Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

DOP_Raznotsvetnoe_detstvo__Rusakova_N.V._ART_terapiia_2023-2024g.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей № 34

.
Принято:
Советом педагогов
МАДОУ детский сад № 34
Протокол № 2 от 31.08.2023 года
С учетом мнения родителей воспитанников

Утверждено:
Приказом № 492-д от 01.09.2023 г.
Заведующий МАДОУ детский сад №34
___________Н.Н. Кокорина

«РАЗНОЦВЕТНОЕ ДЕТСТВО»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(НОРМАТИВНЫЙ СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД)
ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3 - 8 ЛЕТ)
(1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ)
В МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 34 ОСП 4
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

РУСАКОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАДОУ ДЕТСКОГО САДА № 34

г. Ревда
2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи дополнительной программы
Краткое содержание программы
Планируемый результат
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-тематический план на 2023-2024 учебный год
Содержание учебного плана
Календарно-тематическое планирование
Список воспитанников
Табель посещаемости, реализуемой программы
Расписание занятий на 2023-2024 учебный год
Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение, реализуемых дополнительных программ
(УМК)
Материально-техническое обеспечение
Информационное обеспечение
Формы аттестации
Методическое обеспечение. Краткое описание методик работы
Оценочные материалы
Адаптация содержания программы для детей с ОВЗ и детей инвалидов
Список литературы
Сведения о разработке программы
Аннотация программы
Приложения

2

3
5
6
6
6
7
9
23
25
26
26
26
26
26
27
27
27
27
28
30
31
32
34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Арт-терапия «Разноцветное детство»: дополнительная общеразвивающая программа
по социально-педагогической направленности (нормативный срок освоения 1 год) по
развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (4-8 лет) (далее – Программа)
разработана в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (далее – ФЗ № 237,
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-н,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом министерством
просвещения РФ от 09.11.2018 года,
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН),
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки РФ
от 18.11.2015 года,
Распоряжением правительства Свердловской области от 26.06.2019 года № 70-Д об
утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования в Свердловской области»,
Методическими
рекомендациями
по
сертификации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в информационной системе
персонифицированного дополнительного образования свердловской области. Выпущены
ГАНОУ СО «Дворец молодежи», региональным модельным центром, 2019 год,
Уставом МАДОУ детский сад № 34.
Направленность программы
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка
через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый
продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Новизна, актуальность
Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных
комплексов, среди дошкольников. Они являются причиной возникновения неврозов и
различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами используются самые
разнообразные методы
арт-терапии (изотерапия, музыкотерапия, пескотерапия,
сказкотерапия, игратерапия) Содержание программы ориентировано на эмоциональное
благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной
программы заключается в использовании художественного творчества как способа
психологической работы с детьми.
«Изотерапия» Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять
самого себя, выразить свободно свои мысли чувства, освободиться от конфликтов и сильных
переживаний, развить эмпатию, быть самим собой свободно выражать мечты и надежды. Это
не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее
моделирование, выражение отношения к ней. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам,
желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно
соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким
3

образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей
действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода
эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется
для снятия психического напряжения, стрессовых, неврозов, страхов.
«Пескотерапия»
Песочная терапия развивает тактильно – кинетическую
чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряженность, помогает
ребенку чувствовать себя защищенным; развивает активность, расширяет жизненный опыт,
передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации);
стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; позволяет ребенку
соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения
проблемной ситуации; развивает творческие (креативные) действия, совершенствует
зрительно – пространственную ориентировку, речевые возможности; способствует
расширению словарного запаса.
«Сказкотерапия». Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок,
открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные
сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Например, педагог
предлагает воспитанникам обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно,
или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку.
«Музыкотерапия». Использование музыки может быть активным и пассивным. При
активной музыкотерапии воспитанники получает возможность поиграть на музыкальных
инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки
достигается необходимый результат. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние
конфликты и достичь внутренней гармонии.
«Игротерапия». Игротерапия – идеальное средство от детских неврозов. Невроз
возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на ребенка отрицательное,
травмирующее воздействие (ситуация в семье, поступление в детский сад, не сложившиеся
отношения со сверстниками и взрослыми. С помощью игры он учится самовыражению,
умению принимать решения и действовать спонтанно. Постепенно ребенок становится
уверенней в себе, перестает сомневаться, бояться. Игротерапия помогает разрешить
внутренний конфликт ребенка с неврозом, способствует изменению чувств и установок в
сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.
Актуальность. На сегодняшний день актуальность проблемы развития эмоциональной
сферы дошкольников выходит на первый план. Почти все основные свойства и личностные
качества человека закладываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с
накоплением жизненного опыта и не могут появится раньше того времени, когда человек
достигнет определенного возраста. С психологической точки зрения становление базовых
свойств личности в дошкольном возрасте необычайно важно, так как приобретение ребенком
навыков в этом возрасте способствует развитию самооценки, эмоциональной сферы,
нравственных ценностей, а также социально-психологических особенностей в системе
отношений с окружающими людьми. Метод арт-терапии, на мой взгляд, самый продуктивный
и незаменимый способ психологической работы с детьми дошкольного возраста. При
использовании метода арт-терапии, ребенок получает возможность не только уменьшить
излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и
обрести уверенность в себе и стать успешным, испытать связанные с ним положительные
переживания и образцы поведения.
Педагогическая целесообразность

4

Каждый ребенок — это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем
ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство
и неповторимость каждого из них.
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою
уникальность не сформирована еще у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают
застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это
состояние возникает от внутренних переживаний ребенка.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что разработана
с учетом интересов воспитанников, и предусматривает работу развитию личности и
эмоционально- волевой сферы детей дошкольного возраста с использованием методов и
приемов Арт-терапии. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на
том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя
от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. У детей в процессе занятий по программе
«Разноцветное детство» формируется интерес к своей деятельности на данный момент,
появляется мотив достичь и увидеть результат этой деятельности, получить позитивное
подкрепление и поддержку от сверстников и взрослых, что способствует развитию как
личностных, так и психических процессов.
Срок реализации дополнительной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 4-8 лет
Учебно-тематический план кружковой работы составлен для детей второй младшей,
средней и старшего дошкольного возраста. В нём распределены 76 мероприятий непрерывной
образовательной деятельности, которые проводятся с 01октября 2023 г. по 31 августа 2024 года
два раза в неделю, продолжительностью 30
Курс обучения по данной Программе рассчитан на 1год.
Основной целью Программы является различные занятия искусством. Они помогают
не только раскрыть творческий потенциал детей, но и сформировать у них правильное
мировоззрение. Арт-терапия направлена на развитие внимания, воображения, речи, памяти,
логики и мышления. С помощью сказок, рисования, танцев или музыки можно помочь ребенку
в самовыражении: гиперактивным переключиться на более спокойный вид занятий, а
нерешительным и робким - избавиться от страха. Таким образом, регулярные творческие
занятия способны избавить ребенка от психического напряжения и стресса, научить быть
сосредоточенным и внимательным, а также сформировать навыки взаимодействия малыша
между собой и со взрослыми.
Развитие творческих способностей у воспитанников через арт-терапию
Задачи Программы
 Снятие эмоционального напряжения;
 Коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
 Коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
 Развитие чувства собственной значимости;
 Формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение
договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить
свои достоинства);
 Поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач,
сдерживания негативных реакций и др.);
 Развитие умения контролировать свои действия;
 Развитие воображения.
5

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка
через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый
продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
 Позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная
картина мира и образ «Я», осознание внутренних ресурсов;
 Развитие моторных способностей детей, через овладение ручными
многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические
функции;
 Снижение эмоциональной тревожности;
 Повышение самооценки;
 Развитие коммуникативных навыков;
 Развитие самосознания;
 Улучшение детско-родительских отношений;
 Закрепление положительных поведенческих реакций.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Форма занятий - групповая (8-12 воспитанников). Занятия проводятся два раза в неделю по 30
минут. С 01 октября 2023 г. по 31 августа 2024 г.
Возраст детей

Год обучения

4-8 лет

Первый

Длительность
занятия
30 минут

6

Количество
неделю
2

в Количество
год
88

в

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п

Тема

Кол-во
занятий

В том числе
Теория
Практика

1.
2.
3.

Диагностика 1 (знакомство)
Знакомство с песком (песок)
Волшебные превращения
ладошки. (песок)

1
2
3

5
10
15

25
50
75

Продолжи
тельность
минуты
30
30
30

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Сказка о Вороненке
Сказка про ежика Витю
Сказка Роза и ромашка
Сказка про Енота
Сказка Смелый Гномик
Сказка Маленький Медвежонок
Сказка Маленький Медвежонок

1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2

5
5
5
5
5
5
5
5
10
10
10

25
25
25
25
25
25
25
25
50
50
50

30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30

2

10

50

30

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10

50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50

30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30

2

10

50

30

2
2
1
1
1
1
1
1

10
10
5
5
5
5
5
5

50
50
25
25
25
25
25
25

30
30
30
30
30
30
30
30

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Осенние листочки (лепка)
Помидор Сашка
Сказка Серое ухо
Сказка о Зайчике, который
обиделся на маму
Сказка о песике по имени
Тобик
Волшебство линий
Игра красок
Фантастические образы
Коллективное творчество
Встреча художников
Сказочный мир
Цветочное настроение
Мелодия цвета
Веселые картинки
Чудесные превращения
Во дворе у Мудреца
Приключение в волшебном
лесу
Приглашение на день
рождения
Мы любим цирк!
В некотором царстве…
На детской площадке
На острове старого пирата
Где на свете место силы?
Готовимся к празднику
У нас сегодня праздник!
Давайте познакомимся

7

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

Чувства, какие они?
Чувства, какие они?
(продолжение)
Отправляемся в путешествие
Внимание! Внимание!
Кошки и мышки
Путешествие в зимний лес
Как хорошо, что я есть!
Вместе весело играть!
Дружба начинается с улыбки
В гостях у сказки
День смеха
Здравствуй, Весна
Прогулка по городу
Песочная лаборатория
Чудеса на песке
Берег Больших черепах
Вслед за радугой
Диагностика 2

1
1

5
5

25
25

30
30

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5

25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25

30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 занятие
Диагностика 1 (знакомство)
2,3 занятие
Тема: Знакомство с песком (песок)
Цель: развивать сплоченность детей. Знакомство детей с песком, его свойствами. Развивать навыки
общения детей.
Упр. «Здравствуй, песок»
игра «Интервью»
игра «Исследователь»
релаксационное упражнение- импровизация «Путь в пустыне».
4,5,6 занятие
Тема: Волшебные превращения ладошки. (песок)
Цель: развивать доброжелательность детей. Учить детей снимать напряженность, учить детей
общаться.
Упр. «Чуткие ладошки»
Упр. «Песочный ветер»
игра «Дракон кусает свой хвост» Учить детей управлять вдохом и выдохом.
7 занятие
Тема: Сказка о Вороненке
Цель: обучать навыками взаимодействия, сотрудничество; создавать положительные эмоциональное
настроение, позитивно настраивать детей на совместную работу в группе. Упр. «Клубочек»
«Сказка о Вороненке»
Упр. «Терпение»
Упр. «Гадкий вороненок»
Упр. «За что меня любит мама»
Упр. «Преображение»
Упр. «Плач»
Упр. «Стань маленьким»
Упр. «Прыжок»
Упр. «Полет»
Коммутативное упражнение «Я – дрозд, ты - дрозд»
Упр. «Полет в парах»
Упр. «Счастливый танец».
8 занятие
Тема: Сказка про ежика Витю
Цель: активизировать детей, позитивно настроить на совместную работу в группе; снять телесные
зажимы. Упр. «Ласковый дождик»
Упр. «Дорожки»
«Сказка про ежика Витю»
Упр. «Колючий ежик»
Упр. «Зайцы, медведи, лисы, соловьи»
Упр. «Печаль»
9

Упр. «Закончи фразу»
Упр. «Кто больше соберет»
Упр. «Страх чужого»
Упр. «Боль»
Упр. «Настоящий друг»
Упр. «Марш».
9 занятие
Тема: Сказка «Роза и ромашка»
Цель: привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную
работу и контакт друг с другом, развивать ассоциативное мышление.
Упр.-прив. «Имя - цветок»
Упр. «Цветочный паровозик»
Сказка «Роза и ромашка»
Упр. «Аромат розы»
Упр. «Цветок»
Упр. «Цветы»
Упр. «Цветочный дождь»
Упр. «Бабочка»
Упр. «Мытылек-вителек»
Упр. «Прекрасный цветник».
10 занятие
Тема: «Сказка про Енота»
Цель: способствовать снятию напряжения, созданию в игровой ситуации настроя на работу.
Упр. «Солнце, Дождь и Ветер»
Сказка про Енота
Упр. «Енотишки»
Упр. «Изобрази чувство»
Упр. «Подготовка к зиме»
Упр. «Жалость»
Упр. «Выуди пробки»
Упр. «Холод и страх»
Упр. «Угощение»
Упр. «Поделись с другом».
11 занятие
Тема: Сказка «Смелый Гномик»
Цель: создавать доверительную обстановку, позволять детям проявлять свои чувства, получить
удовольствие от общения.
Упр. «Приветствие по сигналу»
Сказка «Смелый Гномик»
Упр. «Гномик»
Упр. «Сильный ветер»
Упр. «Плач»
Упр. «Незнакомое место, или ой, боюсь»
Упр. «Беседа с детьми о старости»
Упр. «Целебный отвар»
10

Упр. «Клубочек»
Упр. «Ласковая цепочка».
12,13 занятие
Тема: Сказка «Маленький Медвежонок» Создавать положительное эмоциональное настроение,
Цель: активизировать познавательные и эмоциональные стороны ребенка. Упр. «Мигалка»
Сказка «Маленький медвежонок»
Упр. «Волшебный лес»
Упр. «Изобрази чувство»
Упр. «Волчьи игры»
Упр. «Печаль Медвежонка»
Упр. «Лимон»
Упр. «Совместные игры»
Упр. «Медвежонок».
14 занятие
Тема: Осенние листочки (лепка)
Цель: научить детей лепить шарики, валики, лепёшечки. Развивать внимание и наблюдательность.
Воспитывать интерес к окружающим предметам, к изменениям в окружающей природе со сменой
времени года. Развивать мелкую моторику и координацию.
Наблюдения над первыми осенними изменениями.
Правил работы с пластилином.
Самостоятельная работа.
Выставка и анализ работ учащихся.
Физкульт. минутка.
Упражнения для мышц рук. «Моя семья».
15,16 занятие
Тема: Сказка «Помидор Сашка»
Цель: позитивно настроить детей на совместную работу в группе; продолжать обучать детей
навыками взаимодействия, сотрудничества. Учить проигрывать типичные ситуации, развивать
эмпатию. Упр. «Улыбка»
Упр. «Мне грустно, когда…»
Сказка «Помидор Сашка»
Упр. «Заводные игрушки»
Упр. «Карлсон и малыш»
Упр. «Одиночество»
Упр. «Печаль»
Упр. «Приятный сон»
Упр. «Улыбка»
Упр. «Подарок»
Упр. «Поймай хвост дракона».
17,18 занятие
Тема: Сказка серое ухо
Цель: развивать воображение и фантазию детей, формировать координацию движений. Развивать
тактильное ощущения, образное мышление.
Упр. «Приветствие разными частями тела»
11

Сказка «Серое ухо»
Упр. «Гимнастика для глаз»
Упр. «Сбор ягод»
Упр. «Все вместе»
Игра «Филин и зайцы»
Упр. «Ветер»
Упр. «преображение»
Упр. «Улыбка».
19,20 занятие
Тема: Сказка о Зайке, который обиделся на свою маму
Цель: создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в
группе, развивать коммутативные навыки.
Упр. «Приветствие песенкой»
«Сказка о Зайке, который обиделся на свою маму»
Упр. «Веселые зайчики»
Упр. «Жмурки»
Упр. «Бег с передышками»
Упр. «Обида»
Упр. «Прятки»
Упр. «Вздох»
Упр. «Встреча»
Упр. «Любовь».
21,22 занятие
Тема: Сказка о песике по имени Тобик
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в
группе, развивать навыки межличностного взаимодействия и коммуникации.
Упр. «Приветствие волн»
Упр. «Собачка хочет ласки»
Упр. «Колонна счастья»
Упр. «Ящик с обидками»
Упр. «Давай поругаемся!»
Упр. «Сходство и различие»
Упр. «Выражение отчаяния»
Упр. «Разозлись с другом»
Упр. «Поделись с другом».
23,24 занятие
Тема: Волшебство линий
Цель: создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в
группе. Упр. привет. «Передай привет»
Упр. разминка «Волшебный цветок»
Упр. «Волшебство»
Упр. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.

12

25,26 занятие
Тема: Игра красок
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в
группе, развивать коммутативные навыки.
Упр. разминка «Смешной рисунок»
Упр. «Небо на рассвете»
Упр. «Разноцветные фонарики»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
27,28 занятие
Тема: Фантастические образы
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, настроить детей на позитивное
взаимодействие друг с другом, дать каждому участнику почувствовать себя в центре внимание.
Упр. приветствие «Аплодисменты»
Игра-разминка «Волшебный салют»
Упр. «Незаконченные фигуры»
Упр. «Создаем образ из пятен»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
29,30 занятие
Тема: Коллективное творчество
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, настроить детей на позитивное
взаимодействие друг с другом, дать каждому участнику почувствовать себя в центре внимание.
Упр. приветствие «Ласковое имя»
Игра-разминка «Морское дно»
Коллективное рисование на заданную тему – «Рисуем радость»
Рисование в парах «Молчаливые картинки»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
31,32 занятие
Тема: Встреча художников
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, настроить детей на позитивное
взаимодействие друг с другом, дать каждому участнику почувствовать себя в центе внимания.
Упр. приветствия «Улыбка-привет»
Игра-разминка «Рисуем портреты», «Волшебные кляксы», «Два художника»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
33,34 занятие
Тема: Сказочный мир
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, настроить детей на позитивное
взаимодействие друг с другом, дать каждому участнику почувствовать себя в центе внимания.
Упр. приветствие «Доброе утро»
Игра-разминка «Чудесные превращения»
Упр. «Заход солнца»
Упр. «Ваш мир в красках, формах и линиях»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
35,36 занятие
13

Тема: Цветочное настроение
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, настроить детей на позитивное
взаимодействие друг с другом, дать каждому участнику почувствовать себя в центе внимания.
Упражнение-приветствие «Я вас приветствую!»
Игра-разминка «Чудесный лес», «Настроение», «Времена года»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
37,38 занятие
Тема: Мелодия цвета
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, настроить детей на позитивное
взаимодействие друг с другом, дать каждому участнику почувствовать себя в центе внимания.
Упражнение-приветствие «Превращение во взрослых»
Упражнение-разминка «Спонтанное рисование»
Упр. «Осенний вальс»
Упр. «Точечный рисунок»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
39,40 занятие
Тема: Веселые картинки
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, настроить детей на позитивное
взаимодействие друг с другом, дать каждому участнику почувствовать себя в центе внимания.
Упражнение-приветствие «Доброе утро!»
Упражнение-разминка: «Дружные взлохмаченные человечески», «Самоцветы», «Рисунок спрятался в
ладошке»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
41,42 занятие
Тема: Чудесные превращения
Цель: создавать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в
группе, снять эмоциональное напряжение, развивать навыки межличностного взаимодействия и
коммуникации.
Упражнение-приветствие «Приветствие ребят и зверят»
Упражнение-разминка «Веселые горки», «Рисование страха», «Превращение страха»
Заключительное обсуждение. Выставка детских рисунков.
43,44 занятие
Тема: Во дворе у Мудреца
Цель: создавать атмосферу доверия, принятия и открытости.
Упражнение – знакомство «Ветер дует на того…»
Игра «Загадки от Мудреца»
Игра «Передаем «рисунок» по кругу»
Упражнение «Горячий шар»
Игра «Собрать фигуру по модели»
Упражнение «Коллективный рисунок», «В кругу доверия», Прощание.
45,46 занятие
Тема: Приключение в волшебном лесу
Цель: создавать атмосферу доверия, принятия и открытости.
14

Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Сосед справа, сосед слева»
Упражнение «Как здоровается Леший»
Игра «Расскажи сказка»
Упражнение «Необычный кросс или распугай»
Игра «Собери башню для Лешего»
Упражнение «Волшебный дождь», «В кругу доверия» Прощание.
47,48 занятие
Тема: Приглашение на день рождения
Цель: развивать зрительное восприятие, восприятие цвета и формы, способствовать формированию
умения общаться друг с другом.
Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Ладошки»
Упражнение «Удержи карандаш»
Игра «Расшифруй послание Карандашу»
Упражнение «Пропасть», «В кругу доверия»
Прощание.
49,50 занятие
Тема: Мы любим цирк!
Цель: развивать внимание, творческое воображение, умение взаимодействовать друг с другом.
Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Слон, пальма, крокодил»
Упражнение «Широкий шаг»
Игра «Отгадай загадку», «Коллективный рисунок»
Упражнение «Силачи», «В кругу доверия»
Прощание.
51,52 занятие
Тема: В некотором царстве…
Цель: способствовать повышение самооценки, формировать навыки самопрезентации.
Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Чего и тебе желаю»
Игра «Ориентируемся по карте или строим для Феи»
Упражнение «Ловкий глашатай (гонец)»
Упражнение «Тоннель»
Упражнение «Я хороший», «В кругу доверия»
Прощание.
53 занятие
Тема: На детской площадке
Цель: развивать наблюдательность, творческое воображение.
Развивать зрительную память, концентрацию внимания.
Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Раз-два-три, замри»
Упражнение «Фотопамять»
Игра «Преодоление препятствий»
15

Упражнение «Нос-пол-потолок», «В кругу доверия»
Прощание.
54 занятие
Тема: На острове старого пирата
Цель: учиться различать, называть и описывать различные эмоции.
Развивать моторные навыки, выносливость, умение взаимодействовать друг с другом.
Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Отгадай, какое настроение у пирата»
Упражнение «Эстафета или как обмануть дух старого пирата»
Упражнение «Коллективный рисунок или рисуем волшебный остров пирата»
Упражнение «Кем будет пират, когда встанет на честный путь»
Игра «Пещера или опасное путешествие за кладом», «В кругу доверия»
Прощание.
55 занятие
Тема: Где на свете место силы?
Цель: развивать восприятие, тактильные ощущения, концентрацию внимания, творческого
мышление.
Развивать выносливость, умение взаимодействовать, формировать лидерские качества.
Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Угадай-ка»
Игра «Быстрый мяч»
Упражнение «Место силы» (коллективный рисунок)
Упражнение «Расскажи о своем соседе»
Упражнение «Доверяющее падение», «В кругу доверия»
Прощание.
56 занятие
Тема: Готовимся к празднику
Цель: развивать наблюдательность, моторные навыки.
Развивать координацию и выносливость.
Развивать фантазию, творческое мышление, навыки общения.
Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Учимся быть внимательными»
Упражнение «Испытание»
Упражнение «Предмет похожий на мяч», «Мозговой штурм или готовимся к празднику», «В кругу
доверия»
Прощание.
57 занятие
Тема: У нас сегодня праздник!
Цель: развивать образное воображение, творческое мышление, умение взаимодействовать друг с
другом. Упражнение-приветствие (девиз «Вместе мы сила», занятие 1)
Упражнение-разминка «Угадай слова»
Упражнение «Да и нет не говори…»
Игра «Близнецы»
Упражнение «Прикрепи хвост ослику», «Лотерея», «Чаепитие»
16

Прощание.
58 занятие
Тема: Давайте познакомимся
Цель: способствовать снижению мышечного напряжения, формировать умение быстро переключать
внимание. Развивать доброжелательные и дружеские отношения между детьми. Снизить уровень
вербальной агрессии, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой сфере.
Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся»
Игра с именами
Игра «Замри»
Веселая игра «Колпак мой треугольный»
Упражнение-разминка «Сиамские близнецы»
Игра «Обзывалки»
Упражнение-разминка «Передай мяч»
Игра «Ласковые лапки»
Игра «Гуси-самогуды».
59 занятие
Тема: Чувства, какие они?
Цель: помочь детям, испытывающим затруднение в общении, обрести уверенность и почувствовать
себя частью коллектива.
Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся»
Игры с именами (см. занятие 1)
Игра «Дракон»
Упражнение-разминка «Толкали»
Игра «Ласковые лапки», «прогулка с компасом»
Игра «Камушек в ботинке», «Послушай свой гнев»
Упражнение «Хрустальная вода»
Заключительное упражнение (см. занятие 1).
60 занятие
Тема: Чувства, какие они? (продолжение)
Цель: помочь детям, испытывающим затруднение в общении, обрести уверенность и почувствовать
себя частью коллектива.
Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся»
Игры с именами (см. занятие 1)
Веселая игра «Колпак мой треугольный»
Упражнение-разминка «Зайки и слоники»
Игра «Камушек в ботинке»
Игра «Что лучше делать под музыку?»
Игра «Снежинка»
Упражнение-разминка «Спонтанное движение под музыку»
Игра «Танцы противоположности»
Игра «Найди сладости!».

17

61 занятие
Тема: Отправляемся в путешествие
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, создавать хорошее настроение перед занятием.
Развивать внимание, крупную моторику, ловкость.
Способствовать сближению детей.
Упражнение-разминка «Здравствуй!»
Игра «Машинка»
Игра «кругосветное путешествие»
Игра «Кто позвал?»
Упражнение-разминка «Птички и вороны» (Муз. А. Кравцович)
Этюды: «Воробей-сын», «Воробей-папа», «Хвастливый воробей», «Задиристый воробей», «Добрый
воробей», «Сердитый воробей» и т.п.
Гвалт
Упр. «Доброе животное»
Игра «Слушай инструмент»
Игра «Черепаха» (Мери Алворд, 1998).
62 занятие
Тема: Внимание! Внимание!
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Развивать доверительные отношения между детьми.
Упражнение-разминка «Здравствуй!»
Игры с именами
Игры «воздушный шарик»
Упражнение-разминка «Спонтанное движение под музыку»
Игра «Гусеница»
Упр. «В каком направлении?»
Игра «Волшебная дудочка»
Игра «Камушек в ботинке»
Игра «Тух-тиби-дах»
Игра «Апельсин (или лимон)» (Алворд, 1998).
63 занятие
Тема: Кошки и мышки
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Развивать доверительные отношения между детьми.
Упражнение-приветствие с веревочками
Игра «Фамильное рондо»
Игра «Жмурки с колокольчиком»
Упр. «Ловишки»
Упражнение «Хвастливый мышонок», «Задиристый мышонок», «Добрый кот», «Сердитый кот» и т.п.
Песня-игра «Два маленьких котенка» (пер. с анг. С. Маршака)
Игра «Злые-добрые кошки»
Игра «Попроси игрушку» (невербальный вариант) (музыкальные диалоги)
Игра «Попроси игрушку» (вербальный вариант)
«Тихий час для мышат».

18

64 занятие
Тема: Путешествие в зимний лес
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, создавать хорошее настроение перед занятием.
Развивать внимание, крупную моторику, ловкость.
Способствовать сближению детей. Упражнение-приветствие с веревочками
Игра «Фамильное рондо»
Игра «Путешествие на поезде»
Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений.
Русская народная песня «Зима»
Игра «дед мороз»
Упр. «Возьми и передай»
Упр. «Шалтай-Болтай»
Игра «Снежная баба»
Упр. «Снежная баба».
65 занятие
Тема: Как хорошо, что я есть!
Цель: развивать концентрацию внимания, способствовать созданию положительного настроения.
Упражнение-приветствие «Здравствуйте» (Музыка и слова С. Коротаевой)
Озвучивание стихотворения В.Я. Данько «Утро»
Упражнение «Солнечный зайчик»
Игра «Кричалки-шепталки-молчалки», «Менялки», «Маленькое привидение», «Волшебный стул»
(И.В. Шевцова), «Комплементы»
Упражнение «Тень»
Релаксационный комплекс «Волшебный сон».
66 занятие
Тема: Вместе весело играть!
Цель: развивать внимание, скорость реакции, способствовать формированию дружеского отношения
к людям.
Упражнение-приветствие «Здравствуйте»
Игра «Мани-мо», «Вертящийся бубен», «Спящий» бубен»
Упражнение «Минута шалости»
Игра «Каратист», «Боксер»
Упражнение-разминка «Россорились-помирились»
Игра «Головомяч», «Аэробус», «Дождь в лесу»
Заключительное упражнение (см. занятие 1, № 11).
67 занятие
Тема: Дружба начинается с улыбки
Цель: снять мышечное напряжение, создавать положительное настроение в группе.
Упражнение-приветствие «Французский вальс»
Песенка-зарядка «Ама-лама» (сл. Г. Галиной)
Игра «Глаза в глаза»
Упражнение «Три характера»
Игра «Насос и мяч», «Поймай мой взгляд!», «Бомба», «Путаница»
Упражнение «Улыбка»
Релаксация «Улыбка»
19

Заключительное упражнение (см. занятие 1, № 11).
68 занятие
Тема: В гостях у сказки
Цель: развивать концентрацию внимания, способствовать созданию положительного настроения.
Вводная беседа. Игра «Волшебный сундучок» задание «Лабиринт» Игра «Дружные предметы» Под.
игра «Буратино» Игра «Собери картинку» Пал. гим-ка «Лягушки» Задание «Сказочные герои»
Задание «Прятки» Релаксация «Улыбка».
69 занятие
Тема: День смеха
Цель: снять мышечное напряжение, создавать положительное настроение в группе.
Приветствие. Вводная беседа. Игра «Трамвайчик» Упражнение «Билеты» Игра «Аплодисменты»
Задание «Клоуны» Задание «Дрессированные жирафы» динамическая пауза. Игра «Жонглеры»
Релаксация «Улыбка».
70 занятие
Тема: Здравствуй, Весна
Цель: развивать концентрацию внимания, способствовать созданию положительного настроения.
Приветствие. Вводная беседа. Игра «Уходи!» Упражнение «Капель» Игра «Ручеек» Игра
«Подснежники» пальчиковая гимнастика «Кораблик» Задание «Кораблик» Задание «Раскрась
мальчика» Игра «Весенняя береза» Игра «Прятки с птицами» Релаксация «Улыбка».
71 занятие
Тема: Прогулка по городу
Цель: развивать концентрацию внимания, способствовать созданию положительного настроения.
Развитие коммутативной, эмоциональной сферы.
Приветствие. Игра «Кушать подано» Игра «Зоопарк» пальчиковая гимнастика «Приглашение в
театр» Задание «Зрители» Задание «В магазине» Игра «Едем домой» Задание «Помогай-ка собирайка» игра «Пожелания».
72 занятие
Тема: Песочная лаборатория
Цель: создание комфортного психологического микроклимата, бодрого и радостного настроения у
детей. развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Беседа. Игра-превращение «Исследователи» Опытно-экспериментальная деятельность
Релаксационное упражнение-импровизация «Путь в пустыне».
73 занятие
Тема: Чудеса на песке
Цель: создание комфортного психологического микроклимата, бодрого и радостного настроения у
детей. развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Беседа. Игра «Узнай настроение по голосу» Тактильное упражнение «Письмена на песке» Подвижная
игра «Ветер и дюны».
74 занятие
Тема: Берег Больших черепах.
20

Цель: Создание комфортного психологического микроклимата, бодрого и радостного настроения у
детей. развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Беседа. Игра-импровизация «Море волнуется раз…» Релаксационное упражнение-импровизация
«Путь в пустыне».
75 занятие
Тема: Вслед за радугой.
Цель: создание комфортного психологического микроклимата, бодрого и радостного настроения у
детей. развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук. расширять
эмоциональный опыт при взаимодействии друг с другом, способствовать возникновению эмпатии,
сопереживания.
Беседа. Психоэтюд «Первые цветы» Пантомима «Живые картинки» Имитационная игра «Песенка
ручья» Релаксационное упражнение-импровизация «Путь в пустыне».

21

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Месяц

Неделя

1 занятие (содержание)

1
неделя
2
неделя

Диагностика 1
(знакомство)
Волшебные
превращения ладошки.
(песок)
Волшебные
превращения. (песок)
Сказка про ежика Витю

3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя

Отметка о
выполнении
(дата,
подпись)

2 занятие (содержание)

Знакомство с песком
Волшебные
превращения. (песок)
Сказка о Вороненке

Сказка «Маленький
Медвежонок»
Осенние листочки
(лепка)
Сказка «Помидор
Сашка»
Сказка серое ухо

Сказка «Роза и
ромашка»
Сказка «Смелый
Гномик»
Сказка «Маленький
Медвежонок»
Осенние листочки
(лепка)
Сказка «Помидор
Сашка»
Сказка серое ухо

Сказка о Зайке, который
обиделся на свою маму
Сказка о песике по
имени Тобик
Волшебство линий

Сказка о Зайке, который
обиделся на свою маму
Сказка о песике по
имени Тобик
Волшебство линий

Игра красок

Игра красок

Фантастические образы

Фантастические образы

Коллективное
творчество
Встреча художников

Коллективное
творчество
Встреча художников

Сказочный мир

Сказочный мир

Цветочное настроение

Цветочное настроение

Мелодия цвета

Мелодия цвета

Веселые картинки

Веселые картинки

«Сказка про Енота»

23

Отметка о
выполнении
(дата,
подпись)

Март
Апрель
Мая
Июнь
Июль

1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
1
неделя
2
неделя

Чудесные превращения

Чудесные превращения

Во дворе у Мудреца

Во дворе у Мудреца

Приключение в
волшебном лесу
Приглашение на день
рождения
Мы любим цирк!

Приключение в
волшебном лесу
Приглашение на день
рождения
Мы любим цирк!

В некотором царстве…

В некотором царстве…

На детской площадке

На острове старого
пирата
Готовимся к празднику

Где на свете место
силы?
У нас сегодня праздник!

Давайте познакомимся

Чувства, какие они?

Чувства, какие они?
(продолжение)
Внимание! Внимание!

Отправляемся в
путешествие
Кошки и мышки

Путешествие в зимний
лес
Вместе весело играть!

Как хорошо, что я есть!
Дружба начинается с
улыбки
День смеха

В гостях у сказки

Прогулка по городу

Песочная лаборатория

Чудеса на песке

Берег Больших черепах

Вслед за радугой

Диагностика 2

Здравствуй, Весна

24

СПИСОК ВОСПИТАННИКОВ
№ п/п

Ф.И ребенка

Возраст

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

25

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ВОСПИТАННИКОВ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ
(приложением оформляется к программе)
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Название
дополнительной
программы/дни
недели
Разноцветное
детство

Возраст

Понедельник

Вторник

Среда

4-8 лет

16.30.-17.00
(1 группа)

16.30.-17.00
(1 группа)

17.10. – 17.40
(2 группа)

17.10. – 17.40
(2 группа)

четверг

Пятница

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Контроль знаний воспитанников проводится дважды в течение учебного года (ориентировочно
октябрь, май). Формой контроля усвоения учебного материала являются диагностические методики.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РЕАЛИЗУЕМЫХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (УМК)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Посещение для занятий по дополнительной программе кабинет педагога-психолога.
1. Аудиозаписи с разной музыкой
2. Волшебная палочка
3. Ткань
4. Лента разного цвета
5. Мячи
6. Зеркальце
7. Погремушка
8. Шишки
9. Бумага для акварели
10. Бумага формата А4
11. Кисти
12. Акварельные краски
13. Гуашь
14. Карандаши
15. Пластилин

26

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ауди-, видео-, фото-, интернет-источник, электронные ресурсы.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Результатами освоения дополнительной общеобразовательной программы по арт-терапии детей
дошкольного возраста считаются:
 Индивидуальные
посещения
занятий
родителями
(законными
представителями)
воспитанников;
 Индивидуальные консультации с родителями (законными представителями) воспитанников о
результатах развития ребенка по освоению Программы;
 Выставка детских работ;
 Участие в конкурсах.
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методики:
1. Кактус (Панфилова М.А.)
2. Паровозик (Валиева С.В.)
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностический материал, позволяющих определить достижения воспитанников планируемых
результатов в Приложении № 1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИК РАБОТЫ
Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и
развития при помощи художественного творчества. Занимаясь творчеством, ребенок не только
помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их. В
работе с детьми используют несколько видов арт-терапии: Изотерапия (использование различных
форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок). Игратерапия, сказкотерапия, песочная терапия,
фототерапия, цветотерпия, музыкотерапия и т.д.
Структура занятия выстроена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей
детей шестого года жизни. Занятие состоит из трех частей:
Часть 1. Вводная.
Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный
эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.
Содержание: игры – ритуал приветствия, игры - здоровалки, игры с именами, игры, направленные
на появление эмоциональной состояние, пальчиковая гимнастика, упражнения на концентрацию
и распределение внимания, психогимнастические этюды.
Часть 2. Основная или рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия, и она зависит от
тематического блока, цели и задач занятия.
27

Содержание: релаксационные упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения,
на развитие основных эмоций, и частичную коррекцию эмоционально-волевой сферы и
личностного развития ребенка.
Деятельность самопознания и стабилизации эмоциональной сферы посредством интерактивной темной
сенсорной комнаты (упражнения с элементами медитации, слушания музыки и расслабления).
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования (изотерапия).
Песочная терапия (игры с песком с использованием метода sandplay и рисование на песке).
Творческая деятельность - художественный способ конструирования из бумаги (техника оригами).
Часть 3. Завершающая.
Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление
положительных эмоций от работы на занятии.
Содержание: здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры (ритуал прощания),
анализ своих действий и действий сверстников на занятии (с обязательным условием
положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.
Поскольку развивающая программа рассчитана на детей дошкольного возраста, то педагогпсихолог должен следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались, были включены в работу.
Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя здоровье сберегающие технологии, телесноориентированные подходы, методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно:
Упражнения на мышечную релаксацию по Э. Джекобсону (снижают уровень возбуждения,
напряжения). Дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н. и Куликовской Т.А. (действует
успокаивающе на нервную систему, обогащает мозг кислородом, что способствует активизации
мышления). Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую
роль в формировании выразительной речи детей). Пальчиковую гимнастику и самомассаж по Рузиной
М. С. (снимают напряжение, оказывают развивающее и терапевтическое значение на мелкую моторику
рук). Упражнения на профилактику зрительных нарушений по Мартынову С. (направлены на снятие
напряжения с глазных мышц и психического напряжения).
Начало и конец занятия носят «ритуальный» характер и повторяются на каждом занятии, что
позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности занятия, а также чувствовать
себя более комфортно.
АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
В МАДОУ детский сад № 34 программой предусмотрена профессиональная коррекция нарушений
развития детей (детей с ограниченными возможностями здоровья).
Образование детей с
ограниченными возможностями здоровья будет осуществляется в соответствии с индивидуальными
возможностями, особенностями развития дошкольников по Образовательной программе дошкольного
образования МАДОУ детский сад № 34, при необходимости образование детей с ограниченными
возможностями
здоровья
может
осуществляться
по
индивидуальным
учебным
планам/образовательным программам, разработанным Центрами психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи в соответствие со ст.42 Федерального закона от 29.10.2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования в содержательном разделе УМК программы
«Радуга» (научный руководитель Е.В. Соловьева) подробно представлено содержание коррекционной
работы.

28

С детьми – инвалидами (детьми с ограниченными возможностями здоровья) педагогом будет
проводится коррекционная работа по развитию индивидуальных особенностей развития
дошкольников.
Диагностика познавательного развития в рамках коррекционной работы. Реализуется в организации,
проводится квалифицированными специалистами по специальным методикам.

29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов,
врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.
Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл.
Речь, СПб, 2008г.
Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь,
2008г.
Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб, 2007 г.
Сакович Н.А. «Технология игры в песок – Игры на мосту», Спб, «Речь», 2008г.
Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия», Спб, «Питер», 2001г.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающщая сказакатерапия СПБ.: Речь, 2007г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996г.
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб,
2003г.
Цветик-семицветик Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет./ Н.
Ю. Куражева «и др.» ; под. ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2016.- 160с.
О. Ю. Епанчинцева Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017. – 80с.

30

СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ
Русакова Наталья Валентиновна
МАДОУ детский сад № 34 ОСП 4, педагог-психолог
Высшее, Челябинский педагогический университет, 2016г., Психолого-педагогическое образование,
бакалавр
Квалификационной категории нет
+7-909-008-79-78, ketrinnaa@mail.ru
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через
развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и
незаменимый способ психологической работы с детьми.
Новизна, актуальность
Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов,
среди дошкольников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В
связи с этим в настоящее время психологами используются самые разнообразные методы арт-терапии
(изотерапия,
музыкотерапия,
пескотерапия,
сказкотерапия,
игратерапия)
Содержание
программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство
защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества
как способа психологической работы с детьми.
«Изотерапия» Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого
себя, выразить свободно свои мысли чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний,
развить эмпатию, быть самим собой свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в
сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение
отношения к ней. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои
отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими,
неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения
своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и
выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование
широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых, неврозов, страхов.
«Пескотерапия» Песочная терапия развивает тактильно – кинетическую чувствительность и
мелкую моторику рук; снимает мышечную напряженность, помогает ребенку чувствовать себя
защищенным; развивает активность, расширяет жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой
для ребенка форме (принцип доступности информации); стабилизирует эмоциональные состояния,
поглощая негативную энергию; позволяет ребенку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить
происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; развивает творческие (креативные)
действия, совершенствует зрительно – пространственную ориентировку, речевые возможности;
способствует расширению словарного запаса.
«Сказкотерапия». Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий
воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе
сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Например, педагог предлагает
31

воспитанникам обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить
себя одним из персонажей, или инсценировать сказку.
«Музыкотерапия». Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной
музыкотерапии воспитанники получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При
пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый
результат. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней
гармонии.
«Игротерапия». Игротерапия – идеальное средство от детских неврозов. Невроз возникает под
влиянием жизненных событий, которые оказали на ребенка отрицательное, травмирующее воздействие
(ситуация в семье, поступление в детский сад, не сложившиеся отношения со сверстниками и
взрослыми. С помощью игры он учится самовыражению, умению принимать решения и действовать
спонтанно. Постепенно ребенок становится уверенней в себе, перестает сомневаться, бояться.
Игротерапия помогает разрешить внутренний конфликт ребенка с неврозом, способствует изменению
чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.
Актуальность. На сегодняшний день актуальность проблемы развития эмоциональной сферы
дошкольников выходит на первый план. Почти все основные свойства и личностные качества человека
закладываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного
опыта и не могут появится раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста. С
психологической точки зрения становление базовых свойств личности в дошкольном возрасте
необычайно важно, так как приобретение ребенком навыков в этом возрасте способствует развитию
самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, а также социально-психологических
особенностей в системе отношений с окружающими людьми. Метод арт-терапии, на мой взгляд, самый
продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми дошкольного возраста. При
использовании метода арт-терапии, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее
возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность
в себе и стать успешным, испытать связанные с ним положительные переживания и образцы
поведения.
Педагогическая целесообразность
Каждый ребенок — это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы
помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и
неповторимость каждого из них.
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою
уникальность не сформирована еще у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость,
неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от
внутренних переживаний ребенка.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что разработана с учетом
интересов воспитанников, и предусматривает работу развитию личности и эмоционально- волевой
сферы детей дошкольного возраста с использованием методов и приемов Арт-терапии. Арт-терапия
наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка
отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.
У детей в процессе занятий по программе «Разноцветное детство» формируется интерес к своей
деятельности на данный момент, появляется мотив достичь и увидеть результат этой деятельности,
получить позитивное подкрепление и поддержку от сверстников и взрослых, что способствует
развитию как личностных, так и психических процессов.
Срок реализации дополнительной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 4-8 лет
Учебно-тематический план кружковой работы составлен для детей второй младшей, средней и
старшего дошкольного возраста. В нём распределены 76 мероприятий непрерывной образовательной
32

деятельности, которые проводятся с 01 октября 2023 г. по 31 августа 2024 года два раза в неделю,
продолжительностью 30
Курс обучения по данной Программе рассчитан на 1год.
Основной целью Программы является различные занятия искусством. Они помогают не только
раскрыть творческий потенциал детей, но и сформировать у них правильное мировоззрение. Арттерапия направлена на развитие внимания, воображения, речи, памяти, логики и мышления. С
помощью сказок, рисования, танцев или музыки можно помочь ребенку в самовыражении:
гиперактивным переключиться на более спокойный вид занятий, а нерешительным и робким избавиться от страха. Таким образом, регулярные творческие занятия способны избавить ребенка от
психического напряжения и стресса, научить быть сосредоточенным и внимательным, а также
сформировать навыки взаимодействия малыша между собой и со взрослыми.
Развитие творческих способностей у воспитанников через арт-терапию
Задачи Программы
 Снятие эмоционального напряжения;
 Коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии;
 Коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
 Развитие чувства собственной значимости;
 Формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться,
уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
 Поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач,
сдерживания негативных реакций и др.);
 Развитие умения контролировать свои действия;
 Развитие воображения.

33

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1
Методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее
направленности и интенсивности.
Оборудование: при проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и
простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при
интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Инструкция к выполнению: предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать
кактус, такой, какой ты его себе представляешь.
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени,
сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать
вопросы,
ответы
на
которые
помогут
уточнить
интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это
растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим
методам, а именно:
1. пространственное положение
2. размер рисунка
3. характеристики линий
4. сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация.
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности
испытуемого ребенка.
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие,
длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность
форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с
цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование
темных цветов в варианте с цветными карандашами.
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
34

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на
рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение
дикорастущего, пустынного кактуса.
1.

Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темносиний — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля,
целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей
среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы,
радость.
• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение
сущности, хрупкое динамическое равновесие.
• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность,
переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.
• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.

35

ПРИЛОЖЕНИЯ № 2
МЕТОДИКА "ПАРОВОЗИК"
Методика для определения психического состояния ребенка.
Цель: Методика предназначена для определения степени позитивного и негативного психического
состояния ребенка.
Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков
(красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого и черного цветов). Их можно
сделать самостоятельно из цветной бумаги.
Инструкция: перед ребенком в беспорядочном порядке раскладывают вагончики. Ребенка просят
первым прицепить к паровозу вагончик самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся
и так далее.
Интерпретация:
0 - 3 – позитивное психическое состояние.
4-6 баллов – негативное психическое состояние низкой степени;
7-9 баллов - негативное психическое состояние средней степени;
Больше 9 баллов - негативное психическое состояние высокой степени.

36

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».