Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

OZ_DOP_Pesochnaia_skazka__1_ (1)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 34
ПРИНЯТО
Советом педагогов
МАДОУ детский сад № 34
Протокол № 2 от 31.08.2023г.
С учетом мнения родителей и воспитанников

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 01.09.2023г. № 492-д
Заведующий
МАДОУ детский сад № 34
_______________ Н.Н. Кокорина

«ПЕСОЧНАЯ СКАЗКА»
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа

(рабочая программа)
направленность:
художественная

возраст воспитанников: 3-4 года
срок реализации:1 год

Автор-составитель:
Емелина Татьяна Викторовна,
старший воспитатель

ГО Ревда
2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Краткое содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
5.1 Календарный учебный график
5.2 Учебно-тематический план
5.3 Содержание учебного плана
5.4 Календарно-тематическое планирование
5.5 Список воспитанников группы
5.6 Табель посещаемости воспитанников (приложение)
5.7 Расписание занятий
5.8 Условия реализации программы
5.8.1 Условия набора и формирования групп
5.8.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.8.3 Материально-техническое обеспечение
6. Формы аттестации и оценочные материалы
7. Методическое обеспечение. Краткое описание методики
работы
8. Адаптация содержание программы для детей с ОВЗ и детейинвалидов при наличии
9. Список литературы и электронных источников
10. Сведение о разработчике программы
11. Аннотация программы
12. Приложение
1.
2.
3.
4.
5.

2

3
5
6
7
7
7
7
19
27
29
29
30
30
30
30
31
31
32
34
34
35
35

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
художественной направленности по развитию мелкой моторики и когнитивных процессов
«Песочная сказка» в МАДОУ детский сад №34 для детей младшего дошкольного возраста
на 2023-2024 учебный год (далее – Программа) разработана в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации о 29.12.2012 года 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-н; Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденным приказом министерства просвещения
РФ от 09.11.2018 года; СанПиН 1.2.3685-21, утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2; Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 года;
Распоряжением правительства Свердловской области от 26.06.209 года № 70-д об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования дополнительного образования в Свердловской области»; Методическими
рекомендациями
по
сертификации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в информационной системе персонифицированного
дополнительного образования Свердловской области, выпущены ГАНОУ СО «Дворец
молодежи», региональным модельным центром, 2019 год. Уставом МАДОУ детский сад
№ 34; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим
программам) в МАДОУ детский сад № 34.
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной
деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий
специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой
деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.
Песок – та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает
человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из
важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно
связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов
изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком
обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство
коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя
от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в
рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея
техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь,
обеспечивает творческий характер детской изобразительной деятельности.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим
материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит
непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений,
раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как
рисование происходит двумя руками). Играя с песком, ребенок учится строить
прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает
развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается
фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Концептуальные подходы к содержанию Программы основаны на идеях
гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение
3

мероприятий по Программе реализуют потребности детей в творчестве, познании,
самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы
обеспечит удовлетворение важных потребностей каждого ребенка – быть здоровым,
эмоционально благополучным.
Песочная анимация воздействует на различные анализаторы восприятия
(зрительные, слуховые, кинестетические). Развивает коммуникацию память и речь. Дает
процесс познания (формирование целостной картины мира). С помощью песочной
анимации детям проще познакомиться с различными профессиями, городом или деревней,
парком, временем года.
Программа по направленности: художественная.
Новизна Программы в том, что она направлена на технику рисования песком, где
ребенок получает возможность выбора отойти от стандартных форм занятий, что в свою
очередь, обеспечивает творческий характер детской изобразительной деятельности.
Создание рисунков на песке помогает детям концентрировать внимание и память.
Развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, мышление и внимание,
воображение и фантазию. И, также, дает умение адаптироваться в коллективе. Умножает
исследовательский интерес, познавательную активность – все, что способствует
гармоничному развитию личности ребенка.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в обществе
стоит проблема речевого воспроизведения у детей, что напрямую связано с мелкой
моторикой. В процессе освоения Программы дети выполняют различные комплексы
гимнастики, пальчиковые игры и занятия, формируется мелкая моторика обеих рук,
развивается тактильная чувствительность, восприятие, мышление, воображение;
активизируется словарный запас детей.
Программа направлена на художественное развитие ребенка, на воспитание
чувства прекрасного, умения видеть красоту, на развитие эстетических чувств детей путем
воздействия на ум и чувства ребенка, пробуждение в нем эстетических эмоций;
приобщение к постижению гармонии во всех проявлениях; развитие творческих
возможностей, творческой активности, которая может быть проявлена в различных
областях будущей деятельности.
Педагогическая целесообразность программы: содержание программы нацелено
на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к
общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы
расширяет представления учащихся о способах и приемах изображения, формирует
чувство гармонии и эстетического вкуса.
Отличительные особенности программы: занятия в лотке (специальный стол для
рисования) с песком коренным образом отличаются от игр в песочнице и имеют совсем
иной смысл. Дело в том, что ограниченность поверхности многим детям дает ощущение
безопасности, создает благоприятную атмосферу для их творчества. Специальный стол
для рисования для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма
воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг.
Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то
прямоугольник более динамичен. Ребенок имеет возможность выбирать любой формат
будущего рисунка (горизонтальный или вертикальный), ему легче определить центр
композиции. Кроме того, прямоугольная форма лотка лучше, чем квадратная, подходит
для создания симметричных фигур.
За столом для рисования дети могут заниматься стоя. При этом ребенок, создавая
что-либо, в буквальном смысле имеет твердую опору под ногами и может ходить вокруг
стола либо оставаться на одном месте. Дети могут подходить к столу в любой момент,
когда им этого захочется. Для стоячей работы у стола с песком, особенно на
ограниченном пространстве, необходимо хорошо развитое чувство равновесия и умение
4

управлять своими мышцами. Сверху детям лучше видно, что происходит в лотке с
песком. К тому же такая поза лучше выражает сконцентрированное внимание.
Вертикальное положение тела предоставляет возможность двигаться более
свободно и действовать раскованно. Стоя, дети контактируют с полом и лучше ощущают
свое тело. Это очень важное ощущение, поскольку оно позволяет научиться снимать
напряжение и расслабляться.
Адресат программы: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом: 3-4 года. В этот
период закладывается фундамент личности, а потому и творческие способности
развиваются наиболее интенсивно. В данный дошкольный период характерна повышенная
любознательность, яркое воображение, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость.
Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые
методы творческого развития.
В этом возрасте у детей эмоции становятся более устойчивыми. Это проявляется
через мимику, жесты, пантомимику и в рисовании. У ребенка появляется интерес к линии,
ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и
развить его. Через выразительность линий можно рассказать о характере героя, его
отношении к окружающему миру. Кварцевый песок – превосходные средства выражения
своего видения красоты окружающего мира.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы: Программа рассчитана на 2023-2024 учебный год, занятия проводятся 2 раза
в неделю по 30 минут.
Обоснование уровня: стартовый (ознакомительный) уровень.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Цель: формировать художественно-творческие способности с учётом возрастной
категории детей посредством занятий изобразительной деятельности через рисование
песком.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком
решаются следующие задачи:
Обучающие
1. Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства –
пескографией.
2. Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Развивающие
1. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность
детей.
3. Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев,
совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные
1. Развивать моторику рук, посредством работы с песком.
2. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Основные принципы программы:
1. Принцип психологической комфортности. Он заключается в создании
образовательной среды. Обеспечивающей снятие всех стресообразующих факторов
учебного процесса.
2. Принцип деятельности. Этот принцип основан на введение новых знаний не в
готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
5

3. Принцип целостного представления о мире. При введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
4. Принцип вариативности. Этот принцип даёт возможность осуществлять
собственный выбор на основании некоторого критерия.
5. Принцип творчества. Процесс обучения ориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
6. Принцип непрерывности. Данный принцип сохраняет преемственные связи между
всеми ступенями обучения.
Все эти принципы не только обеспечивают решения задач интеллектуального и
личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и
творческого мышления, но и способствует сохранению и поддержке их здоровья.
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучение технике рисования песком проводится с группой детей 2 раза в неделю
по 30 мин в соответствии с тематическим планом.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих
условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку
необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок
и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых
упражнений,
направленных
на
развитие
творческих
способностей,
активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо: поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы; ценить
его инициативу и мнение.
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы
движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить
несколько правил: перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть
руки; категорически нельзя бросаться песком; не встряхивать песок на пол и не вытирать
об себя руки.
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и
глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому
опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от
воображения и творческого замысла ребенка. В процессе обучения дошкольники учатся
оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество,
содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для
воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется
центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются
дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или,
убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение,
чувства и мысли.
Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из вводной, основной и
заключительной частей. В вводной части проводятся упражнения для развития мелкой
моторики, использование художественного слова, проведение игр для привлечения
внимания детей, беседу по теме о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи
стоит использовать. Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную
роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом
тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Обязательным является проведение
6

физкультминутки в зависимости от физического состояния воспитанников.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков сверстников,
раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности
детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются
фотовыставка.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в песочной анимации.
Метапредметными результатами:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- учиться совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку
своей деятельности;
- приобретение опыта в художественно – творческой деятельности.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками художественного творчества;
- овладение правил поведения на занятиях, в творческом процессе;
- овладение основами песочной анимации.
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Занятия проводятся с 1 сентября по 31 августа.
Возраст детей
Год обучения
Длительность
занятия

Количество
неделю

3-4 года

2

Первый

30 минут

в Количество
занятий в год
88

5.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
п/п

Нaзвание
темы

раздела,

1.

Вводное занятие

Количество часов (занятий)
Всего
Теория
Практика

Формы
аттестации
контроля
(опрос,
выполнение
нормативов,
презентация
работ и тд.)
Опрос, беседа,

7

Знакомство с
педагогом.
Правила техники
безопасности.
Правила работы игр
с песком.
Знакомство с
песком. Свойствами
песка.

1

2.

Педагогическая
диагностика.
Обследования
уровня усвоения
теоретической и
практической части,
динамику роста
знаний, умений и
навыков.

1

3.

«Еловый лес»

1.1.

0,5

0,5

0,5

0,5

Наблюдение,
визуальный
контроль

0,5

0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,

1

3.1
4

«Филин и сова»
«Листопад»

4.1
5

«Грибной дождь»
«Деревце»

5.1
6

«Поймай меня»
«А дорожка вьется,
вьется…»

презентация
кружка, игры

8

6.1
7

«Мы капусту
солим, солим…»
«Машина едет по
дороге»

2

«Пальчики
шагают»
«Соберем бусы»

2

1

9

«Чья дорожка
длиннее?»
«Домик в лесу»

9.1
10

«Шапочка»
«Варежки»

10.1

«Волшебные
превращения
ладошки»
«Солнышко, куда
ты прячешься?»

7.1
8

8.1

11

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2

9

наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа, игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,

11.1
12

«Деревья и кусты»
«Теремок»

12.1
13

«Снежинки»
«Маленькой
елочке холодно
зимой»

13.1
14

«Снеговик»
«Сугробы»

14.1

«Зажжем огни на
ёлочке»
«Зимний вид из
окна»

15

2

0,5
0,5

0,5
0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2

10

игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,

15.1
16

«Зимний лес»
«Зимние узоры»

16.1
17

«Снегурочка»
«Новогодняя
игрушка»

17.1
18

«Дед Мороз»
«Новогодние
подарки»

2

0,5
0,5

0,5
0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

11

визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,

18.1
19

«Море»
«Медуза»

19.1
20

2

0,5
0,5

0,5
0,5

«Морской еж»
«Осьминог»

2

0,5
0,5

0,5
0,5

20.1
21

«Кит»
«Рыбка»

2

0,5
0,5

0,5
0,5

21.1
22

«Морская звезда»
«Морской мир»

2

0,5
0,5

0,5
0,5

12

опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,

23

«Грузовик
Снеговикапочтовика»
«Самолет»

23.1
24

«Ракета»
«Танк»

24.1
25

«Кораблик в море»
«Галстук»

2

0,5
0,5

25.1
26

«Кружка»
«Рубашка»

2

0,5
0,5

22.1

0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

2

13

презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,

26.1
27

«Скворечник»
«Цветы для мамы»

27.1

«Здравствуй,
весна!»
«Мартовский кот»

28

28.1
29

«Цветы-ладошки»
«Сказочный
букет»

2

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

2

2

14

наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный

29.1
30

«Волшебные
цветы»
«Цветы на
полянке»

30.1
31

«Укрась платье»
«Платочек»

31.1

«В далеком
космосе»
«Звездный
небосклон»

2

«Летающая
комета»
«Звездопад»

2

32

32.1
33

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

1

2

2

15

контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос

33.1
34

«Танец планет»
«Космос глазами
детей»

34.1
35

2

0,5
-

0,5
1

«Звездное небо»
«Ваза для цветов»

2

0,5

1
0,5

35.1
36

«День победы!»
«Салют»

2

0,5
-

0,5
0,5

36.1

«Мы рисуем что
хотим»

-

1

2
16

Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,

37

«Черепаха»

0,5

0,5

37.1

0,5

0,5

38

«Божьи коровки на
лужайке»
«Птицы»

0,5

0,5

38.1
39

«Жираф»
«Волк»

2

0,5
0,5

0,5
0,5

39.1
40

«Лев»
«Енот»

2

0,5
0,5

0,5
0,5

2

17

игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,

40.1
41

«Зебра»
«Ёжик»

41.1
42

«Ковер самолет»
«Закат»

42.1
43

«Сновидения»
«Бабочки и
стрекозы»

43.1
44

«Моя семья»
«Ночной город»

2

0,5
0,5

0,5
0,5

2

0,5

1
0,5

2

0,5

1
0,5

2

-

1
1

18

визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,

44.1
45

«Веселый клоун»
«Дорисовки»

2

45.1

«Вот и вышел
человечек»

1

46

-

0,5
0,5

0,5

«День и ночь»
0,5

1

Итого

88

36

опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос
Беседа,
презентация,
игры,
наблюдение,
визуальный
контроль,
опрос

52

5.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие.
Теория: Рассказать детям правила поведения с песком Знакомство с материалом.
Практика: Рассматривание песка на ладони (сыпучий при открытой ладони, держит
форму при сжатии)
2. «Еловый лес»
Теория: Беседа о хвойных деревьях, демонстрация презентации о хвойных деревьях.
Практика: Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой
рисование песком, рисование хвойных деревьев, элементы хвои.
3. «Филин и сова»
Теория: беседа о птице филин, презентация о филинах, иллюстрации, загадки
Практика: рисования на песке обеими руками одновременно. Наблюдение за педагогом,
многократное повторение полученных навыков.
4. «Листопад»
19

Теория: беседа о таком явлении природы как листопад, просмотр иллюстраций
Практика: рисовать пальчиком округлые замкнутые линии (листочки) по всей
поверхности стекла, передавая строение листочка.
5. «Грибной дождь»
Теория: беседа о дожде, показать приемы получения точек и коротких линий
Практика: рисование дождика из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками,
сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.
6. «Деревце»
Теория: беседа о дереве, о строении деревьев
Практика: рисование дерева, элементы деревьев
7. «Поймай меня!»
Теория: беседа о свойствах песка, рассказ о «сокровищах»
Практика: искать в песке мелкие предметы, зарывать самостоятельно, просеивать от
песка.
8. «А дорожка вьется, вьется…»
Теория: беседа о линиях (длинные, короткие, узкие, широкие)
Практика: рисование линий, выкладывание песочных линий из кулачка в произвольной
конфигурации к домику.
9. «Мы капусту солим, солим…»
Теория: повторение техники «Соль», изучение стихотворения про капусту.
Практика: набирать песок щепоткой двумя руками одновременно, растирать его между
пальцами.
10. «Машина едет по дороге»
Теория: беседа о транспорте, о его свойствах, беседа о том что машина едет по дороге.
Практика: вести машину между предметами, не задевая их по песочных дорогам,
отслеживать какие следы оставляет транспорт.
11. «Пальчики шагают»
Теория: повторение пальчиковой гимнастики, название каждого пальца
Практика: «шагать» двумя пальчиками от предмета к предмету, оставляя отпечатки
12. «Соберем бусы»
Теория: презентация на тему «бусы», виды бус, размеры, материал
Практика: рисование бус на песке и песком с использование разных техник.
13. «Чья дорожка длиннее?»
Теория: беседа о дорогах
Практика: рисование дорожек разными техниками работы с песком. Насыпание песка из
кулачка, методом «соления», светлым по темному.
14. «Домик в лесу»
Теория: беседа о домах, о их форме, величине
Практика: рисовать композицию используя разные техники
15. «Шапочка»
Теория: повторение темы одежда, беседа о головных уборах
20

Практика: рисовать композицию используя разные техники
16. «Варежки»
Теория: повторение темы одежда, беседа о видах одежды для рук
Практика: рисовать композицию используя разные техники
17. «Волшебные превращения ладошки»
Теория: повторение о ранее пройдённых техниках, беседа о ладошке
Практика: дорисовывание шаблона-ладошки по замыслу
18. «Солнышко, куда ты прячешься?»
Теория: беседа о солнышке
Практика: рисование лучиков прерывистыми линиями и сплошными
19. «Деревья и кусты»
Теория: беседа о деревьях, как выглядят деревья, как кустарники, чем отличаются.
Практика: рисование деревьев, кустарников
20. «Теремок»
Теория: повторение сказки теремок, рассмотрение формы дома
Практика: рисование теремка на песке, обыгрывание сказки с пальчиковым театром.
21. «Снежинки» рассмотреть снежинки на иллюстрациях, отгадывание загадок
Теория:
Практика: свободное экспериментирование с песком.
22. «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Теория: рассказ о маленькой елочке
Практика: рисовать елки разные по высоте (ребром ладони, одним пальцем)
23. «Снеговик»
Теория: рассказ о снеговике, беседа о формах из которых состоит снеговик
Практика: рисования песком (пальцами, всей ладонью). Закрепить навык рисования
кругов разного диаметра.
24. «Сугробы»
Теория: беседа о формах сугробов, из чего стоят, кто их может сделать
Практика: строение сугробов волнистыми линиями разной амплитуды (большие,
маленькие сугробы).
25. «Зажжем огни на ёлочке»
Теория: беседа о елочке
Практика: оставлять отпечатки подушечкой пальца по поверхности нарисованной ёлки.
26. «Зимний вид из окна»
Теория: беседа о том что мы видим из окна, описание природных явлений
Практика: передавать в рисунке предметы, которые видно из окна.
27. «Зимний лес»
Теория: беседа «зимний лес», презентация
Практика: рисовать деревья разными способами.
21

28. «Зимние узоры»
Теория: Беседа о морозных узорах, что их создает, как они появляются
Практика: передать в рисунке замысловатые узоры, завитки, плавные линии.
29. «Снегурочка»
Теория: беседа о сказочном персонаже
Практика: рисование Снегурочки, передавая строение и форму частей.
30. «Новогодняя игрушка»
Теория: беседа о елочных игрушках, о их свойствах
Практика: Упражняться в изображении елочных украшений с помощью рисования
пальчиками.
31. «Дед Мороз»
Теория: беседа о сказочном персонаже
Практика: рисование дедушки Мороза, передавая строение и форму частей.
32. «Новогодние подарки»
Теория: беседа о новогодних подарках
Практика: рисование коробки разного размера и дорисовывать недостающие детали.
33. «Море»
Теория: беседа о море
Практика: рисовать способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из
кулачка, пальцев.
34. «Медуза»
Теория: беседа о морских животных, презентация
Практика: рисовать морских животных, разными способами (пальцами, насыпанием из
кулачка).
35. «Морской еж»
Теория: беседа о морском животном
Практика: рисовать морских животных, разными способами (пальцами, насыпанием из
кулачка).
36. «Осьминог»
Теория: беседа о морском животном
Практика:
рисовать морских
насыпанием из кулачка).
37. «Кит»
Теория: беседа о морском животном
Практика:
рисовать морских
насыпанием из кулачка).

животных,

разными

способами

(пальцами,

животных,

разными

способами

(пальцами,

38. «Рыбка»
Теория: беседа о морском животном
Практика: рисовать морских животных, разными способами (пальцами, насыпанием из
кулачка).
22

39. «Морская звезда»
Теория: беседа о морском животном
Практика: рисовать морских животных, разными способами (пальцами, насыпанием из
кулачка).
40. «Морской мир»
Теория: беседа о пройденном материале, презентация «морской мир»
Практика: самостоятельное рисование морского мира
41. «Грузовик Снеговика-почтовика»
Теория: рассказ о снеговике-почтовике
Практика: дорисовать недостающие детали (колеса, дверь, окно и т.д.)
42. «Самолет»
Теория: беседа о военной технике, презентация
Практика: рисование военной техники.
43. «Ракета»
Теория: беседа о военной технике, презентация
Практика: рисование военной техники.
44. «Танк»
Теория: беседа о военной технике, презентация
Практика: рисование военной техники.
45. «Кораблик в море»
Теория: беседа о военной технике, презентация
Практика: рисование военной техники.
46. «Галстук»
Теория: презентация о галстуках, беседа о таком виде одежды для мужчин
Практика: украшение песочного галстука для папы
47. «Кружка»
Теория: беседа о чайной посуде
Практика: рисование чашек, украшение
48. «Рубашка»
Теория: презентация о рубахах, беседа о таком виде одежды для мужчин
Практика: украшение песочной рубахи для папы
49. «Скворечник»
Теория: беседа о скворечниках, презентация
Практика: рисовать домик для птиц, передавая строение (стены, крыша, литок,
жёрдочка).
50. «Цветы для мамы»
Теория: беседа о приятных сюрпризах
23

Практика: рисовать цветы, передавая строение (стебель, лепестки, серединка, листок),
называть части правильно.
51. «Здравствуй, весна!»
Теория: Продолжать знакомить с временами года
Практика: Упражнять в рисовании картины о весне обеими руками одновременно.
52. «Мартовский кот»
Теория: Беседа о котах. Перечисление сказок, мультфильмов, песен, где встречается –
кошка.
Практика: рисовать кота поэтапно, используя разные изобразительные техники
рисования песком на стекле.
53. «Цветы-ладошки»
Теория: рассказать детям как можно с помощью изображения ладошки можно рисовать
разные цветы дорисовывая их различными деталями с помощью пальцев.
Практика: рисовать разные цветы дорисовывая их различными деталями с помощью
пальцев.
54. «Сказочный букет»
Теория: рассказать детям как можно с помощью изображения ладошки можно рисовать
разные цветы дорисовывая их различными деталями с помощью пальцев.
Практика: рисовать разные цветы дорисовывая их различными деталями с помощью
пальцев.
55. «Волшебные цветы»
Теория: рассказать детям как можно с помощью изображения ладошки можно рисовать
разные цветы дорисовывая их различными деталями с помощью пальцев.
Практика: рисовать разные цветы дорисовывая их различными деталями с помощью
пальцев
56. «Цветы на полянке»
Теория: рассказать детям как можно с помощью изображения ладошки можно рисовать
разные цветы дорисовывая их различными деталями с помощью пальцев.
Практика: рисовать разные цветы дорисовывая их различными деталями с помощью
пальцев
57. «Укрась платье»
Теория: беседа о женской одежде
Практика: рисование и украшение песочного платья для куклы.
58. «Платочек»
Теория: беседа о геометрических фигурах, как часто они встречаются в узорах
Практика: рисовать круги, квадраты прерывистыми и сплошными линиями. Украшать
предметы, добавляя декоративные элементы.
59. «В далеком космосе»
Теория: беседа о космосе, видео-презентация
Практика: изображение космических объектов.
60. «Звездный небосклон»
24

Теория: беседа о космосе, видео-презентация
Практика: изображение космических объектов.
61. «Летающая комета»
Теория: беседа о космосе, видео-презентация
Практика: изображение космических объектов.
62. «Звездопад»
Теория: беседа о космосе, видео-презентация
Практика: изображение космических объектов.
63.

«Танец планет»
Теория: беседа о космосе, видео-презентация
Практика: изображение космических объектов.

64. «Космос глазами детей»
Теория: обсуждение каким видят дети космос
Практика: самостоятельное изображение на световом столе космоса.
65. «Звездное небо»
Теория: обсуждение звездного неба, какое оно, что рябея видят когда небо темнеет, что
такое звезда.
Практика: рисовать звёздочки пальцами по всей поверхности стекла.
66. «Ваза для цветов»
Теория: беседа о цветах, ваза- как декоративный элемент интерьера и ее использование
Практика: рисовать ладошкой, пальцами и учиться дополнять декоративными
элементами.
67. «День победы!»
Теория: беседа о великом празднике, фото-видео презентация
Практика: рисовать цветы ребром ладони указательным пальцем; праздничный салют.
68. «Салют»
Теория: беседа о салюте, в какие периоды люди используют салют
Практика: рисовать праздничный салют, передавая своё настроение.
69. «Мы рисуем что хотим»
Теория: беседа о желаниях людей, творчество как уединение
Практика: свободная тема для рисования
70. «Черепаха»
Теория: беседа о черепахах
Практика: рисовать черепаху разными способами.
71. «Божьи коровки на лужайке»
Теория: беседа о божьих коровках
Практика: передавать строение божьей коровки на песке разными способами, дополнять
изображение деталями (лапки, усики, точки, травка).
72. «Птицы»
25

Теория: беседа о птицах,
Практика: рисование на песке двумя руками одновременно.
73. «Жираф»
Теория: беседа о животном, где обитает, чем питается
Практика: рисовать образ животного, рисование пальцем, ладошкой.
74. «Волк»
Теория: беседа о животном, где обитает, чем питается
Практика: рисовать образ животного, рисование пальцем, ладошкой.
75. «Лев»
Теория: беседа о животном, где обитает, чем питается
Практика: рисовать образ животного, рисование пальцем, ладошкой.
76. «Енот»
Теория: беседа о животном, где обитает, чем питается
Практика: рисовать образ животного, рисование пальцем, ладошкой.
77. «Зебра»
Теория: беседа о животном, где обитает, чем питается
Практика: рисовать образ животного, рисование пальцем, ладошкой.
78. «Ёжик»
Теория: беседа о животном, где обитает, чем питается
Практика: рисовать образ животного, рисование пальцем, ладошкой.
79. «Ковер самолет»
Теория: беседа о сказочном ковре, какие элементы могут быть изображены
Практика: рисование ковра на песке, декорируя песком и камушками.
80. «Закат»
Теория: беседа о временах суток, презентация заказа
Практика: рисовать закат, используя различные приёмы и техники рисования песком.
81. «Сновидения»
Теория: беседа о сне, какие бывают сны
Практика: свободном экспериментировании с песком, рисование сна.
82. «Бабочки и стрекозы»
Теория: беседа о насекомых
Практика: рисовать образ насекомого, рисование пальцем, ладошкой.
83. «Моя семья»
Теория: беседа на тему «Семья»
Практика: рисунок «моя семья»
84. «Ночной город»
Теория: беседа о формах, величинах
Практика: рисовать дома разные по величине и форме.
85. «Веселый клоун»
26

Теория: презентация «клоуны»
Практика: рисовать клоуна разными техниками.
86. «Дорисовки»
Теория: рассказ о там как можно с помощью отпечаток рук дорисовывать предметы.
Практика: делать отпечатки рук и дорисовывать по воображению предметы на песке.
87. «Вот и вышел человечек»
Теория: беседа о строении тела человека
Практика: рисовать контурные изображения человека.
88. «День и ночь»
Теория: беседа о временах суток
Практика: рисовать ночь - тёмными цветами, день - светлыми, тёплыми оттенками песка.
5.4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Неделя

1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя

2
неделя
3
неделя
4
неделя

1
занятие Отметка
о 2 занятие
(содержание)
выполнении
(дата,
подпись)
«Еловый лес»
«Филин и сова»
«Листопад»

«грибной
дождь»
«поймай меня»

«Деревце»
«А дорожка
вьется,
вьется…»
«Машина едет
по дороге»
«Соберем бусы»

«мы капусту
солим, солим..»
«Пальчики
шагают»
«Чья дорожка
длиннее»
«Шапочка»

«Домик в лесу»
«Варежки»

«Волшебные
превращения
ладошки»
«Деревья и
кусты»

«Солнышко,
куда ты
прячешься?»
«Теремок»

«Снежинки»

«Маленькой
ёлочке холодно
зимой»
«Сугробы»

«Снеговик»
«Зажжем огни
на ёлочке»
27

Отметка
о
выполнении
(дата,
подпись)

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1

«Зимний вид из
окна»
«Зимние узоры»

«Зимний лес»
«Снегурочка»

«Новогодняя
игрушка»
«Новогодние
подарки»
«Море»

«Дед Мороз»
«Снежинки»
«Медуза»

«Морской еж»

«Осьминог»

«Кит»

«Рыбка»

«Морская
звезда»
«Грузовик
Снеговикапочтовика»
«Ракета»

«Морской мир»

«Кораблик в
море»
«Кружка»

«Галстук»

«Самолет»
«Танк»

«Рубашка»

«Скворечник»

«Цветы для
мамы»
«Мартовский
кот»
«Сказочный
букет»
«Цветы на
поляне»
«Платочек»

«Здравствуй,
весна!»
«Цветыладошки»
«Волшебные
цветы»
«Укрась платье»
«В далеком
космосе»
«Летающая
комета»
«Танец планет»

«Звездный
небосклон»
«Звездопад»
«Космос
глазами детей»
«Ваза для
цветов»
«Салют»

«Звездное небо»
«День победы!»
«Мы рисуем что
хотим»
«Божьи коровки
на лужайке»
«Жираф»

«Черепаха»
«Птицы»
«Волк»
28

Июнь

неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя

Июль

«Лев»

«Енот»

«Зебра»

«Ежик»

«Ковер
самолет»
«Сновидения»

«Закат»
«Бабочки и
стрекозы»
«Веселый
клоун»
«Вот и вышел
человечек»
диагностика

«Моя семья»
«Дорисовки»
«День и ночь»

5.5. СПИСОК ВОСПИТАННИКОВ НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п

Ф.И.О. ребенка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

5.6. ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ВОСПИАТННИКОВ НА 2023 – 2024
УЧЕБНЫЙ ГОД
(см. приложение 1)
№
пп

Ф.И. ребенка

Месяц
сентябрь

/

Даты
октябрь

1.
2.
3.
4.

29

ноябрь

декабрь

5.7. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Название
Гр Понедельник Вторник Среда
дополнительной
уппа
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
Вторая
15.40. –
«Песочная сказка»
младшая
16.10.
№1
Вторая
младшая
№2

16.20.
16.50.

–

Четверг Пятница

15.40. –
16.10.
16.20. –
16.50.

5.8. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.8.1. УСЛОВИЯ НАБОРА И ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП
Дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Песочная
сказка» осваивают воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года). Группа
формируется из воспитанников, посещающих вторую младшую группу № 1 и вторую
младшую группу № 2. Занятия проводятся в отдельном кабинете – изостудии, которая
оборудована столами, стульями, мультимедийным оборудованием. Работа кружка
проводится во второй половине дня, в группе до 10 человек, два раза в неделю по 30
минут.
5.8.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая
литература

-Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.
-Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и
психологии, 1998.
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

Дидактические
средства для
учащихся
Экранно-звуковые
пособия

Иллюстрации, соответствующие содержанию тематике.

Интернет-ресурсы

-Видеофильмы, соответствующие содержанию тематике (по
возможности).
-Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию тематике (по
возможности).
-Мультимедийные
(цифровые)
образовательные
ресурсы,
соответствующие содержанию тематике (по возможности).
-Музыкальное сопровождение (релакс).
1. http://www.sandpictures.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com

30

5.8.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование помещения,
площадь

Средства обучения

Изостудия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Столы для рисования
Песок кварцевый
Антистатик
Салфетки влажные
Иллюстрации
Мультимедийная установка
Музыкальное сопровождение
Литературные произведения

Количество
10
5
1
1
ПО ТЕМЕ
1
1
ПО ТЕМЕ

6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В программе «Песочная сказка» разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний,
умений и навыков.
Высокий уровень – ребенок проявляет интерес к рисованию песком, с
удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности техник рисования песком.
Аргументирует выбор той или иной техники и правильно называет ее. Соблюдает
пропорциональность в изображении разных предметов; располагает изображение по
всему листу, световому планшету; цветовое решение соответствует полному раскрытию
замысла и характеристики изображаемого. При восприятии рисунка может дать
эстетическую оценку. Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого.
Средний уровень - ребенок проявляет интерес к рисованию песком, с
удовольствием вступает в данный вид деятельности. Не всегда правильно выделяет
характерные особенности той или иной техники рисования песком. Соблюдает
пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение соответствует
полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает
изображение по всему листу, световому планшету; при восприятии рисунка может дать
незначительную оценку деятельности. Выполняет задание самостоятельно, иногда просит
помощи у взрослого.
Низкий уровень - ребенок проявляет слабый интерес к рисованию песком, неохотно
вступает в данный вид деятельности. Ребенок путает и не всегда правильно выделяет
характерные особенности той или иной техники рисования песком. Затрудняется
аргументировать свой выбор техники. Не всегда соблюдает пропорциональность в
изображении разных предметов; цветовое решение не соответствует полному раскрытию
замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по всему
листу и световому планшету; при восприятии рисунка затрудняется дать эстетическую
оценку. Задания выполняет с помощью у взрослого.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и в конце
учебного года (август). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицуматрицу.
№
ФИ
Освоение
Уровень
Проявления
Уровень развития
п/п
ребенка
техникой
развития психо- творческих
эмоциональной
песочного
моторного
способностей
сферы
и
рисования
развития ребенка (мотивация
на познавательной
ребенком
(координации,
изобразительную
активности
31

(владение
техниками
рисования
песком)

внимания,
усидчивости
речевой
деятельности,
образной
памяти).

деятельность,
воображение,
оригинальность).

ребенка (умение
видеть красоту в
окружающем мире
и передавать ее,
используя
песочную
технику)

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий
уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы,
выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения
ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итогом детской деятельности могут быть фотовыставки, видеоотчёты, для
родителей проводятся мастер классы с участием детей.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей,
индивидуальными способностями, зависит от степени подготовленности детей.
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
РАБОТЫ
Форма занятий по количеству детей подгрупповая; по особенностям
коммуникативного взаимодействия педагога и детей – дидактические игры – вводные
занятия, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Занятия состоят из практической и теоретической частей, причем большее
количество времени занимает практическая часть.
Основные виды и формы совместной деятельности: сюрпризные и театрализованные
моменты, побуждающие детей к действию; индивидуальные объяснения и соавторство;
фото и видео выставки текущих работ.
Данный курс рассчитан на 1 год, в месяце 8 раз, в неделю 2 раз по 30 минут.
Каждая совместная деятельность строится по определенной структуре.
Деятельность
Время
Мотивация, сюрпризный момент
3
Гимнастика для мелкой моторики рук
3
Обучение технике рисования
5
Физическая минутка
2
Выполнение
15
Любование
2
Всего
30
Этапы и техники рисования на песке
1 этап. Знакомство с песком
Задачи данного этапа: тактильное знакомство с песком, введение правил работы в
песочнице.
Упражнение «Здравствуй песок!»:
«поглаживание» песка:
32

дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем
всеми пальцами одновременно;
дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;
«посыпание»: легко, а затем с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно
высыпаем струйкой в песочницу;
«перетирание»: перетираем песок между пальчиками, ладонями
2 этап. Знакомство с техниками рисования на песке
Задачи: знакомство с элементарными техниками рисования на песке; решение
поставленных
конкретных
задач
(обучающих,
коррекционно-развивающих,
диагностических)
2.1. Техники, используемые для подготовки песочницы к работе:
«песочная волна» - ребром ладони песок рассыпается по песочнице
«засыпание песочницы» - внутренней стороной ладоней обеих рук засыпаем и
разравниваем песок
«тучки и дождик» - набираем песок в кулачки (тучка), затем «просеиваем» по
поверхности песочницы (пошел дождик)
«щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы.
«ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с
поверхности песочницы.
2.2. «Точечное» рисование:

«следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка,
затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке
 «снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект

«вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук активизирует

«дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом
второй руки, затем всеми пальцами одновременно
2.3. Рисование линиями:
«ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми
пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные
«царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй
руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и
различной толщины
«трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу
вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками
«забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя
пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии
«волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами
одновременно рисуем волнистые линии (при быстром темпе – активизация, при
медленном – успокоение, расслабление)
«причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают»
поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом
«зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности
песка
2.4. Техника «следы»:

«ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя
руками с силой надавливаем на песок

«пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя
руками с силой надавливаем на песок
2.5. Техника «круги»:
33

 «окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность
на поверхности песка
 «спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся
окружности с увеличением или уменьшением амплитуды
 «озеро» - круговыми движениями руки, сжатой в кулак прорисовываем повторяющиеся
окружности, как бы, расчищая поверхность от песка
 «солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту (чем выше,
тем больше «солнце»), начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность
песочницы.
3 этап. Песочные истории и сказки
3.1. Прорисовывание пальчиковых гимнастик
3.2. Прорисовка стихов и сказок
3.3. Сочинение собственных историй в соответствии с тематическим планированием
3.4. Песочные путешествия – «виртуальный туризм».
8. АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙИНВАЛИДОВ ПРИ НАЛИЧИИ










Адаптация программ для детей с ограниченными возможностями здоровья требует
часто больше времени для освоения учебного материала.
Планирование работы выбирается исходя из коррекционных задач, которые необходимо
решить на том или ином этапе работы с детьми.
Обязательным условием работы является наличие игровых пауз для
предотвращения утомляемости воспитанников и снижения работоспособности.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов работа по Программе будет организована с учетом
следующих принципов:
учёт возрастных особенностей развития ребёнка;
учёт уровня сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности;
учёт индивидуальных особенностей, возможностей, склонностей и предпочтений ребёнка;
создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребёнка;
создание условий, удовлетворяющих личностным и познавательным потребностям
ребёнка и способствующих формированию у него адекватных ориентировочных реакций;
восполнение имеющихся пробелов и сглаживание негативных проявлений
отклоняющегося или нарушенного развития;
использование вариативных методов, способов и приёмов обучения в динамичной среде;
исследовательская позиция взрослого в процессе взаимодействия с ребёнком и
организации его функционирования.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший
воспитатель» №5/ 2012г.
2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников (подготовительная к школе группа). - М.: ВАКО, 2005г.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия
– СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
6. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012.
34

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. —
М.: Речь, 2003г.
8. Зейцева Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М.: ИНТ,
2010г.
9. Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические
рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2007г.
10. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013. № 26).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155/ Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013. № 30384).
12. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
подготовительная группа: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных
учреждений. - М. гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2003г.
13.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- http://www.sandpictures.ru
- http://www.u-sovenka.ru
- http://www.vita-studia.com
10. СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПРОГРАММЫ
ФИО составителя: Емелина Татьяна Викторовна.
Место работы, должность: Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 34, старший
воспитатель.
Образование: высшее, «Уральский государственный педагогический университет»,
2016г., Магистр по направлению подготовки: «Педагогическое образование».
Квалификационная категория: первая.
Телефон, электронная почта: 89630335058, em.tatyana2016@yandex.ru
11. АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
художественной направленности по развитию мелкой моторики и когнитивных процессов
«Песочная сказка» в МАДОУ детский сад №34 для детей младшего дошкольного возраста
на 2023-2024 учебный год.
Адресат программы: дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом: 3-4 года. В этот
период закладывается фундамент личности, а потому и творческие способности
развиваются наиболее интенсивно. В данный дошкольный период характерна повышенная
любознательность, яркое воображение, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость.
Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые
методы творческого развития.
В этом возрасте у детей эмоции становятся более устойчивыми. Это проявляется
через мимику, жесты, пантомимику и в рисовании. У ребенка появляется интерес к линии,
ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и
развить его. Через выразительность линий можно рассказать о характере героя, его
отношении к окружающему миру. Кварцевый песок – превосходные средства выражения
своего видения красоты окружающего мира.
35

Срок освоения программы: Программа рассчитана на 2023-2024 учебный год,
занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Цель: формировать художественно-творческие способности с учётом возрастной
категории детей посредством занятий изобразительной деятельности через рисование
песком.
Отличительные особенности программы: занятия в лотке (специальный стол для
рисования) с песком коренным образом отличаются от игр в песочнице и имеют совсем
иной смысл. Дело в том, что ограниченность поверхности многим детям дает ощущение
безопасности, создает благоприятную атмосферу для их творчества. Специальный стол
для рисования для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма
воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг.
Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то
прямоугольник более динамичен. Ребенок имеет возможность выбирать любой формат
будущего рисунка (горизонтальный или вертикальный), ему легче определить центр
композиции. Кроме того, прямоугольная форма лотка лучше, чем квадратная, подходит
для создания симметричных фигур.
За столом для рисования дети могут заниматься стоя. При этом ребенок, создавая
что-либо, в буквальном смысле имеет твердую опору под ногами и может ходить вокруг
стола либо оставаться на одном месте. Дети могут подходить к столу в любой момент,
когда им этого захочется. Для стоячей работы у стола с песком, особенно на
ограниченном пространстве, необходимо хорошо развитое чувство равновесия и умение
управлять своими мышцами. Сверху детям лучше видно, что происходит в лотке с
песком. К тому же такая поза лучше выражает сконцентрированное внимание.
Вертикальное положение тела предоставляет возможность двигаться более
свободно и действовать раскованно. Стоя, дети контактируют с полом и лучше ощущают
свое тело. Это очень важное ощущение, поскольку оно позволяет научиться снимать
напряжение и расслабляться.
Обоснование уровня: стартовый (ознакомительный) уровень.

36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Журнал
учета работы дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Песочная сказка»
на 2023-2024 учебный год
Группа:
________________________________________________________________
Дни и часы занятий:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________
Изменение расписания:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________
Руководитель: ___________________________________________________
________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)

37

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
№
пп

Ф.И. ребенка

Месяц
сентябрь

/

Даты
октябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Списочный
состав
Присутствовали
Отсутствовали:
- по болезни
- домашний
режим
- по другим
причинам
Условные обозначения
«+» - присутствие
отсутствие по другим причинам:
«б» - болезнь
«о» - отпуск
«-» без уважительной причины

38

ноябрь

декабрь

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Описание техник рисования песком
Техника закидывания.
Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности.
Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем
верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю
стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется
по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С
помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.
Техника засыпания
Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет
создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в
кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень
сильно таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие
движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную
поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет
зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники
получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания
Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были
обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности,
начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из
отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем
ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный
вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или
получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка
остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование
карандашом.
Техника вытирания
Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке.
Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка.
Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в
нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую
поверхность большого пальца.
Техника процарапывания
Итог процарапывания создание светлого контура, схожего со следом карандаша
или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь
Техника отпечатка
Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от
нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев,
ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти,
картонку.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».