Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

DOP_SHkola_vnimaniia_Markova_2023-2024

Содержание
I.
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы……………
1.1. Пояснительная записка……………………………………………..
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы………………………..………………..
1.3. Краткое содержание программы…………………………………..
1.4. Планируемые результаты…………………………………………
II. Комплекс организационно-педагогических условий……………
2.1. Календарный учебный график …………………………………….
2.2. Учебно-тематический план …………………………………………
2.3. Календарно-тематическое планирование………………………….
2.4. Список воспитанников посещающих дополнительную
общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Школа
внимания»…………………………………………………………………….
2.5. Табель………………………………………………………………..
2.6. Расписание занятий ………………………………………………….
III. Условия реализации программы……………………………………
3.1. Условия набора и формирования групп…………………………...
3.2. Учебно-методическое обеспечение, реализуемой программы….
3.3. Материально-техническое обеспечение………………………….
3.4. Информационное обеспечение……………………………………..
3.5. Формы аттестации………………………………………………….
3.6. Оценочные материалы……………………………………………..
3.7. Методическое обеспечение…………………………………………
3.8. Список литературы………………………………………………….
3.9. Сведения о разработчике программы……………………………
IV. Аннотация программы………………………………………………
Приложение 1. Список воспитанников старшей группы ….………..
Приложение 2. Табель посещаемости воспитанников, реализуемой
программы………………………………………………………………..
Приложение 3. Протокол к диагностике развития зрительновербальных функций (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева)…………………….

3
3
5
6
6
7
7
7
11

18
18
18
18
18
19
19
19
19
20
20
20
20
21
24
25
26

I.
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школа внимания» (далее – Программа) составлена и разработана
в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12. 2012 года №
273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года № 678-р;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11. 2015 года № 09 - 3242;
методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленными письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 №
ВК-1232/09;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания;
уставом и локальными актами образовательной организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным
общеразвивающим программам) в МАДОУ детский сад № 34, «Проекта
программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием» (М.: Просвещение, 1986), «Программы коррекционного
обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б.
Филичевой и Т. В. Тумановой (1999) и методических рекомендаций А. Каше
«Подготовка к школе детей с недостатками речи», (М.: Просвещение, 1985);
Требованиям
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области. ГАНОУ СО «Дворец молодежи», январь 2020 года;
Уставом МАДОУ детский сад № 34;
3

Положением о структуре, порядке деятельности по разработке,
утверждении,
реализации,
обновлению
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программам в МАДОУ детский сад
№ 34 от 01.06.2021 года.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Новизна: возможность создания единого курса по формированию
внимания и произвольности у дошкольников для обеспечения
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней.
Актуальность: поток информации, ранняя компьютеризация,
развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни
приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни
современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали
влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей
бурной жизни. Интенсивное внешнее воздействие в сочетании с незрелостью
мозговых структур дошкольника зачастую приводит к нарушению внимания,
импульсивности и гиперактивности. Внешне эти проблемы могут
проявляться по-разному. Одни дети слишком активны, неусидчивы,
несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Другие, наоборот,
несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и
рассеянны. Объединяют тех и других детей трудности организации
внимания, неумение планировать и контролировать свои действия. По
мнению большинства педагогов это основные причины, осложняющие
организацию учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и
правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Это, в свою
очередь, способствует полноценному проживанию ребенком всех этапов
детства, обогащению (амплификации) детского развития.
Таким образом, в настоящее время стали актуальными проблемы
развития внимания, произвольности для формирования познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности.
Внимание само по себе не является особым познавательным
процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию,
мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого
процесса.
Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека,
от его особенностей зависят
и
такие
качества
личности,
как
наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях
малозаметные, но существенные признаки.
Педагогическая целесообразность: программа состоит из серии
специально организованных занятий, которые направлены на развитие
внимания и формирование произвольности. Занятия составлены с учетом
уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
4

Последовательность тем может варьироваться, допустимо включение других
заданий, массовых мероприятий, в зависимости от возраста и уровня
развития детей, материально-технической базы. Программа соответствует
потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей.
Отличительными особенностями программы являются то, что в
основу положена методика, разработанная кандидатом психологических наук
Н.М. Пылаевой и доктором психологических наук Т.В. Ахутиной «Школа
внимания». Работа строится с опорой на числовой ряд. Почему именно
числовой ряд выбран для отработки навыков программирования и контроля?
Потому, что, во-первых, овладение числовым рядом - не только необходимое
звено, но и фундамент начального учебного процесса. Умение упорядочить
объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т. е.
найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых и
необходимых в практической жизни культурных навыков человека.
Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет
вынести программу действий вовне, организовать совместные действия
педагога и ребенка, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и
увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают
широкие
возможности
дозировано
усложнять
требования
к
программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с
целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая
его индивидуальные особенности.
Адресат программы: дети 5-6 лет (старшая группа).
Срок освоения: 1 год.
Режим и продолжительность занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю,
продолжительность занятий: 30 минут.
Объём - количество часов по программе - 36. Продолжительность
одного занятия - 1 учебный час.
Срок освоения - по временным и возрастным характеристикам
программа рассчитана на один год.
Формы обучения – в программе предусмотрены различные формы
деятельности – индивидуальные, групповые задания.
Виды занятий – теоретические и практические занятия, открытое
занятие.
Формы подведения результатов реализации программы:
В конце года обучения проводится диагностическое занятие по
выявлению:
 критерия обученности и развития ребенка;
 критерия воспитанности.
Уровень стартовый.

5

1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель программы: развитие свойств внимания и произвольности у
детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
обучающие:
 учить выполнять действия по речевой инструкции взрослого.
 учить совместному пошаговому выполнению действий по наглядной
программе.
 учить детей понимать и принимать учебную задачу, поставленную
взрослым, контролировать её достижение в течение всего занятия.
развивающие:
 формировать внимательность, наблюдательность.
 развивать интерес к интеллектуальной деятельности, слуховое и
зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, словарный
запас, мелкую моторику.
 расширять поле зрения, оптимизировать тонус мышц, развивать
межполушарные взаимодействия.
воспитательные задачи:
 воспитывать самоконтроль.
 формировать культуру общения с детьми и педагогом.
 приучать к аккуратности в выполнении каждого упражнения,
поддерживать порядок на рабочем месте.
Основополагающие педагогические принципы программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон
ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного
отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А.
Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного
формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
1.3. Краткое содержание программы
Программа состоит из серии специально организованных занятий,
составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и
индивидуальных
особенностей.
Последовательность
тем
может
варьироваться, допустимо включение других заданий, массовых
мероприятий, в зависимости от возраста и уровня развития детей,
материально-технической базы.
6

Социально-гуманитарная направленность программы обеспечивается
максимальным использованием на занятиях предметно-практической
деятельности.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
 выполняет действия по речевой инструкции взрослого.
 выполняет действия по наглядной программе.
 самостоятельно выполняет и контролирует свои действия.
 понимает и принимает учебную задачу, поставленную взрослым,
контролирует её достижение в течение всего занятия.
 сосредотачивает свое внимание на главном.
 проявляет наблюдательность, интерес к интеллектуальной
деятельности.
Личностные результаты:
 на достаточном уровне сформировано слуховое и зрительное
восприятие, логическое мышление, связная речи, словарный запас, мелкая
моторика.
 тактично обращаться за помощью к педагогу или сверстнику в
случае затруднения.
 соблюдает аккуратность в выполнении упражнения, поддерживает
порядок на рабочем месте.
Предметные результаты:
 не допускает в корректурных пробах более трех ошибок.
 выполняет арифметические операции в пределах десяти.
 может ориентироваться в пространстве, на листе.
 умеет сравнивать предметы по цвету, форме, величине, назначению.
II.

Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Занятия проводятся с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года
Возраст
детей
5-6 лет

Год
обучения
первый

Длительность Количество
занятия
в неделю
30 минут
1

Количество
занятий в год
36

2.2. Учебно-тематический план
№ Наименование
п/
раздела, темы
п
1. Вводное
2. Идентификация
зрительных

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Формы аттестации
и контроля
Практическая работа,
наблюдение
7

изображений
3.
4.
5.
6.
7.
8
9
10
11

12

13
14

Нахождение
различий
Опознание
формы предмета
Перцептивное
моделирование
Недостающие и
лишние детали
Изображения в
шуме
Наложенные
изображения
Знакомство
с
числовым рядом
Числовой ряд в
прямом порядке
Количественный
ряд в прямом
порядке
Числовой ряд в
обратном
порядке
Параллельные
ряды
Итоговое
занятие
Итого

Практическая
наблюдение
Практическая
наблюдение
Практическая
наблюдение
Практическая
наблюдение
Практическая
наблюдение
Практическая
наблюдение
Практическая
наблюдение
Практическая
наблюдение
Практическая
наблюдение

работа,

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

Практическая работа,
наблюдение

3

0,5

2,5

2

0,5

1,5

Практическая работа,
наблюдение
Практическая работа,
наблюдение

36

6

28

работа,
работа,
работа,
работа,
работа,
работа,
работа,
работа,

Содержание учебного плана
Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: знакомство детей с материалами и оборудованием.
Практика: ознакомление детей с рабочей тетрадью, в которой они
будут работать на занятиях.
Тема № 2. Идентификация зрительных изображений.
Теория: показ и объяснение заданий на узнавание реалистических
изображений хорошо знакомых объектов; черно-белых, контурных,
стилизованных или схематических пар к реалистическим изображениям;
сравнение объектов и их более полных или более обобщенных изображений.
8

Практика: выполнение практических заданий и упражнений по
идентификации зрительных изображений: «лото»; «найди по силуэту»;
«найди по тени»; «овощи и фрукты»; «животные»; «Теремок»; «найди, чей
контур?»; «в гостях у гномов»; «гном и его тень»; «подарок для гнома»;
«помоги гномам».
Тема № 3. Нахождение различий.
Теория: показ и объяснение заданий по нахождению различий в
сюжетных картинках.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений по
нахождению различий: «найди и назови, чем различаются картинки»; «найди
и раскрась»; «сделай рисунки одинаковыми»; «10 различий»; «сыщик»; «20
различий».
Тема № 4. Опознание формы предмета.
Теория: показ и объяснение заданий на умения выделять важнейший
признак предмета — его форму, сопоставлять с известными формами и
обобщать.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений на
опознание формы предмета: «форма предмета»; «поиск формы предмета»;
«назови фигуры»; «посмотри и опиши картину»; «дорисуй фигуру по
образцу»; «преврати фигуру во что-то»; «фигуры заблудились»;
«волшебник».
Тема № 5. Перцептивное моделирование.
Теория: показ и объяснение заданий, в которых ребенок учится
анализировать части, выделять ключевые признаки формы и объединять их в
целостный образ предмета.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений по
перцептивному моделированию: «составь изображение из двух половинок»;
«найди недостающую деталь»; «художник перепутал»; «найди дорожки»;
«дорисую половинку»; «дорисуй симметричные половинки»; «назови и
обведи»; «дополни предмет деталями»; «чего не хватает»; «дорисуй фигуру»;
«одежда»; «портниха»; «одень куклу»; «одежда и обувь».
Тема № 6. Недостающие и лишние детали.
Теория: показ и объяснение заданий на обогащения и уточнения
зрительных представлений, активизация зрительного внимания.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений на
нахождения недостающих и лишних деталей: «художник забыл нарисовать»;
«дорожки»; «найди неправильные и пропущенные детали»; «где спрятались
поросята»; «найди части предметов»; «исправь рисунок»; «помоги Кате»;
«что хотел нарисовать художник»; «лето».
9

Тема № 7. Изображения в шуме.
Теория: показ и объяснение заданий на закрепления навыков
зрительного внимания в перцептивно сложном фоне.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений для
нахождения изображения в шуме: «найди спрятанный рисунок»; «сыщик»;
«кто играет с мышатами»; «сколько рыбок ты найдёшь?»; «шифровка»; «10
спрятавшихся предметов»; «семь овечек и восемь целых клубничек»;
«животные»; «зоопарк»; «найди и обведи все предметы, которые ты нашел».
Тема № 8. Наложенные изображения.
Теория: показ и объяснение заданий для закрепления всех компонентов
зрительного действия: умения внимательно анализировать объекты, гибко
соединять обе стратегии восприятия, выдвигать и проверять перцептивные
гипотезы, игнорировать помехи, точно воспроизводить словесное
обозначение объекта.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений: «узнай
по контуру»; «цветные фигуры»; «вспомни и нарисуй»; «фрукты»; «овощи»;
«игрушки»; «спорт и развлечение»; «одежда»; «посуда»; «профессии»;
«мебель и бытовые электроприборы»; «геометрические фигуры»;
«животные»; «деревья»; «вспомни и нарисую не повторяясь».
Тема № 9. Знакомство с числовым рядом.
Теория: показ и объяснение заданий, в которых у ребенка закрепляется
представление об упорядоченной последовательности, соотнесения числа и
цифры и представления о числовом ряде; припоминание на основе
сказочного сюжета порядковых числительных: «первый», «второй» и т. д.;
отработка числовых рядов от 5 до 10 в прямом и обратном порядке;
закрепление написания цифр; перенос в реальную практику умений,
полученных на занятиях; актуализация прямого и обратного рядов чисел,
называемых как подряд, так и избирательно - с заданного числа; отработка
избирательной актуализации числового ряда (1, 3, 5, 7 и 2, 4, 6).
Практика: выполнение практических заданий и упражнений на
знакомство с числовым рядом: «репка»; «теремок»; «рисунки слоненка»;
«большие дома»; «лестница»; «домики»; «гармошка»; «телефон»; «часы»;
«цифры в окошках».
Тема № 10. Числовой ряд в прямом порядке.
Теория: показ и объяснение заданий, в которых у ребенка закрепляется
представление о числовом ряде; тренируется зрительно-моторная
координация и произвольное внимание; закрепляются знания числового
ряда; повышается мотивация к выполнению задания путем работы в группе.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений
с
числовым рядом в прямом порядке: «солдаты на посту»; «найди и раскрась»;
10

«белочка и краски»; «Буратино»; «полет шмеля»; «шарики для спортсменов»;
«кто скорее?»; «шар»; «помоги Буратино»; «цифры в окошках».
Тема № 11. Количественный ряд в прямом порядке.
Теория: показ и объяснение заданий, в которых у ребенка закрепляется
представление о соответствии числа и цифры, о числовом ряде, о связи числа
и цифры.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений с
количественным рядом в прямом порядке: «грибы»; «бусы»; «шифровка»;
«лепестки»; «шифровка-2»; «точки»; «точки и звездочки»; «часы»; «римские
цифры»; «шифровка-3».
Тема № 12. Числовой ряд в обратном порядке.
Теория: показ и объяснение заданий с отработкой программы с
числами, данными в обратном порядке, с обратным рядом чисел; проверка
умения действовать по словесной инструкции в усложненном зрительном
поле.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений с
числовым рядом в обратном порядке: «найди и раскрась - 1»; «Буратино»;
«полет бабочки»; «найди и раскрась - 2»; «таблица 12 - 1»; «одуванчик»; «кто
скорее?»; «маршрут 15 - 1»; «буквы и звезды»; «цифры в окошках».
Тема № 13. Параллельные ряды.
Теория: показ и объяснение заданий с параллельными рядами.
Практика: выполнение практических заданий и упражнений с
параллельными рядами: «обезьянка и зайчик»; «таблица белых и черных
цифр»; «бабочка и шмель»; «мишка в самолете»; «помоги коту»; «арабские и
римские цифры»; «полет бабочки»; «маршрут 1 – I и дальше»; «программа с
прямым и обратным рядом»; «покажи цифры».
Тема № 14. Итоговое занятие.
Практика: выполнение практических заданий на выявления
сформированных умений у ребенка: идентификация зрительных
изображений; нахождение различий; опознание формы предмета;
перцептивное моделирование; недостающие и лишние детали; изображения в
шуме; наложенные изображения; числовой ряд в прямом порядке;
количественный ряд в прямом порядке; числовой ряд в обратном порядке;
параллельные ряды.

неделя

месяц

2.3. Календарно-тематическое планирование
1 занятие (содержание)

Отметка о
выполнении
(дата, подпись)

11

1 неделя
2 неделя
1 неделя

4 неделя

3 неделя

Сентябрь
Октябрь

Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «лото»; «найди по силуэту»; «найди
по тени»; «овощи и фрукты», «животные»;
«теремок», «найди, чей контур?»; «в гостях у
гномов»; «гном и его тень»..
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «выше-ниже».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «подарок для гнома»; «помоги
гномам».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «сзади-спереди».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «найди и назови, чем различаются
картинки»; «найди и раскрась»; «сделай рисунки
одинаковыми».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «сзади-спереди».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «10 различий»; «сыщик»; «20
различий».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «встань рядом».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «форма предмета»; «поиск формы
предмета»; «назови фигуры»; «посмотри и опиши
картину».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «встань рядом».
Ритуал прощания.

12

2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя

Ноябрь

Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «дорисуй фигуру по образцу»;
«преврати фигуру во что-то»; «фигуры
заблудились»; «волшебник». Глазодвигательное
упражнение.
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «предлоги».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «составь изображение из двух
половинок»; «найди недостающую деталь»;
«художник перепутал»; «найди дорожки»;
«дорисую половинку»; «дорисуй симметричные
половинки».
Игра: «предлоги».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «назови и обведи»; «дополни
предмет деталями»; «чего не хватает»; «дорисуй
фигуру».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «запомни и покажи».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «одежда»; «портниха»; «одень
куклу»; «одежда и обувь»; «художник забыл
нарисовать»; «дорожки».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «запомни и покажи».
Ритуал прощания.

13

2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя

Декабрь

Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения:
«найди
неправильные
и
пропущенные
детали»;
«где
спрятались
поросята»; «найди части предметов»; «исправь
рисунок»; «помоги Кате»; «что хотел нарисовать
художник»; «лето».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «право-лево».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «найди спрятанный рисунок»;
«сыщик»; «кто играет с мышатами»; «сколько
рыбок ты найдёшь?»; «шифровка»; «10
спрятавшихся предметов»; «семь овечек и восемь
целых клубничек».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «право-лево».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «животные»; «зоопарк»; «найди и
обведи все предметы, которые ты нашел».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Встань рядом, повтори движение».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «узнай по контуру»; «цветные
фигуры»; «вспомни и нарисуй»; «фрукты»;
«овощи»; «игрушки»; «спорт и развлечение».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Встань рядом, повтори движение».
Ритуал прощания.

14

2 неделя
3 неделя
4 неделя
2 неделя
3 неделя

Январь

Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «одежда»; «посуда»; «профессии»;
«мебель
и
бытовые
электроприборы»;
«геометрические
фигуры»;
«животные»;
«деревья»; «вспомни и нарисую не повторяясь».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Что наверху, внизу? Что справа, слева?
Что впереди, позади?»
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «репка»; «теремок».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Что наверху, внизу? Что справа, слева?
Что впереди, позади?»
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «рисунки слоненка»; «большие
дома»; «лестница».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Где предмет?»
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «домики»; «гармошка»; «телефон».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Где предмет?»
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «часы»; «цифры в окошках».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Где предмет?»
Ритуал прощания.

15

4 неделя
1 неделя
2 неделя
1 неделя

4 неделя

3 неделя

Февраль
Март

Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «солдаты на посту»; «найди и
раскрась».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Встань рядом, повтори движение».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «белочка и краски»; «Буратино»;
«полет шмеля».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Встань рядом, повтори движение».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «шарики для спортсменов»; «кто
скорее?»; «шар».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Зеркало».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «помоги Буратино»; «цифры в
окошках».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Зеркало».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «грибы»; «бусы»; «шифровка».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Робот (двигательный диктант)».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «лепестки»; «шифровка-2».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Робот (двигательный диктант)».
Ритуал прощания.

16

2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя

Апрель

Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «точки»; «точки и звездочки».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Путаница».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения:
«часы»;
«римские
цифры»;
«шифровка-3».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Путаница».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «найди и раскрась - 1»; «Буратино»;
«полет бабочки».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Найди предмет».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «найди и раскрась - 2»; «таблица 12
- 1»; «одуванчик».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Найди предмет».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «кто скорее?»; «маршрут 15 - 1».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Куда указывает стрелка?»
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «буквы и звезды»; «цифры в
окошках».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Куда указывает стрелка?»
Ритуал прощания.

17

4 неделя
1 неделя
2 неделя
4 неделя

3 неделя

Май

Приветствие.
Беседа.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «обезьянка и зайчик»; «таблица
белых и черных цифр»; «бабочка и шмель».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Разложим по порядку».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: «мишка в самолете»; «помоги
коту»; «арабские и римские цифры»; «полет
бабочки».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Разложим по порядку».
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения:
«маршрут 1 – I и дальше»;
«программа с прямым и обратным рядом»;
«покажи цифры».
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Что было раньше?»
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения:
идентификация
зрительных
изображений; нахождение различий; опознание
формы предмета; перцептивное моделирование;
недостающие и лишние детали; изображения в
шуме; наложенные изображения.
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Что было раньше?»
Ритуал прощания.
Приветствие.
Дыхательное упражнение.
Упражнения: числовой ряд в прямом порядке;
количественный ряд в прямом порядке; числовой
ряд в обратном порядке; параллельные ряды.
Глазодвигательное упражнение.
Игра: «Палочки».
Ритуал прощания.

18

2.4. Список воспитанников посещающих дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую
программу
«Школа
внимания» (смотреть Приложение №1)
2.5.

Табель (смотреть Приложение №2)

2.6.

Расписание занятий

Название
ДОП
«Школа
внимания»

группа
старшая

понедельник

вторник

среда

15.10-15.40

15.10-15.40

(1-я подгруппа)

(2-я подгруппа)

четверг

пятница

III. Условия реализации программы
3.1. Условия набора и формирования групп
Прием на занятия по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе проводится общедоступным набором, без
предъявления требованиям к способностям, по личному желанию детей из
старших групп и их родителей. Количество детей, одновременно
занимающихся в кружке, соответствует количеству мест - до 10 человек.
3.2. Учебно-методическое обеспечение, реализуемой программы
1. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом /
Сост. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - М.: Академия, 2003. — 32 с.
2. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и
коррекции внимания у детей 5-7 лет: Рабочая тетрадь. - М.: Теревинф, 2004. –
50 л.
3. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Методика
развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет: Рабочая тетрадь 1.
Изд. В. Секачев, 2019 г.
4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Методика
развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет: Рабочая тетрадь 2.
Изд. В. Секачев, 2019 г.
3.3. Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий.
2. Столы и стулья.
3. Предметные игрушки.
4. Магнитная доска.
5. Цветные мелки.
6. Краски, карандаши, фломастеры.
7. Писчая и цветная бумага.
8. Рабочие тетради.

19

3.4. Информационное обеспечение – ноутбук и принтер для
распечатывания необходимых материалов для детей, интернет для поиска
необходимых материалов, в связи с внесением обоснованных корректоров в
программу.
3.5. Формы аттестации
Процедура первичного и итогового контроля производится с помощью
диагностики развития зрительно-вербальных функций: Альбом. Ахутина Т.
В., Пылаева Н. М. https://klex.ru/vmt
Для выявления развития зрительно-вербальных функций необходимо:
- выявления начального уровня развития способностей ребенка;
- проектирования индивидуальной работы;
- оценка эффективности педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает способности детей,
сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели,
выявленные для данного возраста.
Цель диагностики: выявление уровня развития зрительно-вербальных
функций ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности
педагогического воздействия).
Форма отслеживания: диагностика и наблюдение; аналитическая
справка.
Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май.
3.6. Оценочные материалы
Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом.
Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Приложение 3. Протокол к диагностике
развития зрительно-вербальных функций (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева).
3.7. Методическое обеспечение.
Краткое описание методики работы: в альбоме представлен
материал для работы с детьми из следующего набора проб:
- опознание реалистических изображений,
- опознание наложенных изображений,
- опознание перечеркнутых изображений,
- опознание незаконченных изображений,
- опознание изображений в «шуме»,
- выделение изображений из фона,
- запоминание и узнавание предметных изображений,
- называние предметов и действий.
3.8. Список литературы

20

1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-

вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.:
Академия, 2003. - 64 с.
2. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и
коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие. - М.: Теревинф,
2004. – 47 с.
3. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и
коррекции внимания у детей 5-7 лет: Рабочая тетрадь. - М.: Теревинф, 2004. –
50 л.
4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Методика
развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет: Рабочая тетрадь 1.
Изд. В. Секачев, 2019 г.
5. Сиротюк
А.Л. Упражнения для психомоторного развития
дошкольников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008 – 60 с.
3.9. Сведения о разработчике программы
ФИО составителя: Маркова Ольга Игоревна.
Место работы, должность: МАДОУ детский сад № 34 ОСП 3,
педагог-психолог.
Образование: ФГА ОУ ВПО «РГППУ» г. Екатеринбург, 2014 года,
специальность: педагогика и психология, квалификация: «педагог-психолог».
Квалификационная категория: 1 КК.
Телефон,
электронная
почта:
8(912)286-23-32,
olya.markova.1989@list.ru
IV. Аннотация программы
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школа внимания» разработана и апробирована на базе МАДОУ
детский сад № 34 ОСП 3 в 2021-2022, 2022-2023 учебном году и
предназначена для использования специалистами дошкольных учреждений.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами федерального, регионального уровня.
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Актуальность: поток информации, ранняя компьютеризация,
развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни
приводят к увеличению объема знаний, необходимых
для
жизни
современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали
влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей
бурной жизни. Интенсивное внешнее воздействие в сочетании с незрелостью
мозговых структур дошкольника зачастую приводит к нарушению внимания,
импульсивности и гиперактивности. Внешне эти проблемы могут
проявляться по-разному. Одни дети слишком активны, неусидчивы,
несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Другие, наоборот,
21

несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и
рассеянны. Объединяют тех и других детей трудности организации
внимания, неумение планировать и контролировать свои действия. По
мнению большинства педагогов это основные причины, осложняющие
организацию учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и
правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Это, в свою
очередь, способствует полноценному проживанию ребенком всех этапов
детства, обогащению (амплификации) детского развития.
Отличительными особенностями программы являются то, что в
основу положена методика, разработанная кандидатом психологических наук
Н.М. Пылаевой и доктором психологических наук Т.В. Ахутиной «Школа
внимания».
Адресат программы: дети 5-6 лет (старшая группа).
Количество детей, одновременно занимающихся в кружке,
соответствует количеству мест - до 10 человек.
Срок обучения: 1 год.
Режим и продолжительность занятий: занятия проводятся во
второй половине дня, один раз в неделю, продолжительность занятий: 30
минут.
Объём - количество часов по программе - 36. Продолжительность
одного занятия - 1 учебный час.
Срок освоения - по временным и возрастным характеристикам
программа рассчитана на один год.
Формы обучения – в программе предусмотрены различные формы
деятельности – индивидуальные, групповые задания.
Виды занятий – теоретические и практические занятия, открытое
занятие.
Формы подведения результатов реализации программы: в начале и в
конце года обучения проводится диагностическое занятие по выявлению:
критерия обученности и развития ребенка; критерия воспитанности.
Уровень стартовый.
Цель программы: развитие свойств внимания и произвольности у
детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
обучающие:
 учить выполнять действия по речевой инструкции взрослого.
 учить совместному пошаговому выполнению действий по наглядной
программе.
 учить детей понимать и принимать учебную задачу, поставленную
взрослым, контролировать её достижение в течение всего занятия.
развивающие:
 формировать внимательность, наблюдательность.
22

 развивать интерес к интеллектуальной деятельности, слуховое и
зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, словарный
запас, мелкую моторику.
 расширять поле зрения, оптимизировать тонус мышц, развивать
межполушарные взаимодействия.
воспитательные задачи:
 воспитывать самоконтроль.
 формировать культуру общения с детьми и педагогом.
 приучать к аккуратности в выполнении каждого упражнения,
поддерживать порядок на рабочем месте.
Основополагающие педагогические принципы программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон
ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного
отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А.
Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного
формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
 выполняет действия по речевой инструкции взрослого.
 выполняет действия по наглядной программе.
 самостоятельно выполняет и контролирует свои действия.
 выполняет действия по внутренней программе или переносит ее на
новый материал.
 понимает и принимает учебную задачу, поставленную взрослым,
контролирует её достижение в течение всего занятия.
 сосредотачивает свое внимание на главном.
 проявляет наблюдательность, интерес к интеллектуальной
деятельности.
Личностные результаты:
 на достаточном уровне сформировано слуховое и зрительное
восприятие, логическое мышление, связная речи, словарный запас, мелкая
моторика.
 тактично обращаться за помощью к педагогу или сверстнику в
случае затруднения.
 соблюдает аккуратность в выполнении упражнения, поддерживает
порядок на рабочем месте.
Предметные результаты:
 не допускает в корректурных пробах более трех ошибок.
23

 выполняет арифметические операции в пределах десяти.
 может ориентироваться в пространстве, на листе.
 умеет сравнивать предметы по цвету, форме, величине, назначению.
Процедура первичного и итогового контроля производится с помощью
диагностики развития зрительно-вербальных функций: Альбом. Ахутина Т.
В., Пылаева Н. М.

Приложение 1
Список воспитанников старшей группы.
№
п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Ф.И. ребенка

Дата
рождения

подгруппа

24

13
14
15
16
17
18
19
20

25

Приложение 2
Табель посещаемости воспитанников, реализуемой программы
Табель учета посещаемости детей дополнительных образовательных услуг
Школа внимания
МАДОУ детский сад № 34 ОСП 3, Мира , 33
за _________ 2023 г.
Дни посещений (даты месяца)
№
п/
п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1
2
3

4

5

6

7

8

9

10

11

12
13
14
15
16

Всего присутствует
Руководитель учреждения МАДОУ детский сад № 34 ОСП 3 ________ __________________________
(должность)

(подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель: Педагог-психолог МАДОУ детский сад № 34 ОСП 3______
(должность)

Маркова О.И.

(подпись) (расшифровка подписи)

"___"_______________ 2023 г.
Примечание (обозначение): "Я" - явка; "Н" - неявка; "Б" - больничный лист; "О" - отпуск.

Отметка бухгалтерии о принятии настоящего табеля
Исполнитель бухгалтер

________ __________________________

(должность)
"___"_______________ 2023 г.

(подпись)

(расшифровка подписи)

31

Всег
о
дней

Всего
пропу
щенн
ых
дней

Приложение 3
Протокол к диагностике развития зрительно-вербальных функций
(Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева)
Ф. И. ребенка_____________________________________________________________ дата рождения _________________
Группа__________________________________________________________________ статус _________________________
Дата (первичная диагностика)____________________________ Дата (итоговая диагностика)________________________
скамейка

гриб

ремень

яблоко

светильник

перо

рыба, тарелка, елка

Реалистические изображения
змея
помидор

шланг

ведро, топор, ножницы, кисть, грабли

телефон, груша, часы

мяч

Наложенные изображения
светильник, ключ,
кувшин

яблоко, апельсин, человек,
шляпа

бабочка

круг

телефон

шляпа

шуба

часы

лист, лопата, гриб, гитара

чайник, тарелка, стакан, бутылка,
вилка

туфли, сумка, свекла, мясорубка

медведь, лиса, заяц

квадрат

балалайка

чемодан

часы, маска, туфель

свинья, баран, коза

звезда

диван

треугольник

кувшин

прямоугольник

пятиугольник

овал

Перечеркнутые изображения
молоток
лампа

ландыш

расческа

Незаконченные изображения
лампа

ведро

ножницы

ключ

ножницы

весы

лейка

чайник

молоток*

молоток

очки

кувшин*

кувшин

кисть

жук

сапог

булавка

чайник

очки

нож

лопата*

лопата

ключ*

ключ

яблоко

цветок

утка

змея

шляпа

дерево

кружка

перчатка

вишня

чашка

парусник

звезда

градусник*

гусь*

градусник

гусь

якорь

Изображения в «шуме»
чайник*

очки*

Изображения на сложном фоне
рыба
свеча

Изображения для запоминания и узнавания*
ковш*
коза*

ковш

коза

куст*

груша*

куст

груша

машина

корона

Картинки для называния предметов и действий
пальто

перо

водитель

кровать

лестница

кастрюля

прищепка

кенгуру

строят

трёт

расчесывается

подметает

привязывает

кормит

вяжет

рисует

рубит

гладит

Заключение_____________________________________________________________________________________________________________________________
дата: __________________________________ педагог-психолог: _____________/Маркова Ольга Игоревна

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».