СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
3
2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей
13
программы
3. Краткое содержание программы
15
4. Планируемые результаты
17
5. Комплекс организационно-педагогических условий
18
5.1 Календарный учебный график
18
5.2 Учебно-тематический план
18
5.3 Содержание учебного плана
23
5.4 Календарно-тематическое планирование
29
воспитанников группы
5.5 Список воспитанников группы
39
5.6 Табель посещаемости воспитанников (приложение)
39
5.7 Расписание занятий
39
5.8 Условия реализации программы
39
5.8.1 Информационное обеспечение
39
5.8.2 Материально-техническое обеспечение
40
6. Формы аттестации
43
7. Оценочные материалы
43
8. Методическое обеспечение. Краткое описание методики
44
работы
9. Адаптация содержание программы для детей с ОВЗ и
46
детей-инвалидов при наличии
10. Список литературы
49
11. Сведение о разработчике программы
50
12. Аннотация программы
50
13. Приложение
55
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 34
(МАДОУ детский сад № 34) реализует программы дополнительного
образования детей.
Программа «Наураша» направлена на развитие познавательных
способностей детей с помощью цифровой лаборатории. Предлагаемая
программа представляет собой комплекс занятий с четко выделенными
целями и структурой. Программа состоят из 8 блоков. Система проведения
занятий состоит из игр, опытов, направленных на развитие у дошкольников
умений наблюдать, измерять, сравнивать, поможет обогатить жизненный
опыт детей.
Программа составлена в соответствии с Законом 273-ФЗ "Об образовании
в РФ" от 29.12.2012., «Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от
17.10.2013. № 1155/ Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013. № 30384;
в редакции приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 г. №955,
зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2023 г., регистрационный №
72264), «СанПин 1.2.3685-21, утвержденный постановлением главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2, Концепцией
содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
утвержденной
Федеральным
координационным
советом
по
общему
образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003 г., «Примерными
требованиями к образовательным программам дополнительного образования
детей» (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844),
Уставом МАДОУ детский сад № 34.
Программа по направленности является естественнонаучной.
По форме организации – групповой.
По времени реализации – один год обучения.
3
По уровню освоения – стартовый.
Новизна программы: В применении в экспериментальной деятельности
детей Цифровой лаборатории для дошкольников «Наураша». Построение
образовательной деятельности на ситуациях требующих действий опытноэкспериментального характера. Программа обеспечивает развитие личности
детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их
возрастных,
индивидуальных,
психологических
и
физиологических
особенностей и обеспечивает интеграцию образовательных областей.
Актуальность
программы:
Мир
наш
стремительно
меняется,
появляются новые технологии, техника, экономика, меняется отношения к
жизни, что неминуемо предъявляет новые требования к людям, живущим в
этом мире. Мало иметь хороших исполнителей, стране нужны граждане с
новым мышлением новой мотивацией и стилем поведения. Все это
предъявляет новые требования к образованию и выдвигает на первый план
«воспитание
человека
творческого,
высокообразованного,
духовно-
нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного,
инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их».
Об этом говориться в Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования требует от педагогов изменения подхода к организации
педагогического процесса, в основу которого заложены детские виды
деятельности,
адекватные
их
возрасту,
позволяющие
формировать
познавательные интересы, поддерживать инициативу, самостоятельность и
любознательность детей. Наряду с этим в образовательный процесс в детском
саду активно внедряются формы исследовательской деятельности, так как
дошкольник по своей сути «исследователь», он любознателен и постоянно
исследует мир.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей,
педагогу лишь необходимо создать условия для поисковой активности самих
4
детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на
вопрос «как?» и «почему?».
В
основном
в
детских
садах
исследовательская
деятельность
дошкольников основывается на детском экспериментировании, ведь когда
ребенок что-то делает своими руками, то усваивает прочно и надолго.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,
развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность
и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, с основами знаний математики и
этикой поведения в жизни общества. Современные дети свободно владеют
различного рода электронными приборами, которые их окружают. Поэтому,
мы включили в организацию экспериментальной деятельности цифровую
лабораторию «Наураша», которая поможет детям реализовать себя во многих
областях и при переходе в начальную школу может уверенно показать себя
как человека самостоятельного, инициативного, умеющего ставить цели и
задачи, реализовать их и отвечать за свои действия.
Всё вышеперечисленное способствовало определению педагогической
идеи программы – внедрение в образовательную деятельность программу
дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности с
использованием цифровой лаборатории «Наураша».
Данная программа направлена на развитие личности, мотивации и
способностей детей в определенных образовательных областях:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно- эстетическое;
Физическое развитие.
Отличительной
особенностью
программы
определённых педагогических условий:
5
является,
создание
-общение со взрослыми и сверстниками;
- субъективная позиция ребенка в деятельности;
- направленность деятельности на познание окружающего мира;
- создание раскрепощённой, комфортной обстановки, способствующей
активной познавательной деятельности при обучении дошкольников;
- введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр,
творческих, импровизационных и проблемных задач;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
- воспитание в детях веры в свои силы, в свои способности;
- связь детского сада с семьёй по развитию у детей познавательных
способностей.
Адресатом программы являются воспитанники 6-7(8) лет.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 8 ЛЕТ
В целом ребенок 6-8 лет осознает себя как личность, как самостоятельный
деятельности и поведения.
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям
(«добрый человек всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их
различать (например, очень хорошо различают положительную окрашенность
слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный). Могут совершать
позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в
реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего
принуждения, отказаться от приятного в пользу близкого человека).
Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
К 6-8 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания:
может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками,
элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего
здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих;
может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой
орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой,
6
не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже
может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы
(алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и
другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к
взрослому за помощью).
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные
(или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера
дошкольников 6-8 лет за счет развития социальных мотивов (познавательные,
просоциальные - побуждающие делать добро), мотивов самореализации.
Поведение начинает регулироваться представлениями ребенка о том, «что
такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных
представлений напрямую связана возможность эмоционально оценивать свои
поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда
поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает
правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой
положительное
недифференцированное
отношение
к
себе,
которое
формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в
эмоциональной сфере. У детей этого возраста более богатая эмоциональная
жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию.
Дети более
сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает
развиваться способность понимать эмоциональное состояние другого
человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают
его
эмоциональных
переживаний.
К
концу
дошкольного
возраста
формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет
детям предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет
на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок может
отказаться от нежелательных действий, вести себя «хорошо», выполнять
неинтересное задание, понимая, что полученные результаты принесут комуто пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере
7
поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается
с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослым.
Нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве
взрослого, ребенок стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его
интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия
(дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них
произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при
встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у
них дети, кем они работают и т.п.). К концу 7-го года жизни ребенок
становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии с
взрослым, и в тоже время очень зависим от его авторитета. Для него
чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Большую значимость для детей 6-8 лет приобретает общение между собой.
Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская
дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения
о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть
участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением
других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг
друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают
активно сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – в общении
и взаимодействии стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе.
Соперничеству могут придать продуктивный и конструктивный характер,
избегать негативных форм поведения.
В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями)
о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей
гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств
(одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление
собственного
достоинства).
К
семи
годам
испытывают
чувство
удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной
8
принадлежности,
аргументировано
обосновывают
ее
преимущества.
Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие
гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют
различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у
людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры
особенности поведения мужчин и женщин. Осознают относительность
мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка
стойко переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков
мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют
перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют
стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных
на выполнение будущих социальных ролей. Мальчики хотят пойти в школу и
стать учениками: их привлекает новый социальный статус практически
взрослого человека. Девочки хотят идти в школу с одобрения семьи и
взрослых, появляется желание продемонстрировать свои достижения.
В играх дети 6-8 лет способны отражать достаточно сложные социальные
события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть
несколько центров, в которых отражается сюжетная линия. Дети могут по ходу
игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут
вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как
главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет
распоряжения врача, а пациенты выполняют ее указания).
Продолжается
самостоятельное
развитие
моторики
использование
ребенка,
двигательного
наращивание
опыта.
и
Расширяются
представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом
облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными,
увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок
способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку.
По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и
простейшие соревнования со сверстниками. Дети овладевают прыжками на
9
одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега
при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная
координация девочек более совершенна). Могут выполнять разнообразные
сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко
метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта
и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто
переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические
действия.
Происходит расширение и углубление представлений детей о форме,
цвете, величине предметов. Дошкольник 6-8 лет может различать основные
цвета спектра, их оттенки по светлоте (красный и темно-красный), по
цветовому тону (зеленый и бирюзовый). При восприятии формы ребенок
успешно различает основные геометрические формы (квадрат, треугольник,
круг и т.п.), их разновидности (отличает овал от круга, пятиугольник от
шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.). При сравнении предметов
по величине достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные
различия. Ребенок целенаправленно, последовательно обследует внешние
особенности предметов, ориентируясь не на единичные признаки, а на весь
комплекс (цвет, форму, величину и др.).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма
ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит
от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.
В 6-8 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им
непроизвольно (без специальной цели) запомнить достаточно большой объем
информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо
запомнить, используя простейший механический способ запоминания –
повторение (делают это либо шепотом, либо про себя). Если задачу на
запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный
10
способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по
группам,
выделить
основные
события
рассказа.
Ребенок
начинает
относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от
детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только
наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он
анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной
категории предметов или явлений,
устанавливает логические
связи.
Целенаправленно запоминать информацию с использованием различных
средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее
продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший
объем и устойчивость памяти.
В 6-8 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления,
позволяющее решать ребенку сложные задачи, с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о
свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного
мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)
ребенок совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным
действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов
(сериацию) дети осуществляют по убыванию и возрастанию наглядного
признака предмета или явления (цвета или величины) и скрытого,
непосредственно не наблюдаемого признака (упорядочивание изображений
видов
транспорта,
в
зависимости
от
скорости
их
передвижения).
Классифицируют изображения предметов по существенным, непосредственно
не наблюдаемым признакам (по родовидовой принадлежности - «мебель»,
«посуда», «дикие животные»). Возможность успешно совершать действия
сериации и классификации связана с тем, что на 7 году жизни в процесс
мышления все более активно включается речь. Использование ребенком
(вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков
предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Понятия
дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют
11
тесную связь с его непосредственным опытом. Первые свои понятийные
обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов
или действий, которые с ними можно совершать. (они могут объединить
рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может
жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что
она его носит»).
Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент
интеллекта, оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики
нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки
ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания,
отличаются тщательностью их исполнения.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с взрослыми и
сверстниками,
знакомыми и незнакомыми людьми.
Дети правильно
произносят и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение
морфологической
достаточно
системой
сложные
прилагательных,
языка
позволяет
грамматические
глаголов.
Дети
чутко
успешно
формы
реагируют
образовывать
существительных,
на
различные
грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются
первые попытки осознать грамматические особенности языка. В речи чаще
используют сложные предложения (с сочинительными и подчинительными
связями). Увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для
передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании
предметов, пересказе и т.п. Повышаются возможности детей понимать
значения слов. Они могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова,
близкие или противоположные по смыслу, переносный смысл слов (в
поговорках и пословицах). Детское понимание их значений часто схоже с
общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить и задать
вопросы собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно
развивается монологическая форма речи. Дети могут последовательно и
12
связно пересказывать или рассказывать. Высказывания детей все больше
теряют черты ситуативной речи. Для того, чтобы речь была понятна
собеседнику,
старший
дошкольник
активно
использует
различные
экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется
речь-рассуждение. К концу дошкольного детства речь становится подлинным
средством общения, познавательной деятельности, планирования и регуляции
поведения.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного
материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания
бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала
создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области
является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом
пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным
замыслом.
Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции,
располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным
работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им
все еще нужна.
2.
Цель программы: формирование у детей 5-6 лет познавательно-
исследовательской
активности,
самостоятельности,
любознательности,
способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.
Задачи Программы:
1. Образовательные (обучающие):
формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и
здоровом образе жизни;
формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
способствовать формированию, расширению и углублению представлений
дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности,
пульсе и магнитном поле.
13
2.Развивающие:
развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной) деятельности;
пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и
стремление к новым знаниям;
3.Воспитательные:
воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками.
Теоретические основы программы опираются на разработки концепции
дошкольного образования детей, ФГОС ДО, анализ научно-методической
литературы по проблеме.
Программа строилась на основе следующих принципов:
- Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания
научно обоснованными
содержание
работы
и практически апробированными методиками;
соответствует
основным
положениям
возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации
в практике дошкольного образования.
- Принцип закрепления навыков предполагает повторение и закрепление
пройденного изученного материала, в форме итогового занятия.
- Принцип целостности основывается на комплексном принципе построения
непрерывности
и
непрерывности
процесса
поисково-исследовательской
деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной
деятельности педагогов, детей и родителей.
-
Принцип
систематичности
и
целостности
обеспечивает
единство
воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисковоисследовательской деятельности дошкольников; предполагает повторяемость
тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и
познать новое на следующем этапе развития.
- Принцип индивидуально- личностной ориентации педагога предполагает
реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей
14
гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и
обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает
психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание
условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности
ребенка.
- Принцип доступности предполагает построение
процесса
дошкольников
работы
на
адекватных
возрасту
формах
обучения
с
детьми;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
- Принцип активного обучения предполагает не передачу детям готовых
знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных
задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения
дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,
инициативы, творчества.
- Принцип результативности предусматривает получение положительного
результата
проводимой
работы
по
теме
независимо
от
уровня
интеллектуального развития детей.
Все
эти
принципы
не
только
обеспечивают
решения
задач
интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них
познавательных интересов и творческого мышления, но и способствует
сохранению и поддержке их здоровья.
3. Краткое содержание программы.
Эффективным для познавательно-исследовательского развития детей
является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам
является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является
экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране
Наурандии». Детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из
8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем:
15
«Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность»,
«Пульс», «Магнитное поле».
В составе комплектов по всем темам имеются:
датчик
«Божья
коровка»,
измеряющий
соответствующую
теме
физическую величину;
набор вспомогательных предметов для измерений;
сопутствующая компьютерная программа;
брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и
объяснением настроек компьютерных сцен.
Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир
физики, химии и биологии.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе
поисково-исследовательской
деятельности
(проведение
опытов,
экспериментов), наблюдений.
«Социально-коммуникативное
2.
развитие».
Формирование
целостного взгляда на окружающую социальную среду и место человека в ней.
Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
3. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного
слова, использование малого фольклора (загадок, примет, пословиц о
природе).
4. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижные
игры, динамических пауз.
Форма занятий по количеству детей групповая; по особенностям
коммуникативного взаимодействия педагога и детей – игра; по дидактической
цели – вводные занятия, практические занятия, комбинированные формы
занятий.
Занятия состоят из практической и теоретической частей, причем большее
количество времени занимает практическая часть.
16
Мониторинг
диагностики
образовательного
освоения
процесса.
воспитанниками
Методики
программы
педагогической
дополнительного
образования
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения
его
образовательной
траектории
или
профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
4. Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные навыки:
- умеют логически мыслить, анализировать и сравнивать;
- умеют выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;
- достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления,
пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
Регулятивные навыки:
-учащиеся умеют формулировать для себя цели и задачи в творческой
деятельности;
- соотносить свои практические действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
- умеют действовать в соответствии с правилами выполнения работы, применять
образец, выполнять инструкции.
Коммуникативные навыки:
17
- определяют характер своей работы, планируют свою деятельность,
прослушав задание;
-пользуются речью как средством общения со сверстниками;
- имеют устойчивый интерес к нестандартной деятельности;
Личностные:
- уверены в себе, спокойны и доброжелательны в общении;
-
проявляют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку;
- владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные,
прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (электричество,
свет, температура, звук, пульс, кислотность, и т.п.);
- способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;
- владеют своим психоэмоциональным состоянием, развиты навыки само
релаксации и саморегуляции эмоционального состояния;
-получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми;
Предметные:
- дети хорошо владеют техническими приемами, ориентируются в
пространстве;
- знают правила поведения на занятиях, технику безопасности.
5. Комплекс организационно- педагогических условий.
5.1. календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Занятия проводятся с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года
Возраст детей
Год обучения
6-7(8) лет
Первый
Длительность
занятия
30 минут
Количество в
неделю
1
Количество
занятий в год
39
5.2. Учебно-тематический план на 2023-2024 учебный год
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
18
Формы аттестации
контроля (опрос,
выполнение нормативов,
презентация работ и т.д.)
1.
2.1.
Диагностический
Диагностические
60
20
40
занятия
2.
Температура
2.1.
«Путешествие
Беседа, Правила работы.
Нач. диагностика
в
30
10
20
лабораторию»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
2.2.
2.3.
Что такое температура?
30
10
20
Выполнение нормативов,
Измерение температуры
фиксация в журнал учета
человека, комнаты?»
выполненных заданий
«Измерение
30
10
20
температуры воды»?»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
2.4.
«Замерзание воды. Что
30
10
20
такое лед»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
3.
3.1.
Свет
«Луч света»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
3.2.
«Измерение
силы
30
10
20
света»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
3.3.
«Радуга в небе»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
19
3.4.
«Игровое мероприятие
30
10
20
Выполнение нормативов,
«Мы видим благодаря
фиксация в журнал учета
свету»
выполненных заданий
4.
Звук
4.1.
«Все
услышим,
все
30
10
20
узнаем»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
4.2.
«Как
сделать
звук
30
10
20
громче?»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
4.3.
«Видимый звук»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
4.4.
«Игровые измерения – о
«дрожалке»
30
10
20
и
фиксация в журнал учета
«пищалке»
5.
5.1.
Выполнение нормативов,
выполненных заданий
Сила
«Что такое сила?
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
5.2.
Что такое вес?»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
5.3.
«Сильные опыты»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
20
5.4.
«Игровые
измерения-
30
10
20
тянем потянем»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
6.
Электричество
6.1.
«Электрические
30
10
20
чудеса»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
6.2.
«Электрояблоко»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
6.3.
«Опасное и неопасное
30
10
20
электричество»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
6.4
«Батарейка»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
7.
7.1.
Кислотность
«Что такое сок?»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
7.2.
«Какая бывает вода?»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
7.3.
«Кислая лаборатория»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
7.4.
«Эксперименты
с
60
20
разбавлением воды»
40
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
21
8.
8.1.
Пульс
«Что
такое
пульс.
30
10
20
Измерение пульса»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
8.2.
«Пульс и упражнения»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
8.3.
«Создание
Когда
пульса.
сердце
30
10
20
бьется
фиксация в журнал учета
чаще?»
8.4.
9.
9.1.
«Игровые
Выполнение нормативов,
выполненных заданий
измерения-
30
10
20
Выполнение нормативов,
создать медленный и
фиксация в журнал учета
быстрый пульс»
выполненных заданий
Магнитное поле
«Что такое магнитное
30
10
20
поле»
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
9.2.
«Испытание магнита»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
9.3.
«Земля — это магнит»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
9.4.
«Танцующий магнит»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
9.5.
«Волшебный магнит»
30
10
20
Выполнение нормативов,
фиксация в журнал учета
выполненных заданий
22
Диагностическое
10.
60
20
40
Диагностика
уровня
освоения программы
занятие
Итого 1170
11.
390
780
5.3. Содержание учебного плана
1. Диагностика
1.1. Диагностика: Выявление у детей способностей к приобретению знаний и
умений, уровня развития.
2. «Температура»
2.1. Тема: «Путешествие в лабораторию» Познакомить детей с главным
героем мальчиком Наураша из страны Наурандии. Маленький ученый,
исследователь, помощник педагога и друг детей. Познакомить с понятиями
«ученый»,
«лаборатория»,
«опыт»,
«эксперимент»,
«исследование».
Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
2.2. Тема: «Что такое температура?
Измерение температуры человека, комнаты?» Познакомить детей с
понятием «температура», «градус», «термометр». Познакомить детей с
принципом работы термометра, его многообразием. Выявить особенности
изменения тел под воздействием температуры (расширение при нагревании).
Развивать навыки работы с измерительным прибором- термометром.
Воспитывать осторожность при работе с предметами из стекла.
2.3. Тема: «Измерение температуры воды» Познакомить детей с тремя
агрегатными состояниями воды, с температурой кипения воды. Рассказать о
правилах безопасности при обращении с горячими жидкостями. Развивать
любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования
с
жидкостями.
Воспитывать внимательно
инструкции.
23
выслушивать и следовать
2.4. Тема: «Замерзание воды. Что такое лед?» Познакомить детей с
состоянием воды-лед. Подвести детей к пониманию зависимости состояния
воды от температуры воздуха: чем ниже температура, тем быстрее застынет
лед. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать уважительное отношение к мнению сверстников.
3. «Свет»
3.1. Тема: «Луч света» Познакомить детей с источником света, понятием
«свет». Формировать представление об искусственных и естественных
(природных) источниках света. Продолжать развивать умение детей
устанавливать причинно-следственные
связи: сила
света
зависит от
использования. Развивать интерес к открытиям. Воспитывать бережное
отношение к своему здоровью.
3.2. Тема: «Измерение силы света» Опытным путем научить сравнивать
освещенность различных объектов. Познакомить с понятием «количество
света».
Формировать у детей умение регулировать свою деятельность в
соответствии с отдельным отрезком времени. Развивать познавательную,
исследовательскую
активность.
Способствовать
воспитанию
самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
3.3. Тема: «Радуга в небе» Познакомить детей со свойствами света
превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о
смешении цветов, составляющих белый цвет. Развивать любознательность и
внимание.
3.4. Тема: «Игровое мероприятие
«Мы видим благодаря свету» Дать детям понятие о том, что освещенность
предмета зависит от силы источника. Продолжать развивать у детей умение
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Закреплять
умение
пользоваться датчиком света. Объяснить, как освещенность влияет на жизнь
растений и других живых организмов. Воспитывать умение работать в
коллективе, договариваясь между собой.
4. «Звук»
24
4.1. Тема: «Все услышим, все узнаем» Познакомить детей с органом слуха.
Ввести понятие «звук». Помочь детям выявить причины ослабленного звука.
Воспитывать познавательную активность. Продолжать развивать умение
детей
устанавливать
причино
–
следственные
связи.
Воспитывать
познавательную активность.
4.2. Тема: «Как сделать звук громче?» Формировать представления детей о
громкости звука, познакомить с понятием «эхо». Показать детям на опыте, как
возникает эхо. Закреплять знания о вреде громких звуков для здоровья
человека. Воспитывать познавательную активность.
4.3. Тема: «Видимый звук» Познакомить детей с тем, как звук попадает к нам
в уши, познакомить с понятием «звуковая волна». Закрепить знания детей о
том, что вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного
шума на организм человек. Развивать интерес детей к исследованиям и
экспериментам. Воспитывать познавательную активность
4.4. Тема: «Игровые измерения – о «дрожалке» и «пищалке». Закрепить
представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей
устанавливать причинно – следственные связи: зависимость высоты звука от
размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука
цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.
5. «Сила»
5.1. Тема: «Что такое сила? Познакомить детей с физическим понятием
«сила»: познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы.
Продолжать развивать умения детей устанавливать причинно-следственные
связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать
познавательную активность.
5.2. Тема: «Что такое вес?»: познакомить детей с тем, что вес как физическое
явление характеризуется не только величиной и направлением. Закрепить
умение детей решать проблемную ситуацию по
познавательную активность детей.
25
алгоритму. Воспитывать
5.3. Тема: «Сильные опыты»: познакомить детей со способом измерять вес
с
помощью прибора,
научить
пользоваться
датчиком.
Способствовать развитию интереса детей к исследованиям. Воспитывать
познавательную активность детей.
5.4. Тема: «Игровые измерения- тянем- потянем» Закрепить представления
детей о понятии сила и вес, как о физических явлениях. Закрепить навыки
работы с датчиком силы, работы по алгоритму. Развивать познавательную
активность детей. Воспитывать способность работать самостоятельно.
6. «Электричество»
6.1. Тема: «Электрические чудеса» Дать детям общее представление об
электричестве. Познакомить с понятием «электрический ток», «электроны».
Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством.
Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Воспитывать познавательную активность детей.
6.2. Тема: «Электрояблоко» Познакомить детей со способом использования
некоторых плодов вместо источника электричества. Развивать умение детей
устанавливать причина –следственные связи. Закреплять правила безопасного
пользования датчиком электричества цифровой лаборатории. Воспитывать
познавательную активность.
6.3. Тема: «Опасное и неопасное электричество» Познакомить детей со
способами
получения
электричество»,
электричества.
«батарейка».
Закрепить
Дать
знания
понятие
детей
«статическое
о
безопасном
обращении с электричеством. Воспитывать познавательную активность.
6.4. Тема: «Батарейка». Закрепить знания детей о получении электричества с
помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно –
следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком
электричества
цифровой
лаборатории.
активность.
7. «Кислотность»
26
Воспитывать
познавательную
7.1. Тема: «Что такое сок?» Познакомить детей с понятием «кислый вкус».
Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе,
отвечающем за восприятие вкуса. Развивать познавательную активность.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
7.2. Тема: «Какая бывает вода?» Познакомить детей с полезными и
вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты. Научить детей
самостоятельно
определять
любознательность,
средствами
кислотность
воды.
Развивать
детскую
обогащать жизненный опыт детей действиями и
поисковой
деятельности.
Воспитывать
интерес
детей
к
исследованиям и экспериментам. Воспитывать
7.3. Тема: «Кислая лаборатория» Научить детей измерять кислотность
разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами. Познакомить
детей с тем, где живет кислота. Развивать познавательную активность детей.
Воспитывать умение слушать сверстников.
7.4. Тема: «Эксперименты с разбавлением воды» Закрепить полученные
знания детей по изученной теме- кислотность. Развивать навыки работать
самостоятельно, проводить сравнительные и игровые измерения. Воспитывать
познавательную активность детей.
8. «Пульс»
8.1. Тема: «Что такое пульс. Измерение пульса». Познакомить детей с
устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать
развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. Воспитывать
познавательную активность детей.
8.2. Тема: «Пульс и упражнения» Обогащать и уточнять представления
детей об устройстве и функционировании человеческого организма.
Познакомить с понятиями «ритм ударов сердца», «фонендоскоп». Развивать
умение проводить опыты и эксперименты. Воспитывать бережное отношение
к своему организму.
8.3. Тема: «Создание пульса. Когда сердце бьется чаще?» Учить измерять
пульс человека с помощью прибора и без него. Развивать самостоятельную
27
поисковую
деятельность
детей.
Воспитывать
стремление
вести
и
поддерживать здоровый образ жизни.
8.4. Тема: «Игровые измерения- создать медленный и быстрый пульс»
Закрепить знания изученного материала по теме- пульс. Развивать умение
проводить эксперименты по алгоритму. Воспитывать умение работать
группой.
9. «Магнитное поле»
9.1. Тема: «Что такое магнитное поле» Дать первичные представления о том,
что магнит обладает магнитным полем. Познакомить детей со свойствами
магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и
вещества.
Закрепить
умение
пользоваться
датчиком
при
измерении
магнитного поля. Воспитывать познавательную активность.
9.2. Тема: «Испытание магнита» Закрепить представления детей о
способности магнита притягивать некоторые предметы. Познакомить детей с
тем, что магниты обладают разной магнитной силой. Выявить особенность
взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание. Закреплять
умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать
уважительное отношение к мнению другого человека.
9.3. Тема: «Земля — это магнит» Закрепить представления детей о том, что
магнит обладает магнитной силой. Объяснить детям, что Земля обладает
силой притяжения. Познакомить детей с зависимостью магнитной силы от
расстояния до магнита. Закреплять умение пользоваться датчиком при
измерении магнитного поля. Воспитывать познавательный интерес.
9.4. Тема: «Танцующий магнит» Закрепить представления детей о свойствах
магнита (магнит имеет полюсы). Познакомить детей со свойствами
одинаковых полюсов отталкиваться, разноименных полюсов притягиваться
друг к другу. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении
магнитного поля двух магнитов. Воспитывать уважительное отношение к
желаниям другого человека
28
9.5. Тема: «Волшебный магнит» Познакомить со способом получения
магнитного поля без магнита, с помощью электричества. Развивать
познавательную активность детей. Воспитывать чувство радости от открытий.
10. Тема: «Итоговое занятие» (Диагностическое занятие) Формирование у
детей познавательно-исследовательской активности,
самостоятельности,
любознательности, способности к логическому мышлению при совершении
новых открытий. Выявить уровень освоения программы детьми старшей
группы.
5.4. Календарно-тематическое планирование
Месяц
Неделя
Занятие (содержание)
Отметка о
выполнен
ии, дата
Сентябрь
1 неделя
Диагностика: Выявление у детей способностей
к приобретению знаний и умений, уровня
развития
2 неделя
Тема:
«Путешествие
Познакомить
детей
в
с
лабораторию»
главным
героем
мальчиком Наураша из страны Наурандии.
Маленький ученый, исследователь, помощник
педагога
и
друг
детей.
Познакомить
с
понятиями «ученый», «лаборатория», «опыт»,
«эксперимент»,
«исследование».
Способствовать развитию интереса детей к
исследованиям и экспериментам.
3 неделя
Тема: «Что такое температура?
Измерение
температуры
человека,
комнаты?» Познакомить детей с понятием
«температура»,
Познакомить
«градус»,
детей
29
с
«термометр».
принципом
работы
термометра,
его
многообразием.
Выявить
особенности изменения тел под воздействием
температуры (расширение при нагревании).
Развивать навыки работы с измерительным
прибором-
термометром.
Воспитывать
осторожность при работе с предметами из
стекла.
4 неделя
Тема:
«Измерение температуры воды» Познакомить
детей с тремя агрегатными состояниями воды, с
температурой кипения воды. Рассказать о
правилах
безопасности
горячими
при
обращении
жидкостями.
с
Развивать
любознательность, познавательный интерес в
процессе экспериментирования с жидкостями.
Воспитывать
внимательно
выслушивать
и
следовать инструкции.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Замерзание воды. Что такое лед?»
Познакомить детей с состоянием воды-лед.
Подвести детей к пониманию зависимости
состояния воды от температуры воздуха: чем
ниже температура, тем быстрее застынет лед.
Развивать
умение
детей
устанавливать
причинно-следственные связи. Воспитывать
уважительное
отношение
к
мнению
сверстников.
2 неделя
«Свет»
Тема: «Луч света» Познакомить детей с
источником
света,
30
понятием
«свет».
Формировать
представление
об
искусственных и естественных (природных)
источниках света. Продолжать развивать
умение
детей
устанавливать
причинно-
следственные связи: сила света зависит от
использования.
Развивать
открытиям.
Воспитывать
интерес
к
бережное
отношение к своему здоровью.
3 неделя
Тема:
«Измерение силы света» Опытным путем
научить сравнивать освещенность различных
объектов. Познакомить с понятием «количество
света».
Формировать
у
детей
умение
регулировать свою деятельность в соответствии
с отдельным отрезком времени. Развивать
познавательную,
активность.
исследовательскую
Способствовать
самостоятельности,
воспитанию
развитию
коммуникативных навыков.
4 неделя
Тема: «Радуга в небе» Познакомить детей со
свойствами света превращаться в радужный
спектр. Расширять представления детей о
смешении цветов, составляющих белый цвет.
Развивать любознательность и внимание.
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Игровое мероприятие
«Мы видим благодаря свету» Дать детям
понятие о том, что освещенность предмета
зависит от силы источника. Продолжать
31
развивать у детей умение устанавливать
причинноследственные
связи.
Закреплять
умение
пользоваться датчиком света. Объяснить, как
освещенность влияет на жизнь растений и
других живых организмов. Воспитывать умение
работать в коллективе, договариваясь между
собой.
2 неделя
«Звук» Тема:
«Все услышим, все узнаем» Познакомить
детей с органом слуха. Ввести понятие «звук».
Помочь детям выявить причины ослабленного
звука.
Воспитывать
познавательную
активность. Продолжать развивать умение
детей устанавливать причино – следственные
связи.
Воспитывать познавательную активность.
3 неделя
Тема:
«Как
сделать
звук
громче?»
Формировать представления детей о громкости
звука, познакомить с понятием «эхо». Показать
детям на опыте, как возникает эхо. Закреплять
знания о вреде громких звуков для здоровья
человека.
Воспитывать
познавательную
активность.
4 неделя
Тема: «Видимый звук» Познакомить детей с
тем, как звук попадает к нам в уши, познакомить
с понятием «звуковая волна». Закрепить знания
детей о том, что вред громких звуков,
рассказать о плохом воздействии длительного
32
шума на организм человек. Развивать интерес
детей к исследованиям и экспериментам.
Воспитывать познавательную активность
Декабрь
1 неделя
Тема: «Игровые измерения – о «дрожалке» и
«пищалке». Закрепить представления у детей о
высоких и низких звуках. Развивать умение
детей устанавливать причино – следственные
связи: зависимость высоты звука от размера
звучащего предмета. Закреплять навыки работы
с датчиком звука цифровой лаборатории.
Воспитывать познавательную активность.
2 неделя
«Сила»
Тема: «Что такое сила? Познакомить детей с
физическим понятием «сила». Познакомить
детей с датчиком силы и с правилами работы.
Продолжать
развивать
умения
детей
устанавливать причинно-следственные связи:
движение предметов зависит от примененной к
ним
силы.
Воспитывать
познавательную
активность.
3 неделя
Тема: «Что такое вес?» Познакомить детей с
тем,
что
вес
характеризуется
как
не
физическое
только
явление
величиной
и
направлением. Закрепить умение детей решать
проблемную
ситуацию по алгоритму.
Воспитывать познавательную активность детей.
4 неделя
Тема: «Сильные опыты» Познакомить детей
со способом измерять вес с помощью
прибора,
научить
33
пользоваться датчиком.
Способствовать развитию интереса детей к
исследованиям. Воспитывать познавательную
активность детей.
Январь
2 неделя
Тема: «Игровые измерения- тянем- потянем»
Закрепить представления детей о понятии сила
и вес, как о физических явлениях. Закрепить
навыки работы с датчиком силы, работы по
алгоритму.
Развивать
познавательную
активность детей. Воспитывать способность
работать самостоятельно.
3 неделя
«Электричество»
Тема: «Электрические чудеса» Дать детям
общее
представление
об
электричестве.
Познакомить с понятием
«электрический
ток»,
«электроны».
Познакомить с правилами безопасности при
работе с электричеством. Способствовать
развитию интереса детей к исследованиям и
экспериментам.
Воспитывать познавательную активность детей.
4 неделя
Тема: «Электрояблоко» Познакомить детей
со способом использования некоторых плодов
вместо источника электричества. Развивать
умение
детей
следственные
безопасного
устанавливать
связи.
причина
Закреплять
пользования
правила
датчиком
электричества цифровой лаборатории.
Воспитывать познавательную активность.
34
–
Февраль
1 неделя
Тема: «Опасное и неопасное электричество»
Познакомить детей со способами получения
электричества.
Дать
понятие
«статическое
электричество», «батарейка». Закрепить знания
детей
о
безопасном
обращении
с
электричеством. Воспитывать познавательную
активность.
2 неделя
Тема: «Батарейка». Закрепить знания детей о
получении
батарейки.
электричества
Развивать
с
помощью
умение
детей
устанавливать причинно – следственные связи.
Закреплять правила безопасного пользования
датчиком
лаборатории.
электричества
Воспитывать
цифровой
познавательную
активность.
3 неделя
«Кислотность»
Тема: «Что такое сок?» Познакомить детей с
понятием «кислый вкус». Рассказать об
органах чувств человека, в частности о языке
как органе, отвечающем за восприятие вкуса.
Развивать
познавательную
активность.
Воспитывать бережное отношение к своему
здоровью.
4 неделя
Тема: «Какая бывает вода?» Познакомить
детей с полезными и вредными свойствами
продуктов,
содержащих
кислоты.
Научить
детей самостоятельно определять кислотность
воды. Развивать детскую любознательность,
обогащать жизненный опыт детей действиями и
35
средствами
поисковой
деятельности.
Воспитывать интерес детей к исследованиям и
экспериментам. Воспитывать
Март
1 неделя
Тема: «Кислая лаборатория» Научить детей
измерять кислотность разных продуктов, с их
полезными
и
вредными
свойствами.
Познакомить детей с тем, где живет кислота.
Развивать познавательную активность детей.
Воспитывать умение слушать сверстников.
2 неделя
Тема: «Эксперименты с разбавлением воды»
Закрепить
полученные
знания
детей
по
изученной теме- кислотность. Развивать навыки
работать
самостоятельно,
сравнительные
и
проводить
игровые
измерения.
Воспитывать познавательную активность детей.
3 неделя
Пульс
Тема: «Что такое пульс. Измерение пульса».
Познакомить
детей
с
устройством
и
функционированием человеческого организма.
Способствовать развитию интереса детей к
исследованиям и экспериментам. Воспитывать
познавательную активность детей.
4 неделя
Тема: «Пульс и упражнения» Обогащать и
уточнять представления детей об устройстве и
функционировании человеческого организма.
Познакомить
с
понятиями
«ритм
ударов
сердца», «фонендоскоп». Развивать умение
проводить
опыты
36
и
эксперименты.
Воспитывать бережное отношение к своему
организму.
Апрель
1 неделя
Тема: «Создание пульса. Когда сердце бьется
чаще?» Учить измерять пульс человека с
помощью прибора и без него. Развивать
самостоятельную
детей.
поисковую
Воспитывать
деятельность
стремление
вести
и
поддерживать здоровый образ жизни.
2 неделя
Тема:
«Игровые
измерения-
создать
медленный и быстрый пульс» Закрепить
знания изученного материала по теме- пульс.
Развивать умение проводить эксперименты по
алгоритму.
Воспитывать
умение
работать
группой.
3 неделя
«Магнитное поле»
Тема: «Что такое магнитное поле» Дать
первичные представления о том, что магнит
обладает магнитным полем. Познакомить детей
со
свойствами
магнита:
прохождение
магнитной силы через различные материалы и
вещества.
Закрепить
умение
пользоваться
датчиком при измерении магнитного поля.
Воспитывать познавательную активность.
4 неделя
Тема:
«Испытание
магнита»
Закрепить
представления детей о способности магнита
притягивать некоторые предметы. Познакомить
детей с тем, что магниты обладают разной
магнитной
силой.
Выявить
особенность
взаимодействия двух магнитов – притяжение и
37
отталкивание. Закреплять умение пользоваться
датчиком при измерении магнитного поля.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
мнению другого человека.
Май
1 неделя
Тема: «Земля — это магнит» Закрепить
представления детей о том, что магнит
обладает магнитной силой. Объяснить детям,
что
Земля
обладает
силой
притяжения.
Познакомить детей с зависимостью магнитной
силы от расстояния до магнита. Закреплять
умение пользоваться датчиком при измерении
магнитного поля.
Воспитывать познавательный интерес.
2 неделя
Тема:
«Танцующий
магнит»
Закрепить
представления детей о свойствах магнита
(магнит имеет полюсы). Познакомить детей со
свойствами
одинаковых
полюсов
отталкиваться,
разноименных
полюсов
притягиваться друг к другу. Закреплять умение
пользоваться
датчиком
при
измерении
магнитного поля двух магнитов. Воспитывать
уважительное отношение к желаниям другого
человека
3 неделя
Тема: «Волшебный магнит» Познакомить со
способом получения магнитного поля без
магнита, с помощью электричества. Развивать
познавательную
активность
детей.
Воспитывать чувство радости от открытий.
38
4 неделя
Тема: «Итоговое занятие» (Диагностическое
занятие) Формирование
у
детей
познавательно-исследовательской активности,
самостоятельности,
любознательности,
способности к логическому мышлению при
совершении новых открытий.
Выявить уровень освоения программы детьми
старшей группы.
5.5. Список воспитанников группы (приложение 1)
Подготовительная группа
№ п/п
ФИО ребенка
5.6. Табель посещаемости (приложение 2)
5.7. Расписание занятий
Наименование
дополнительно
й
общеразвиваю
щей
программы/
Дни недели
Группа
«Наураша»
Подготов
ительная
группа 1
Подготов
ительная
группа 2
Подготов
ительная
группа 3
Понедел Вторник
ьник
Среда
Четверг
Пятница
15.45.- 16.15.
15.40. 16.10.
15.40. 16.10.
39
Подготов
ительная
группа 4
15.40. 16.10.
5.8. Условия реализации программы
Условия набора: в объединение принимаются все желающие
воспитанники с 6-7 (8) лет, без специального отбора, которые имеют
сертификаты ПФДО.
Условия формирования групп: в объединение принимаются все
желающие с 6-7(8) лет без специального отбора, для успешной реализации
программы создаются учебные группы численностью от 10-15 человек.
Предметно-пространственная - развивающая среда.
5.8.1. Информационное обеспечение
Для организации кружка используется специализированное помещение.
Интерактивная доска.
Ноутбук.
Обучающая мультимедийная программа «Наураша»
Для
проведения
занятий
с
цифровой
лабораторией
оборудования.
5.8.2. Материально- техническое обеспечение:
Состав модуля «Сила»:
1. Датчик абсолютного давления БК
2. Соединительный кабель
3. Манжета с грушей
4. Переходник с трубкой
5. Цилиндр с поршнем
6. Воздушный шарик
7. Доска пластиковая
8. Контейнер с ложементом
Состав модуля «Электричество»:
1. Датчик напряжения БК
40
есть
перечень
2. Соединительный кабель
3. Электрод цинковый
4. Электрод медный
5. Кювета
6. Банка с солью
7. Динамо-машина
8. Зажим крокодил
9. Лампочка на платформе
10. Батарейный блок
11. Батарея АА
12. Батарея АА «негодная»
13. Провод со штекерами
14. Контейнер с ложементом
Состав модуля «Магнитное поле»
1. Датчик магнитного поля БК
2. Соединительный кабель
3. Электрод цинковый
4. Электрод медный
5. Держатель пластин (электродов)
6. Магнит кольцевой большой
7. Магнит кольцевой малый редкоземельный
8. Магнит плоский
9. Компас
10. Трубка пластиковая
11. Подставка трубки
12. Груз кольцевой
13. Зажим канцелярский
14. Коврик полиуретановый
15. Контейнер с ложементом
Состав модуля «Пульс»
41
1. Датчик пульса БК
2. Соединительный кабель
3. Фонендоскоп
4. Комплект демонстрационных карточек (сердце)
5. Контейнер с ложементом
Состав модуля «Кислотность»
1. Датчик кислотности БК
2. Соединительный кабель
3. Стакан с цветной наклейкой
4. Подстаканник
5. Флакон для промывки датчика
6. Банка с лимонной кислотой
7. Банка с питьевой содой
8. Контейнер с ложементом
Состав модуля «Звук»
1. Датчик звука БК
2. Соединительный кабель
3. Ксилофон
4. Свисток
5. Флейта
6. Демонстрационная карточка ухо
7. Контейнер с ложементом
Состав модуля «Температура»
1. Датчик температуры БК
2. Соединительный кабель
3. Стакан с цветной наклейкой
4. Подстаканник
5. Форма для льда
6. Гель антисептический, флакон
7. Пищевой краситель
42
8. Комплект демонстрационных карточек
9. Лампочка на платформе
10. Батарейный блок
11. Батарейка АА
12. Контейнер с ложементом
13. Учебное пособие
Состав модуля «Освещение»
1. Датчик освещенности БК
2. Соединительный кабель
3. Комплект светофильтров
4. Комплект карточек для отражения
5. Поляроид
6. Фонарик
7. Пищевой краситель
8. Кювета
9. Лампочка на платформе
10. Батарейный блок
11. Батарея АА
12. Зажим канцелярский
13. Контейнер с ложементом
6. Формы аттестации.
Форма аттестации предполагает собой диагностические листы, с
указанием критериев оценивания, педагоги фиксируют результаты в начале
учебного года (сентябрь) и в конце обучения (май). По итогам диагностики
составляется аналитическая справка.
Педагогическая диагностика
В итоге реализации Программы предполагается развитие:
- познавательных способностей;
- внимания, памяти;
- мышления (функций анализа, обобщения, классификации), речи;
43
- навыков взаимодействия в окружающей природе;
- творческого воображения.
При
реализации
индивидуального
Программы
развития
педагогом
познавательных
проводится
способностей
оценка
в
рамках
педагогической диагностики (мониторинга), цель которой заключается в
определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее
планирование на основе полученных результатов.
Уровень развития
Магнитное поле
Кислотность
Сила
Пульс
Электричество
Звук
Свет
Температура
Ф.И. ребенка
п/п
7. Оценочные материалы.
Освоение программы:
Высокий уровень: Дети имеют предусмотренный программой запас
знаний, умеют использовать их для решения поставленных перед ними задач,
справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и
дополнительных вопросов. Владеют необходимыми навыками и применяют
их. Ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют
полные предложения. Речь спокойная, с достаточным запасом слов,
оперируют предметными терминами.
Средний уровень: Дети имеют предусмотренный программой запас знаний,
умеют использовать его для решения задач. Однако им требуются помощь
педагога, вспомогательные вопросы. Если дети пытаются справиться сами, то
делают это не в полном объеме, рекомендуемом программой для данного
возраста. Дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их,
но для этого им нужна помощь. При использовании навыков для выполнения
44
задания результат получается недостаточно качественным. Ответы дают без
объяснений
и
рассуждений,
применяют
простые
предложения
и
словосочетания. Речь с ограниченным запасом слов, не оперируют
предметными терминами.
Низкий уровень: Дети имеют представления о знаниях и навыках,
предусмотренных программой для данного возраста, однако испытывают
затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные
вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети не всегда
справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются выполнять
задания или делают их с большими ошибками, соглашаются с предложенным
вариантом, не вникая в суть задания. Речь односложная, с ограниченным
запасом слов, не используют предметные термины
8. Методическое обеспечение образовательной программы
Вся эта работа строится на методике проведения опыта. Дошкольникам
должны быть ясны его задача и цель. Эксперименты имеют свои особенности,
которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты,
наносящие вред растениям и животным. Особое внимание необходимо
уделять правилам безопасности и вопросам гигиены.
Структура организации опыта:
Предварительная работа: знакомство с объектами, телами неживой природы,
их свойствами, качествами, значением для живых организмов.
-Выбор объекта, оборудования, материалов для экспериментирования.
- Создание у детей мотивации к участию в экспериментировании.
- Постановка цели, задач опыта.
- Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
- Обсуждение вероятности прогноза.
- Выработка групповых норм и правил поведения. Инструктаж по технике
безопасности.
Организация опыта.
45
-При длительном протекании опыта желательно распределить обязанности
между детьми по службам.
-Слежение за результатом длительного протекания опыта.
Завершение опыта.
- Обсуждение полученных результатов.
- Оформление диагностических материалов.
- Устройство выставки с наглядным материалом, сопровождающими
опытническую деятельность.
- Проведение досуга, праздника, включающие обобщение опыта по
исследовательской, экспериментальной работе дошкольников.
Работа с детьми развития познавательных способностей, с использованием
цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» у старших
дошкольников представляет поэтапно развертывающуюся логику накопления
ребенком опыта:
Первый этап - ребенка подводя к проблеме многофункционального
использования объекта, дети знакомятся с каждым компонентом в
отдельности в игровой форме.
- поддержание исследовательской активности воспитанников на основе
имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;
-
формирование
первоначальных
представлений
о
деятельности
исследователя.
Второй этап ориентирован на:
- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности
исследователя;
- на развитие умений определять тему исследования, анализировать,
сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
-
на
поддержание
инициативы,
активности
дошкольников.
46
и
самостоятельности
Включение
старших
дошкольников
в
учебно-исследовательскую
деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации
посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности
совместного опыта.
Третий этап на данном этапе обучения в центре внимания должно стать
обогащение исследовательского опыта воспитанников через дальнейшее
накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах
и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских
умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение
деятельности
заключается
в
увеличении
сложности
учебно-
исследовательских задач, в переориентации процесса образования на
постановку и решение самими воспитанников учебно-исследовательских
задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
9. Адаптация содержание программы для детей с ОВЗ и детейинвалидов
В
рамках
инклюзивного
образования
проводиться
работа
с
воспитанниками которые имеют следующие нозологии:
- 1 воспитанника с задержкой психического развития (ЗПР);
- 2 воспитанника с тяжелым нарушением речи (ТНР).
Дети с тяжёлыми нарушениями речи отличаются особенностями психических
процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной
памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словеснологического
мышления.
Они
отличаются
быстрой
утомляемостью,
отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению
различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют
нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса
в
речевой
мускулатуре,
затруднения
в
тонких
артикуляционных
дифференцировках, ограниченную возможность произвольных движений. С
расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:
47
недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений,
застревание на одной позе.
Дети с задержкой психического развития.
Под термином задержка психического развития (ЗПР) понимается негрубое
отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует
специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны,
позволяет – как правило, при наличии этого специального подхода – обучаться в
общеобразовательном учреждении.
Задержка психического развития у детей проявляется в замедленном
созревании эмоциональной и волевой сфер, в недостаточном развитии
мотивации и познавательной деятельности, обуславливая возникновение общих
и специфических трудностей в обучении.
Отклонение в поведении. Ребенок
либо очень возбудим, импульсивен, тревожен, агрессивен, раздражителен,
постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив.
Дети могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в
рабочий режим, могут вскочить, пройтись по группе, кабинету, задавать
вопросы, не относящиеся к теме.
вялыми
пассивными,
не
Быстро утомляясь, одни дети становятся
работают;
другие
–
повышено
возбудимы,
расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и плаксивы.
У детей с ЗПР не сформирован комплекс умений осознанной
саморегуляции познавательной деятельности:
они не способны ставить и удерживать цель деятельности;
планировать действия, определять и сохранять способ действия,
использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять
словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
оценивать процесс и результат деятельности.
В структуре нарушения при ЗПР нет тотальности в недоразвитии всех
высших и психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому
дети с ЗПР способны воспринимать помощь взрослых и могут осуществить
48
перенос показанных способов и приемов умственных действий на новое,
аналогичное задание.
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями
развития
ребенка,
психологии
и
соответствует
дошкольной
основным
педагогики
положениям
и
обеспечивает
возрастной
единство
воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Формы организации занятий:
- игровая деятельность;
- творческие
задания,
предполагающие
организацию
разных
видов
деятельности детей;
- проектирование решения проблемы;
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядноиллюстративного материала, развивающих игр упражнений, заданий);
Использование разнообразных организационных форм предполагает
реализацию
методов,
максимально
активизирующих
мышление,
воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.
Методы, направленные на повышения познавательной активности детей:
- развивающие игры;
- игры-инсценировки, игры-сотрудничества;
- динамические игры познавательного содержания;
- классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по
разным основаниям;
- использование художественного слова, музыкального сопровождения;
- познавательные беседы;
- вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.),
направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений
детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать
простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
49
- сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего
(природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без
опоры на наглядность;
- обследование различных предметов;
- наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира
(природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
- демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
- словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции комментарии
и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;
- совместное обсуждение информации, коллективное формулирование
выводов, подведение итогов.
10. Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с. 2.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов
дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО
«Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с. 3.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для
воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. 207 с. 4.
4. «Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория для дошкольников
и младших школьников. Методическое руководство к программе/ автор
оригинальной идеи – Олег Поваляев. – М., 2014. – 72с. 5.
5. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Н.В.Нищева, СПБ. 2012г, 359с. 6. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». 7.
6. «Научные опыты для детей» Москва ООО «Издательство «ЭКСМО» 2015г.
11. Сведения о разработчике
50
Изибаева Ксения Сергеевна
МАДОУ детский сад № 34 ОСП 4, Руководитель ОСП 4
89222162031 , Kseniya.izibaeva@list.ru
12. Аннотация программы
Программа «Наураша» направлена на развитие познавательных
способностей детей с помощью цифровой лаборатории. Предлагаемая
программа представляет собой комплекс занятий с четко выделенными
целями и структурой. Программа состоят из 8 блоков. Система проведения
занятий состоит из игр, опытов, направленных на развитие у дошкольников
умений наблюдать, измерять, сравнивать, поможет обогатить жизненный
опыт детей.
Актуальность
программы
Мир
наш
стремительно
меняется,
появляются новые технологии, техника, экономика, меняется отношения к
жизни, что неминуемо предъявляет новые требования к людям, живущим в
этом мире. Мало иметь хороших исполнителей, стране нужны граждане с
новым мышлением новой мотивацией и стилем поведения. Все это
предъявляет новые требования к образованию и выдвигает на первый план
«воспитание
человека
творческого,
высокообразованного,
духовно-
нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного,
инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их».
Об этом говориться в Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования требует от педагогов изменения подхода к организации
педагогического процесса, в основу которого заложены детские виды
деятельности,
адекватные
их
возрасту,
позволяющие
формировать
познавательные интересы, поддерживать инициативу, самостоятельность и
любознательность детей. Наряду с этим в образовательный процесс в детском
саду активно внедряются формы исследовательской деятельности, так как
дошкольник по своей сути «исследователь», он любознателен и постоянно
исследует мир. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес
51
у детей, педагогу лишь необходимо создать условия для поисковой активности
самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы
на вопрос «как?» и «почему?».
В
основном
в
детских
садах
исследовательская
деятельность
дошкольников основывается на детском экспериментировании, ведь когда
ребенок что-то делает своими руками, то усваивает прочно и надолго.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,
развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность
и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, с основами знаний математики и
этикой поведения в жизни общества. Современные дети свободно владеют
различного рода электронными приборами, которые их окружают. Поэтому,
мы включили в организацию экспериментальной деятельности цифровую
лабораторию «Наураша», которая поможет детям реализовать себя во многих
областях и при переходе в начальную школу может уверенно показать себя
как человека самостоятельного, инициативного, умеющего ставить цели и
задачи, реализовать их и отвечать за свои действия.
Всё вышеперечисленное способствовало определению педагогической
идеи программы – внедрение в образовательную деятельность программу
дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности с
использованием цифровой лаборатории «Наураша».
Цель программы: формирование у детей 6-7(8) лет познавательноисследовательской
активности,
самостоятельности,
любознательности,
способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.
Задачи Программы:
1. Образовательные (обучающие):
формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и
здоровом образе жизни;
формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
52
способствовать формированию, расширению и углублению представлений
дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности,
пульсе и магнитном поле.
2.Развивающие:
развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной) деятельности;
пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и
стремление к новым знаниям;
3.Воспитательные:
воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками.
Программа построена на основе следующих принципов:
- Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания
научно обоснованными и практически апробированными методиками;
содержание
работы соответствует основным
положениям
возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность
реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип закрепления навыков предполагает повторение и закрепление
пройденного изученного материала, в форме итогового занятия.
- Принцип целостности основывается на комплексном принципе построения
непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской
деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной
деятельности педагогов, детей и родителей.
-
Принцип
систематичности
и
целостности
обеспечивает
единство
воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисковоисследовательской деятельности дошкольников; предполагает повторяемость
тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и
познать новое на следующем этапе развития.
- Принцип индивидуально- личностной ориентации педагога предполагает
реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей
53
гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и
обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает
психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание
условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности
ребенка.
- Принцип доступности предполагает построение процесса обучения
дошкольников
на
адекватных
возрасту
формах
работы
с
детьми;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
- Принцип активного обучения предполагает не передачу детям готовых
знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они
сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных
проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов
обучения
дошкольников,
способствующих
развитию
у
детей
самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип результативности предусматривает получение положительного
результата
проводимой
работы
по
теме
независимо
от
уровня
интеллектуального развития детей.
Все
эти
принципы
не
только
обеспечивают
решения
задач
интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них
познавательных интересов и творческого мышления, но и способствует
сохранению и поддержке их здоровья.
54
13. Приложение
Приложения 1:
Табель посещаемости воспитанников
Ф
И
1
2 3 4 5 6
7 8 9 1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
2
2
2
2 2
2
2 2 2 2
3 3
0
1
2
3
4
5
6
7 8
9
0
1
2
3 4
5
6 7 8 9
0 1
55
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)