о своей семье по фотографии.
Теория. Современные и этнические дома (изба, квартира).
Практика. Просмотр презентации: «Иглу, вигвам, юрта, изба».
Теория. Название родного города Ревда.
Практика. Просмотр презентации: «По знакомым места родного города».
Тема «Времена года. Изменения в природе»
Теория. Сентябрь, ноябрь, декабрь – осень. Признаки осени. Холоднее, осадки – дождь
и туман. Пословицы, поговорки. Осенние хлопоты человека, животных и птиц.
Практика. Экскурсия по территории д/с. Самостоятельно найти признаки осени в
природе. Наблюдения за изменениями в растительном мире.
Теория. Осенняя одежда. Как все готовятся к зиме (животные и люди).
Практика. Изготовление поделок из природных материалов.
Теория. Декабрь, январь, февраль – Зима. Признаки зимы. Как растения готовятся к
зиме? Загадки, пословицы. «Волшебница – зима». Читаем стихотворения о зиме.
Теория. Обсудить свойства снега.
Практика. Наблюдение за снегом. Практическая работа по свойствам снега в группе и
на участке д/с. Рисование – снежинка.
Теория. Птицы перелётные и зимующие. Как сделать кормушку. Изменение окраски у
животных. Зимовье диких зверей. Песенки, загадки.
Практика. Установить кормушки. Подкормка птиц зимой. Занятие в парке, или на
площадке детского сада. Наблюдение за животными, растениями.
Тема «Неживая природа»
Теория. То, из чего состоит природа, может быть живым и неживым. Что значит
живое? Чем отличается живое от неживого? Живое двигается. Вода двигается, течёт,
камень катится с горы, вулкан извергается – они живые? Далее задавать наводящие
вопросы, добиваясь получения желаемого ответа. Живое рождается, питается, растёт,
рождает потомство и умирает.
Практика. Выполнение заданий – предложить детям наглядный материал
рассортировать на живое – неживое.
Теория. Что надо для жизни? Свет, тепло, воздух, вода. Не живая природа – это воздух,
вода, земля, камни. Они не питаются, не растут, не размножаются.
Практика. Загадки: Вода. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Земля, вода, воздух).
Дать раскраску по теме (раскрасить только живое, объекты неживой природы не
раскрашивать).
Теория. Где есть вода в быту и в природе? Какая она? Прозрачная, переливается,
способна растворять. Загадка. Игры с водой. Вода в жизни растений и животных.
Практика. Растворение сахара, соли в воде, в холодной и горячей. Выводы.
Окрашивание воды.
Теория. Спросить у детей, любят ли они купаться в ванне и под душем? Умеют ли они
плотно закрывать кран? Всегда ли следят, чтобы вода из крана не текла попусту?
Практика. Наблюдение за различными состояниями воды (твердая, жидкая, пар).
Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, не засорять их.
Теория. Сравнить почву, песок, глину. Как человек использует песок (строительство,
песочные часы, садоводство и т.д.) и глину (производство посуды, строительство,
глиняные игрушки). Развитие эстетического вкуса детей – знакомство с образцами
народных глиняных игрушек, посуды.
Практика. Занятие с презентацией и фольклорными элементами «Хлеб всему голова».
«Хлеб – дар матушки земли». Злаки – пшеница, рожь, овес, рис, пшено. Этапы
изготовления хлеба. Воспитание уважения к хлебу.
10
Тема «Живая природа. Растения»
Теория. Растения, как представители живой природы. Строение растений.
Назначение листа и корней. Назначение семян и плодов. Используя знания
предыдущих занятий, объяснить, что надо, чтобы растение выросло.
Практика. Аппликация (части растения – собери цветок, дерево). Игра «Чей плод».
Задание «Найди предметы растительного происхождения».
Теория. Как растут? (семена -посадка – всходы – появление листьев – большие листья
– образование плода – рост плода). Кто помогает расти? Пчёлы, птицы (ест гусениц),
жаба (ест слизней), дождевой червь, человек.
Практика. Посадка семян помидор, огурец.
Теория. Знакомство с основными видами деревьев (клен, дуб, береза, липа, сосна, ель).
Для чего дереву листья?
Практика. Наблюдение за растениями на территории д/с.
Теория. Знакомство с основными видами трав. Лекарственные травы(ромашка, мать
и мачеха, тысячелистник, иван-чай).
Практика. Наблюдение за растениями на территории д/с.
Сбор лекарственных растений.
Теория. Водные растения. Водоросли. Красная книга. Редкие виды растений.
Практика. Научить делать гербарий.
Тема «Живая природа. Животный мир»
Теория. Многообразие животных. Позвоночные, беспозвоночные животные.
Практика. Просмотр видеофильма «Многообразие животного мира».
Теория. Насекомые. Значение в жизни природы и человека.
Практика. Выполнение заданий – собрать учебные пазлы «Цикл превращения
бабочки», раскрасить насекомое с характерными признаками.
Теория. Рыбы. Характеристика рыб, биологические особенности, органы движения
рыб, питание, органы чувств. Значение в жизни природы и человека.
Практика. Совместное создание аквариума. Развивающие, закрепляющие,
экологические игры.
Теория. Пресмыкающиеся, земноводные. Особенности строения. Лягушка, жаба,
черепаха, змея, крокодил.
Практика. Аппликация
Теория. Птицы. Внешний вид, особенности строения. Знакомство с птицами, которых
можно встретить в Ревде в разные времена года.
Практика. Наблюдение за птицами города. Просмотр видеофильмов о птицах.
Тема «Человек»
Теория. Я – человек, мальчик, девочка. Строение, возможности тела человека.
Практика. Веселые магнитики «Тело человека» (строение).
Теория. Гигиена. Забота о здоровье.
Практика. Правила гигиены на практике. (мытье рук, чистка зубов, мытье ног).
Теория. Внутренние органы: сердце, желудок, легкие, мозг. Их назначение, устройство
и работа.
Практика. Веселые магнитики «Тело человека» (внутренние органы).
Теория. Работа органов чувств: глаз, ушей, носа, рта, языка. Связи между органом
чувств и выполняемой им функцией.
Практика. Практические задания по проверки действия собственных органов чувств.
Теория. Поступки и настроение. Управление своими чувствами (сдерживание гнева,
огорчения). Эмоции человека. Есть ли эмоции у животных?
Практика. Игры: «Определи на ощупь», «Слепой и поводырь
Итоговые практические игры и коллективные работы
1.«Времена года». Дидактические игры.
11
2.Выставка поделок из бросового материала «Такая неживая, но очень многообразная
природа»
Тема «Диагностика»
Теория: выявление у детей способностей к приобретению знаний и умений, уровня
развития.
Практика: совместная и самостоятельная продуктивная деятельность дидактические
игры и упражнения.
5.4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИАТННИКОВ
ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5-6 ЛЕТ)
Месяц
Неделя
1 занятие
Сентябр
ь
1 неделя
2 неделя
Диагностика
«Земля наш дом» - от Планеты до
своей кроватки
«Земля наш дом» - от Планеты до
своей кроватки
«Где мы живем»
«Где мы живем»
«Где мы живем»
«Где мы живем»
«Где мы живем»
«Времена года. Изменения в природе»
«Времена года. Изменения в природе»
«Времена года. Изменения в природе»
«Времена года. Изменения в природе»
«Времена года. Изменения в природе»
«Неживая природа»
«Неживая природа»
«Неживая природа»
«Неживая природа»
«Неживая природа»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Животный мир»
«Живая природа. Животный мир»
«Живая природа. Животный мир»
«Живая природа. Животный мир»
«Живая природа. Животный мир»
«Человек»
«Человек»
«Человек»
«Человек»
«Человек»
3 неделя
Октябр
ь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Феврал
ь
Март
Апрель
Май
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
Отметка о
выполнен
ии (дата,
подпись)
12
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итоговые практические
коллективные работы
Итоговые практические
коллективные работы
Диагностика
игры
и
игры
и
5.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 ЛЕТ)
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
всего
теория
1
Вводное занятие.
«Что мы знаем о своей
планете?»
2
1
практ
ика
1
2
«Где мы живем»
5
2
3
3
«Времена года. Изменения в
природе»
5
1
4
4
«Неживая природа»
5
1
4
5
«Живая природа. Растения»
5
1
4
13
Формы
аттестации/контрол
я
Беседа, презентация,
выполнение
практических
заданий педагога
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
6
«Живая природа.
Животный мир.
5
1
4
7
«Человек»
5
1
4
8
Педагогическая диагностика
2
1
1
9
Итоговые практические игры
2
1
1
36
10
26
Итого
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
выполнение
практических
заданий педагога
(проведение
опытов),
анализ педагогом
и воспитанниками
качества
выполнения работ
и приобретенных
навыков общения
педагогическое
наблюдение,
проведение
диагностики
наблюдение за
выполнением
задания по созданию
свода правил и
оформлению
коллективного
стенда «Мы
сбережем тебя,
Земля!»
5.6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(6-7 ЛЕТ)
Вводное занятие
Тема «Что мы знаем о своей планете?»
Теория: показать детям презентацию, выявить у детей знания о своей планете (кто на
14
ней обитает, названия водоемов и т.д).
Практика: Просмотр презентации по теме. Рассказы детей о своих наблюдениях.
Тема «Где мы живем»
Теория: Путешествие по городу
Практика: Название города, герб города, названия улиц.
Теория: Горы, реки, озера нашего края.
Практика: работа на интерактивной доске.
Теория. Название страны, флаг как символ России.
Практика. Раскрашивание российского флага.
Теория: Пословицы о любви к земле, об охране природных богатств.
Практика: проведение викторины по пословицам и поговоркам.
Теория. Правила поведения на дороге. Дорожные знаки.
Практика. Просмотр видеофильма «Правила поведения на дороге».
Тема «Времена года. Изменения в природе»
Теория. Закрепление материала по птицам нашего края
Практика. Раскрашивание картинок «Птиц – снегирь, синица».
Теория. Изменения в природе весной. Первоцветы. Подснежники из красной книги.
Практика. Занятия на улице, в парке или на площадке детского сада. Наблюдения за
растениями. Наблюдения за природными явлениями – сосульки, туман, иней, облака.
Теория. Перелетные птицы вернулись из теплых стран. Зеленеют леса, цветут деревья.
«Весна везде – в звериной норке и в гнезде!» - изменения, происходящие в животном
мире.
Практика. Изготовление скворечника.
Теория. Изменения в природе летом. Признаки лета. Многообразие цветущих
растений, трав, деревьев.
Практика. Занятия на улице, в парке или на площадке детского сада. Наблюдения за
растениями (Одуванчик – желтый – белый).
Теория. Ягоды, грибы. Съедобные и не съедобные.
Практика. Наблюдения за изменениями в растительном мире. Рисование на асфальте
– цветы, ягоды, грибы.
Тема «Неживая природа»
Теория. Что надо для жизни? Свет, тепло, воздух, вода. Не живая природа – это воздух,
вода, земля, камни. Они не питаются, не растут, не размножаются.
Практика. Загадки: Вода. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Земля, вода, воздух). Дать
раскраску по теме (раскрасить только живое, объекты неживой природы не
раскрашивать).
Теория. Где есть вода в быту и в природе? Какая она? Прозрачная, переливается,
способна растворять.
Практика. Наблюдение за различными состояниями воды (твердая, жидкая, пар).
Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, не засорять их.
Теория. Сравнить почву, песок, глину. Как человек использует песок (строительство,
песочные часы, садоводство и т.д.) и глину (производство посуды, строительство,
глиняные игрушки).
Теория. Закрепить знания детей о неживой природе: солнце, месяц, звезды.
Практика. Игры с дидактическим материалом «Мы астрономы» и «Угадай, кому
принадлежит этот предмет».
Теория. Воздух не видим, подвести детей к пониманию того, что воздух везде.
Значение воздуха в жизни животных и растений. Как дышат человек, разные животные,
растения. Свойства воздуха.
Практика. Изготовление ветряка. Определение температуры воздуха и воды при
помощи прибора. Игры: «Бумажные гонки», «Струя воздуха».
15
Игры: «Живое и неживое», «Мы капельки», «Веселые сосульки». Разучивание
стихотворений.
Тема «Живая природа. Растения»
Теория. Грибы съедобные и ядовитые (маслята, сыроежки, белый гриб, мухомор).
Практика. Аппликация «Грибы».
Теория. Наблюдения за комнатными растениями. Посадка новых цветов.
Практика. Отработка навыков ухода за комнатными растениями.
Теория. Культурные растения: злаки, их значение для жизни человека.
Практика. Рассматривание черного и белого хлеба (задействуем обоняние, осязание,
вкус).
Теория. Луговые цветы (колокольчик, ромашка и т.д).
Практика. Наблюдение за растениями на территории д/с (Работа с аптечными
травами).
Теория. Лекарственные растения (ромашка, мать и мачеха, календула).
Практика. наблюдение зеленого листа под микроскопом.
Тема «Живая природа. Животный мир»
Теория. Млекопитающие. Внешний вид, способы питания.
Практика. Викторина по млекопитающим.
Теория. Домашние животные. Внешний вид, способы питания. Значение в жизни
природы и человека.
Практика. Выполнение заданий – раскрасить животное с характерными признаками.
Теория. Дикие животные. Внешний вид, способы питания. Значение в жизни природы
и человека.
Практика. Прослушивание аудиозаписи рева льва, тигра, домашней кошки и т.д.
Теория. Домашние питомцы. Вид, особенности питания.
Практика. Просмотр видеороликов домашних питомцев воспитанников.
Теория. Проектная деятельность «Мое любимое животное».
Практика. Подготовка и показ проектов по данной теме.
Тема «Человек»
Теория. Изучаю свое тело. Строение, возможности тела человека.
Практика. Зарисовки «Тело человека» (строение). Просмотр презентации.
Теория. Секреты твоего здоровья.
Практика. Подготовка сообщения о правилах заботы о своем здоровье.
Теория. Закрепить материал по внутренним органам: сердце, желудок, легкие, мозг. Их
назначение и работа.
Практика. Игры на мультимедийной доске по закреплению.
Теория. Работа органов чувств: глаз, ушей, носа, рта, языка. Связи между органом
чувств и выполняемой им функцией.
Практика. Практические задания по проверки действия собственных органов чувств.
Теория. Управление своими чувствами (сдерживание гнева, огорчения).
Практика. Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Слепой и поводырь»
Итоговые практические игры и коллективные работы
1.Коллективная работа «Лес в коробке» макет леса из природных материалов
2.Коллективная работа фотоколлаж «Животный мир нашего города»
5.7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИАТННИКОВ
ГРУППЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 ЛЕТ)
Месяц
Неделя
1 занятие
Отметка о
выполнен
ии (дата,
16
подпись)
Сентябр
ь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Октябр
ь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Феврал
ь
Март
Апрель
Май
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Диагностика
Вводное занятие «Что мы знаем о
своей планете?»
Вводное занятие «Что мы знаем о
своей планете?»
«Где мы живем»
«Где мы живем»
«Где мы живем»
«Где мы живем»
«Где мы живем»
«Времена года. Изменения в природе»
«Времена года. Изменения в природе»
«Времена года. Изменения в природе»
«Времена года. Изменения в природе»
«Времена года. Изменения в природе»
«Неживая природа»
«Неживая природа»
«Неживая природа»
«Неживая природа»
«Неживая природа»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Растения»
«Живая природа. Животный мир»
«Живая природа. Животный мир»
«Живая природа. Животный мир»
«Живая природа. Животный мир»
«Живая природа. Животный мир»
«Человек»
«Человек»
«Человек»
«Человек»
«Человек»
Коллективная работа «Лес в коробке»
Коллективная работа фотоколлаж
«Животный мир нашего города»
Диагностика
5.8. СПИСОК ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ФИО ребенка
17
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
5.9. ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ВОСПИАТННИКОВ
№
пп
Ф.И. ребенка
Месяц
сентябрь
/
октябрь
Даты
ноябрь
декабрь
1.
2.
3.
4.
5.
6.
5.10. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Название
Группа
дополнительной
общеразвивающей
программ /дни
недели
«Любознайка»
5-6 лет
Понедельник Вторник
Среда
15.40. –
16.10.
15.40. –
16.10.
6-7 лет
18
Четверг
Пятница
5.11. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для организации занятий по Программе в групповых созданы необходимые условия,
материалы и оборудование.
5.12. УСЛОВИЯ НАБОРА И ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Любознайка»
осваивают воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в количестве 50 человек.
Группа формируется из воспитанников, посещающих старшую или подготовительную
общеразвивающую группу.
5.13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В группе имеется оборудование для проведения наблюдений и опытов:
- глобус, микроскоп, термометры уличный и комнатный. Географическая карта, модель
звездного неба;
- коллекции, семена растений, гербарии, листья различных пород деревьев;
- «игрушки – животные»;
- наборы муляжей: «Грибы», «овощи», «фрукты», «ягоды»;
- наборы наглядных пособий на печатной основе: серия наглядно дидактических
пособий «О грибах», «О лесных животных». «Рептилии и амфибии», «Деревья», «Насекомые»,
«Цветы»;
- дидактические карточки: «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды», «Цветы и деревья»,
«Домашние и дикие животные», «Насекомые и земноводные, пресмыкающиеся и рыбы»,
«Дом, улица, город», «Посуда и продукты питания, одежда и обувь», «Головные уборы»,
«Профессии», «Транспорт, квартира и мебель», «Земноводные и пресмыкающиеся»,
«Млекопитающие», «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» наглядно –
демонстрационный материал «Весна в картинках» «Осень в картинках» «Зима в картинках»
«Лето в картинках».- Дидактический материал + Игра «Лото» - «Зима», «Весна», «Лето»,
«Осень», «Деревья и листья»;
- цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски, пластилин, бумага для рисования,
бумага цветная, ватман;
- природный и бросовый материал.
Для обеспечения занятий обустроена группа, отвечающая санитарно-гигиеническим
требованиям: просторная, с хорошим дневным освещением, помещение оборудовано
необходимой мебелью (столы, стулья, шкафы, доска, стеллажи); мультимедийные средства
обучения: телевизор, ноутбук.
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка эффективности Программы и уровня сформированности познавательной
активности и экспериментальной деятельности старших дошкольников проводится 2 раза в
год (сентябрь, май).
Педагогический мониторинг направлен на выявление степени эффективности
взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательных отношений с целью освоения
Программы.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за работой детей
в организованной деятельности по познавательному развитию, изучение продуктов их
19
деятельности, беседы, проекты.
Полученные результаты позволяют говорить, насколько правильно построена
образовательная работа и взаимодействие с конкретным ребенком.
Формы подведения итогов реализации Программы:
оформление тематических выставок в группе;
участие в выставках и конкурсах детского творчества различного уровня;
изготовление совместных творческих работ детей и родителей;
проектная деятельность детей;
проектная деятельность детей и родителей;
открытые занятия для педагогов ДОО и родителей (законных представителей).
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностическая карта воспитанника старшей группы
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________
Показатели
Начало
года
Ч И Р
1
проявляет любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам
2
3
склонен наблюдать, экспериментировать
4
5
6
Конец
года
Ч И
Р
обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах
деятельности
обладает установкой положительного отношения к
миру, другим людям и
самому себе
овладел элементарными нормами и правилами
здорового образа жизни
Делает выводы. Доводит дело до конца.
Диагностическая карта воспитанника подготовительной группы
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________
Показатели
1
2
Начало
года
Ч И Р
интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей
проявляет творческую активность, опираясь на свои
знания и умения в
различных видах деятельности, способен к принятию
собственных решений
20
Конец
года
Ч И
Р
3
4
5
6
7
8
обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире
обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания
обладает установкой положительного отношения к
миру, другим людям и самому себе
обладает чувством собственного достоинства;
патриотизма активной жизненной позицией
овладел нормами и правилами здорового образа жизни
Способен устанавливать разнообразные
временные, последовательные, причинные
связи. Делает выводы.
Критерии педагогической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
и связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
дальнейшего планирования:
Часто – проявление показателя считается устойчиво сформированным. Не зависит от
особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения
ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности.
Иногда – проявление показателя предполагает периодическое проявление, зависящее
от особенностей ситуации, наличии контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.
Ребенок может работать в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Крайне редко – показатель не сформирован, проявление показателя носит случайный
характер. Ребенок не может понять последовательность действий, может работать под
контролем педагога.
При выставлении итоговой оценки каждому воспитаннику учитываются все
результаты. При одинаковых результатах необходимо склоняться к более высокому уровню.
Сравнительный анализ, проводимый педагогами по итогам педагогической
диагностики, позволяет определить эффективность образовательной деятельности,
определить пути создания условий для приобретения воспитанниками нового опыта
деятельности, проявления детской инициативы и творческого потенциала, планирования
индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста.
Во избежание ошибок при подведении итогов необходимо соблюдать инструкции при
проведении педагогической диагностики, знать задачи обучения в конкретной возрастной
группе, создать спокойную обстановку (игровую ситуацию, индивидуальную беседу, детское
творчество и т.д.), оценивать результаты в соответствии с требованиями, избегать
эмоционального отношения к ребенку, не завышать и не подменять результаты, создавая
впечатление хорошей работы педагога, учитывать время пребывания воспитанника в ДОО
(давно не посещающие и вновь прибывшие дети; дети, посещающие детский сад менее 3
месяцев до начала проведения педагогической диагностики) и среду обитания ребенка в
социуме, состояние его здоровья и индивидуальные особенности.
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
Программа реализуется на занятиях по дополнительному образованию с детьми
старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность
реализации Программы – 2 года. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности
позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его здоровье,
настроение,
уровень
установления
причинно-следственных
связей,
выявления
закономерностей и другие факторы.
21
Для решения поставленных задач используются как традиционные методы проведения
занятий, так и современные технологии: игровая технология, технология, опирающаяся на
познавательный интерес, технология проблемного обучения, технология сотрудничества.
В работе с детьми применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные
объяснительно-иллюстративный
методы
(сообщение педагогом готовой информации
разными средствами) и репродуктивный
(создание
педагогом
условий
для
формирования умений и навыков путем
упражнений)
Продуктивные методы
частично-поисковый или эвристический
(дробление большой задачи на серию более
мелких подзадач, каждая из которых шаг на
пути
решения
проблемы)
и
исследовательский (путь к знанию через
собственных, творческий поиск)
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами
экспериментирования.
Игровые приёмы:
моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
повтор инструкций;
выполнение действий по указанию детей;
«намеренная ошибка»;
проговаривание хода предстоящих действий;
предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому
ребёнку;
фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего
повторения и закрепления.
Последовательность детского экспериментирования:
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее
в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось)
формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие
вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия - экспериментирования:
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
22
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать
сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в
группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Заключительная часть предполагает подведение итогов урока, фотографирование
результатов экспериментальной деятельности, для последующего участия в выставках.
9. АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙИНВАЛИДОВ
При наличии детей с ОВЗ и детей-инвалидов работа по Программе будет организована с
учетом следующих принципов:
учёт возрастных особенностей развития ребёнка;
учёт уровня сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности;
учёт индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей и предпочтений
ребёнка;
создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребёнка;
создание условий, удовлетворяющих личностным и познавательным потребностям
ребёнка и способствующих формированию у него адекватных ориентировочных реакций;
восполнение имеющихся пробелов и сглаживание негативных проявлений отклоняющегося или нарушенного развития;
использование вариативных методов, способов и приёмов обучения в динамичной
среде;
исследовательская позиция взрослого в процессе взаимодействия с ребёнком и
организации его функционирования.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Виноградова А.М., ''Давайте охранять природу вместе с детьми'', Саратов, изд.
''Научная книга'', 2004г
2.
Воронкевич О.А. ''Добро пожаловать в экологию'', С.-Петербург, изд.
''ДЕТСТВО-ПРЕСС'', 2004г
3.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.- М. Детская литература, 2015г.
4.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. – СПб: Детство-пресс, 2016г.
5.
Маханева М. Д., ''Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста'', М., ''Аркти'', 2004г.
6.
Николаева С.Н., ''Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с
детьми 3-7 лет.'', М., ''Мозаика-Синтез'', 2016г.
7.
Онегов А. Азбука животного мира - М. Детская литература, 2012г.
8.
Пакулова В.М. Природа. Неживая и живая. М. Дрофа, 1999г.
9.
Плешаков А.А. Природоведение. – М. Просвещение, 1996г.
10.
Томилин А. Голубая планета Земля. - М. Детская литература, 1990г.
11. СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКАХ ПРОГРАММЫ
ФИО составителя: Фазуллина Альфия Халимовна
Место работы, должность: Свердловская область, ГО Ревда, МАДОУ детский сад № 34,
воспитатель
Образование: Кунгурское педагогическое училище Пермской области, 2001г., квалификация
«Учитель начальных классов, педагог-организатор», специальность «Преподавание в
начальных классах»; ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»,
23
2005г., квалификация «Специалист по социальной работе», специальность «Социальная
работа»; Профессиональная переподготовка ЧОУ ДПО «Академия бизнеса и управления
системами», 2021г., программа «Педагогика и методика дошкольного образования»,
квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста»
Квалификационная категория: не имеет.
Телефон, электронная почта: 89505626405, fazullina.alfia33@gmail.com
ФИО составителя: Пашкина Марина Сергеевна
Место работы, должность: Свердловская область, ГО Ревда, МАДОУ детский сад № 34,
воспитатель
Образование: Джезказганское педагогическое училище, 1986г., Воспитатель детского сада по
специальности «Дошкольное воспитание».
Квалификационная категория: не имеет.
Телефон, электронная почта: 89221235447, vasilek-34@yandex.ru
12. АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Любознайка»,
по естественнонаучной направленности (нормативный срок освоения 2 года) нацелена на
всестороннее развитие детей, создание целостного представления об окружающем мире, в
характерных дошкольному возрасту формах, даёт начальные научные знания о земле, воде,
воздухе, о флоре и фауне, а также строении тела человека, его внутреннем мире, гендерной,
семейной, гражданской принадлежности.
Адресат Программы: дети 5-7 лет по 25 человек в группе.
В старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) познавательные процессы претерпевают
качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным
мышлением появляются элементы словесно–логического мышления. Начинают
формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, время,
предмет - система предметов и т.д.). Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника
становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать
красоту, но в какой–то мере создавать ее.
Возрастные особенности старшей группы (5-6 лет). В этом возрасте у ребенка
развиваются элементы логического мышления. Они способны анализировать и моделировать
логические взаимоотношения, но на знакомом материале, с опорой на полученные знания.
Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие произвольных психических
процессов: памяти, внимания мышления. При выполнении каких-либо заданий или бытовой
деятельности характерно доведение до конечного результата. Пятилетний возраст
характеризуется расцветом фантазии.
Возрастные особенности подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В этом возрасте
дети уже приобретают навыки организованности, умение контролировать себя в процессе
выполнения какой-либо деятельности. Уже развито умение элементарного планирования, но
нет согласования своего плана с окружающими. Достижение для ребенка имеет лишь тот
результат, который достигнут усилиями самого ребенка.
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста личности,
способной ответственно относиться к окружающей среде и своему здоровью, посредством
приобщения к миру природы и участия в исследовательской деятельности на природных
объектах.
Отличительные особенности программы
Программа представляет собой многопредметную систему экологического
образования, она включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое,
ботаническое, зоологическое, краеведческое и др.
24
Позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения, изучения
и охраны окружающей среды;
Предусматривает социально-значимую деятельность детей: подкормка зимующих
птиц, изготовление кормушек;
В содержание программы включен образовательный материал из таких областей, как
фольклор, искусство и литература;
Значительная часть материала программы имеет прикладной характер и
используется детьми в их дальнейшей жизни (например, умение различать съедобные и
несъедобные грибы и ягоды, опасные и безопасные насекомые, практическая работа по охране
природы, выбор полезных продуктов и многое другое).
Программа стартового (ознакомительного) уровня.
25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обучающие видеофильмы, фонотека:
Электронные материалы:
«Подводная фантазия» (подводные съёмки)
«География для самых маленьких» (ООО «БЕРГ САУНД»)
«Твои первые животные» (ООО «БЕРГ САУНД»)
«Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа)
«Земля» (BBC: Живая природа)
«Времена года» стихи русских поэтов о природе)
«Лето — это маленькая жизнь» (приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
«Проекты детского сада: образование для устойчивого развития» (приложение ж-ла
«Обруч», 2012г)
«По пути к празднику» приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
«Тематические дни» (приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
«Во саду ли, в огороде: игры, опыты, творчество» приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
«Песочные фантазии» (приложение ж-ла «Обруч», 2012г)
«Природа и фантазия» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
«Экологические праздники в детском саду» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
«Экологические игры» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
«Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова
«Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1
«История о зверятах» (ООО КОМ-Медия)
«Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла «Обруч», 2011г)
«Секреты природы» (приложение ж-ла «Обруч», 2010г)
26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия с детьми старшей группы «Тайны морей»
Интеграция: коммуникация, социализация, художественное творчество (рисование), музыка,
здоровье.
Виды детской деятельности:
Игровая,
познавательно-исследовательская,
экспериментальная,
коммуникативная,
музыкально-художественная, продуктивная.
Программное содержание:
· Расширять знания и представления детей о море, его обитателях.
· Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах морской воды;
· Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление,
воображение;
· Стимулировать самостоятельное формирование выводов, на основе проведенных опытов и
наблюдений;
· Активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными,
глаголами по теме;
· Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования;
· Способствовать формированию начал экологической культуры средствами игры;
· Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников, отзывчивость.
Планируемые результаты:
· проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения, опытов.
· активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении
игровых и познавательных задач;
· умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, делать выводы на основе
проведённых опытов.
· выражает положительные эмоции: интерес, радость, восхищение.
Материал:
Наглядный: экран, компьютерная презентация: иллюстрация корабля «Любознайка», кита,
дельфина, чаек, медузы, шторм на море.
Звукозапись: шум моря, крик чаек, плеск волны.
Дидактический:
· капитанская фуражка,
· бинокль,
· сундучок,
· бутылочки с разноцветной водой (красной, желтой, белой, черной, голубоватой),
· ткань: желто-коричневого, сине-голубого, цвета,
· камушки, ракушки, «водоросли»,
· плоскостные силуэты морских обитателей,
· альбом «Тайны морей»
· 2 ведёрка,
· фланелеграф,
· одноразовые тарелки и ложки,
· морская соль,
· поднос для цветов
Раздаточный: ½ - А-4 с нарисованным (воском) силуэтом дельфина,
· баночки с гуашью,
· губки,
· салфетки,
27
· подносы,
· рыбки: желтого, оранжевого, красного цвета,
· цветы из цветной бумаги.
Материал для опытов:
·
два прозрачных пластиковых ведерка: одно наполнено водопроводной водой, второе
соленой водой,
· четыре сырых яйца,
· пластиковые одноразовые ложки,
· небольшие ёмкости (миски) с водой.
Ход занятия:
Дети под музыку Шаинского «Ужасно интересно то, что неизвестно» вбегают подскоками в
зал и встают в круг.
Организационный момент:
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг
За руки мы все возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Что-то новое узнать?
Что ж, можем начинать.
Предложить детям закрыть глаза, послушать и представить (включить шум моря, крики чаек,
гудки парохода).
Ребята, что вы представили? Кто из вас был на море? Какие моря вы знаете?
Внести сундучок с бутылочками, наполненными водой желтого, красного, белого, черного и
слегка голубоватого цвета.
-Цвет воды в бутылочках подскажет вам названия морей.
Предлагаю детям достать бутылочки с водой из «сундучка». Дети определяют название моря
по цвету воды в бутылочке - Желтое море, Красное море, Белое море, Чёрное море.
- Но на самом деле (показать бутылочку с голубоватой водой), именно вот такого цвета вода
во всех морях, а воду в остальных бутылках, я покрасила.
Цветные названия морям даны по другим причинам, еще в глубокой древности.
(Белое море – зимой сплошной лед и снег.
Желтое море – вода мутновато-желтая. Великая река Хуанхэ – Желтая река (в Китае) несет
столько ила, что часть моря, куда река впадает, становится мутновато-желтым.
Красное море – из-за кораллов, или из-за буровато-красных водорослей.
Черное море – летом оно теплое, ласковое, зимой же холодное, бурное, грозное, а все мрачное,
у нас называют черным.)
Теплые моря не замерзают даже зимой.
На экране вид моря. На море волны. Слышен шум моря.
Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина
Ты волна моя волна,
Ты шумлива и вольна
Плещешь ты куда захочешь
Ты морские камни точишь,
Ты беги сюда, друг мой,
Тайны моря нам раскрой.
- Ребята, у моря, как и у каждого из нас, есть свои тайны.
- Хотелось бы вам их узнать, разгадать? (высказывания детей)
- Вперёд! К новым открытиям!
-Я охотно соглашусь быть вашим капитаном.
- Прошу вас на трап! (Дети идут по наклонной доске).
28
- Я рада приветствовать вас на борту корабля «Любознайка» бодрыми, решительными,
стремящимися к новым открытиям.
- Отдать концы! (избавиться от причальных канатов)
- Полный вперед!
Основная часть:
Ребёнок: Капитан прикажет строго,
Дать машинам полный ход!
Здравствуй синяя дорога
Наш корабль идет в поход!
- Ребята, а вы знаете, какая на вкус морская вода? (соленая)
- Можно ее пить? (для питья она не пригодна)
- Вот поэтому, экипаж судна, выходя в море, берёт запасы пресной (питьевой воды).
Морская вода очень полезна, обладает лечебными свойствами и хранит в себе маленький
секрет, который нам с вами предстоит сейчас разгадать.
Опыт с яйцом (демонстрационный)
Два прозрачных пластиковых ведра заполняем водой. Одно заполним чистой водопроводной
водой и опускаем в него сырое яйцо, оно утонет. Во второе ведёрко наливаем крепкий раствор
поваренной соли (2 ст.л. на 0,5 л. воды) опускаем туда второе яйцо – оно будет плавать. Это
объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Вывод: Морская вода солёная, поэтому она тяжелее и плотнее обычной пресной воды.
Плавать в соленой морской воде гораздо легче, чем в речной, поэтому яйцо не утонуло, а
плавает на поверхности.
Словесная игра «Повторяй и дополняй»
Ле-ле-ле - ле-ле-ле – мы плывем… на корабле.
Та-та-та - та-та-та – вокруг такая… красота.
Ят-ят-ят - ят-ят-ят – чайки над морем…летят.
Народная примета:
«Если чайка села в воду, жди хорошую погоду!
Пальчиковая гимнастика.
Чтоб увидеть нам вдали,
Пароходы, корабли,
В бинокль свой я погляжу
Что увижу, расскажу.
(Раздаётся плеск волн и брызг, кит бьёт хвостом по воде, ныряет)
-Какая интересная встреча!
-Великий русский сказочник Петр Павлович Ершов в сказке «Конёк-Горбунок» про кита
писал:
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
-Оказывается, киты - великаны, не то, что корабль – селедку и ту не трогают. А питаются
малюсенькими рачками. Пасть у них перегорожена частыми пластинами. Наберут в нее
морской воды и давай цедить через пластины – цедилки. Вода наружу, а рачков глотают.
Цедилки называют - китовый ус, потому что края у них пушистые с бахромой.
(На экране заставка: Кит устраивает фонтан)
Это киты так дышат. Вдохнут воздуха – нырнут, поднимутся на поверхность моря – выдохнут.
Ноздря у них всего одна, на макушке «дыхало». При выдохе – очень сильная получается струя
воздуха, она на пути подхватывает морскую воду, подбрасывая вверх – вот тебе и фонтан.
Счастливого пути тебе, Кит.
(Кит – не рыба, а морское млекопитающее, т.к. не мечет икру и рождает живых детенышей).
-Самый большой- голубой кит, весит, как пять слонов, но никого не трогает.
-Мы теперь всем расскажем, что киты людям зла не делают.
29
-Слева по борту кто-то пытается перегнать наш корабль. Кто же это может быть?
Опыт «Рыбка-невидимка»
(Перед детьми лежат листочки (1/2 – А-4) с заранее нарисованными воском силуэтами
дельфинов)
- Ребята, что вы видите на листочках? (дети отмечают, что ничего не видят) Предложить
закрасить лист голубой (синей) гуашью, используя поролоновые губки. На бумаге появляются
невидимое ранее изображение дельфина.
- Догадались, кто же любитель – поплавать наперегонки с кораблями? (Дельфины)
Дельфины – очень дружелюбны. Подружились даже с человеком. В морских цирках
(«Дельфинариях») выступают. Кто из вас любовался их выступлениями в дельфинарии в г.
Казани? Дельфины спасают того, кто тонет.
- Ребёнок:
В мяч играет, веселится,
И в воде всегда резвится
Плавает он и ныряет
И людей всегда спасает.
-Друзья, у дельфинов самые разные большие и маленькие, все, кто живет в море.
Физминутка «Морская» с использованием звуковой презентации
- Прямо по курсу вижу: на волнах плавают какие-то загадочные существа, похожие по своей
форме на грибы. (Медузы)
- Ребята, обратите внимание медузы уходят в глубь моря. Интересно, почему? (высказывание
детей:испугались постороннего шума, появились волны от корабля)
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
-Подул ветер, всё сильнее и сильнее….
- Посмотрите, как разыгралось море. Какие высокие большие волны на море.
-Кто из вас знает, как называется такая погода на море, когда сильный ветер и большие волны?
(шторм) Чем опасен шторм? (рассуждения детей: большая волна может захлестнуть корабль;
вынести на скалы, рифы; пострадать могут жители побережья).
- Ребята, я, кажется, догадалась, почему медузы так себя вели, а вы?
Они предсказывали шторм, поэтому уходили в глубь моря.
-Внимание! Внимание!
В результате сильного шторма выбросило на берег много морских обитателей. Срочно нужна
помощь! Каковы будут ваши предложения? (срочно помочь!)
Игра «Спасем морских обитателей»
-Стоп машина!
Дети выходят на берег. (импровизированные: берег и море из ткани. На «берегу» лежат
водоросли, морские обитатели, камушки, ракушки).
— Это всё последствия шторма. (Дети берут по одному морскому обитателю, называют его,
рассказывают, что им известно о нём и отпускают в «море». Если задумаются, дать название
самой).
-Ребята, вы добрые, отзывчивые, готовые в любую минуту прийти на помощь. Если бы вы не
помогли морским обитателям, чтобы с ними стало? (погибли без воды) «В воде живы – на
суше – мертвы»
-Море – залог здоровья. Море нужно беречь, охранять животный и растительный мир, хранить
его чистоту.
Предложить собрать на берегу моря природный материал: ракушки, камушки для поделок.
(Раздается гудок парохода!)
– Отдать концы! Полный вперед! Курс на детский сад!
- Ребята, очень жаль, но путешествие наше подходит к концу.
-О каких тайнах морей вы поделитесь сегодня с родителями и друзьями?
-Но многое еще интересного осталось для нас неизведанным и нам предстоит разгадать.
30
-На память о нашем путешествии вручаю вам альбом «Тайны морей».
-Бросить якорь! Глуши мотор!
-Покидая судно, прошу вас оставить отзыв о путешествии:( прикрепить на фланелеграф
рыбку)
Красную рыбку – очень понравилось.
Оранжевую рыбку – понравилось;
Жёлтую рыбку – не очень понравилось;
- Ребёнок:
Пусть земля родная наша
Год от года будет краше, мы не гости на планет
Помните об этом дети.
Научитесь мир беречь
Счастья вам! До новых встреч!
31
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)